Этические беседы в начальной школе. Беседы на актуальные темы с младшими школьниками материал на тему

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

МОУ >

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К ЭТИЧЕСКИМ БЕСЕДАМ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Из опыта работы
учителя начальных классов Игнатовой Татьяны Алексеевны

Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивости мотивов нравственного поведения. Так как убеждения на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать так или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешнее их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирование у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных эстетических беседах во внеурочное время. Эстетическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходит постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная деятельность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, школьного и классного коллектива, личный опыт ребенка – дают достаточный материал о нормах морали. Но наблюдения за поведением школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретном случаем. Недостаточность, неполнота знаний проявляется в том, что дети могут назвать минимальное (даже для их возраста) количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственных отношений. Они самостоятельно не обобщают имеющейся у них опыт реальной отношений, личных переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков.
У детей существуют и сложные представления о нормах морали.
Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и >, между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений за явлением моральной жизни, необходимых для доступных их обобщений.

Беседы в 1-4 классах проводятся по таким направлениям

1. Преданность Родине.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О коллективизме
4. О товариществе и дружбе.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О справедливости.
7. О честности и умении держать слово.
8. О сознательной дисциплине и культуре поведения.
9. О непримиримости к равнодушию и злу.

К беседе >

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО К.Д. Ушинский
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родные; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родина мать – одна у него родина.

ПОСМОТРЮ Я В ЭТО УТРО РАННЕЕ… М.Исаковский Посмотрю я в это утро ранее
На родине мирные края-
Нет на свете краше и желаннее,
Чем земля советская моя

Ты ветрами вешними овеяна,
Ты омыта светлою водой
И, руками нашими взлелеяна,
Наливаешь колос золотой.

Все твои богатства открываются
Для людей – в награду за труды,
И моря в пустынях разливаются,
И шумят на севере сады.

И напрасно свора людоедская
Угрожает счастью твоему:
Мы тебя, земля моя родная,
Не дадим в беду ни кому.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Тот герой, кто за Родину Герой.
Родимая сторона – мать, чужая мачеха.
Своя земля и горести мила.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

К беседе >

Надо всегда помнить, что любая вещь – результат многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, надо знать и уметь. В беседе дети должны уяснить общественное значение труда, понять, какую пользу приносит труд людей разный профессий, например, труд швеи, шофера, строителя. Надо обратить внимание детей на коллективный характер труда на предприятиях, на взаимоотношениях людей в труде. Можно проследить, например, сколько людей трудилось над школьной формой, как работа одного человека зависит от работы других, как люди помогают друг другу в труде.

Эту часть беседы можно закончить чтением группой детей стихотворения:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем.

Учитель подводит детей к тому, что много труда, сил умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, не только в них, но и в другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем вещам. Закончить эту беседу можно словами:

Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку, - береги,
Не ломай, не мни, не рви.


Учёба это главный труд школьника. Очень важно добиваться показателей в учебе не только самому, но и проявлять внимание к учебе своих товарищей. В некоторых рабочих коллективов есть замечательный девиз > Под этим девизом должны трудиться и учиться школьники.

К беседе >

ЗОЛОТЫЕ РУКИ Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил
Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил.

Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро… У него гремят в карманах слитки- Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло
Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордиться.
Хоть парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад. > -
Про него соседи говорят.

О ЧЕЛОВЕЧЕТСВЕ Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
А старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра)
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Тот не чего не боится, кто умеет трудиться.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родиться.
По работе и мастера знать.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Терпение и труд - всё перетрут.
Век живи, век учись.
Работа да руки - надёжные в людях поруки.
Без труда не вынешь и рыбку и пруда.

Учитель подводит детей к мысли, что тот испытывает радость от встречи с коллективом, кто вложил немало своего личного труда, усилий, стремиться всегда быть полезным коллективу. А для этого нужно прежде всего научиться каждому добросовестно выполнять то поручении, которое доверил коллектив.
К сожалению, в коллективах встречаются ребята, которые о своих поручениях забывают, или выполняют их небрежно. Есть и такие ребята, которые отказываются выполнять порученное дело, стремясь остаться в стороне. Во время беседы надо обсудить с детьми, как вовлечь всех ребят в общую работу.
В беседе раскрывается и такая мысль: коллективно работать, играть - это значит сообща, вместе, дружно выполнять общее дело, где на первом месте - общие дела, а не личный интерес. Поэтому иногда приходиться уступить, где-то пожертвовать своими интересами в пользу общего дела.


К беседе>

В беседе о справедливости учитель говорит с детьми о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно товарищеские поступки. Эта мысль приобретает особое значения для младших школьников, которым свойственно прежде всего видеть неправильные действия и поступки своих сверстников.
Детям надо рассказать о необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но и в тоже время показать, что справедливость требует борьбы с недостатками, неправильным мнением или поведением.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
А. Митяев На фронте хлеб нам выдавали утром – сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов. Один солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Когда это дело кончилось, он просил кого-нибудь отвернуться. Кому! – спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба. Отвернувшийся называл фамилию. Названный брал свою долю.
Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко,
кричали со смехом >
Мы и тогда, в голодное время, не были жадными и расчетливыми, каждый готов был пожертвовать за товарища жизнью.
Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины и дети.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ Сереже не везло. Играл с ребятами в > и вот уже полчаса как >. Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет да и закричит из-за угла: > Ребята, видимо, заметили его состояние, после каждого > говорят: >. Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. >
Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано?

К беседе >

Воспитание гуманных чувств в младшем школьном возрасте является существенной стороной становление личности. В гуманных чувствах проявляются эмоциональное отношение ребенка к другим людям, к коллективу.
С самого раннего возраста ребенка учат различать поступки людей с точки зрения добра и зла. В беседах с детьми на конкретных примерах раскрываются проявления доброты. Учащиеся из своего опыта могут привести немало примеров доброты окружающих людей, рассказать о бесценной материнской любви к детям и заботе о них. Надо дать понять детям, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своими сверстникам, к младшим. Детей нужно научить быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда.

(Сказка) Л. Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Стала белка просить: - Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы наверху все играете и прыгаете. Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Пословицы и поговорки Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго человека. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди. Скромность каждому к лицу. Скромность украшает героя.

К беседе > Целесообразно обратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого в поведении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимают требования и советы учителя, которые приобретают в них статус закона, и зорко следят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами. В случае малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируют учителя > и т.п. Возникают ссоры, взаимные упрёки, конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество – одна из причин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми.
Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее, порою отказываясь оттого, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людям проявляется не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ А. Рекемчук
Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе называть своим другом?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над этим должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говориться >. Понятие, противоположное дружбе,- эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга… В.И. Даль в своем знаменитом > приводит такое определение дружбы: >. На первое место знаменитый ученный и писатель ставит бескорыстие.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Друга ищи, а найдёшь - береги.
Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

К беседе >

В беседах о честности учитель помогает детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Раскрывая сущность понятия >, учитель рассказывает прежде всего о том, что каждый человек должен быть правдивым.
Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не допускает лжи.
Конечно, для младшего школьника быть всегда честным и правдивым – задача трудная. Учитель не раз встретится со случаями, когда дети говорят неправду, обманываю и взрослых и своих товарищей. Поэтому важно разъяснить детям, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечный признаться в своей неправоте, а последующем постараться не допускать новых проступков.
В процессе учебной деятельности школьник учится преодолевать трудности, развиваются навыки и привычки самостоятельности, добросовестности. В детском коллективе должна быть такая атмосфера, при которой каждый ученик выполняет любое дело с полной отдачей своих сил.
Честность и добросовестность человека в труде проявляются в том, что он выполняет свою часть общей работы качественно, добротно. Кроме того, такой человек активно участвует в общественной деятельности коллектива, не отказывается от сложных и трудных задач, не старается переложить выполнение на своих товарищей.
Учителю надо объяснить детям, что честный человек не хвастается незаслуженными успехами.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.
Вчера солгал, сегодня лгуном называют.
За правду не судись; скинь шапку, да поклонись. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Нет большего позора, как не выполнить уговора.
>, - а пришло: >.

К беседе > Основное содержания воспитания культуры поведения младших
школьников – это воспитания у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуре общения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила поведения с воспитанием детей у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека.
Принципиальное значение имеет осознание младшими школьниками, что правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых – учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать >, >, отложить выполнение на следующий день.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужна всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время – спорте, занятиях музыкой, рисованием и т.п.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигнет хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опаздывающего ученика отвлекает учащихся, и для них немало труда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалось неприятными переживаниями.
Во время беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующее: > и >.

К беседе >

Младшими школьниками уже накоплен, пусть небольшой, но все-таки определённый жизненный опыт. Они замечают, видят, что поступки сверстников и взрослых могут быть разными в одной и ой же ситуации.
В беседе важно довести до осознания детьми того, что нужно уметь проявлять устойчивость характера, уметь не поддаваться мимолетному желанию перенять от кого-либо его дерзкую >, насмешку, грубое слово.
Учителю в беседах с детьми нужно не только раскрывать мысль о том, что каждый человек должен уметь чувствовать другого, уметь жить среди людей, помнить, что ты не один на свете, но и активно выступать против зла, нечестности, несправедливости, бороться за утверждения подлинно чутких, товарищеских отношений в классном и школьном коллективах. При расширении круга общения у каждого ребёнка проявляются симпатии по отношению к одним сверстникам, которые могут не возникнуть по отношению к другим. Однако даже при этих обстоятельствах отношения между детьми должны быть уважительными, вежливыми, деликатными.
Во время беседы обсуждается вопрос о том, каким
b должны быть отношения детей к животным.
В конце беседы учитель подводит детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить. Они могут быть сформулированы примерно так: >, >.

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Основные цели:

Формировать у детей нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания;

Дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми;

Раскрыть нравственную сущность этих отношений через призму собственного восприятия.

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Общая характеристика курса.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме часов общения «Этические беседы ».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания, как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные , когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие , когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

Развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Формы и виды деятельности.

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.
  • общественно – полезные дела

Реализация программы.

Программа предназначена для обучающихся 3 общеобразовательного класса и рассчитана на один год обучения . Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин. Общий объем учебного времени – 34 часа в год .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета .

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой

нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. В результате учащиеся смогут ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью

различных каталогов.

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения

в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,

признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия __

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в

практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематика занятий.

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Что значит быть воспитанным?

Разговор о вежливости. От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Добрым жить на белом свете веселей..

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить – себя веселить.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Помощь ветеранам, сиротам.

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах

Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. По правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

Тема 9. Приглашение к столу .

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 11. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь .

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 15. В гостях у Вежи.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 17. От чего зависит настроение .

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 18. Вахта памяти.

Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Изготовление поздравительных открыток.

Тема 19. Мой дом – моя семья .

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 20. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом»

Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 24. Цени доверие других .

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек .

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 28. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 30. Подарок коллективу .

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 31. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.

Тема 32. Доброта что солнце.

Игры. Песни. Собирание лепестков.

Тема 33. Дружба – чудесное слово.

Важность истинных друзей в жизни. Правила дружбы. Упражнения-тренинги. Анализ ситуаций.

Тема 34. « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Итоговое занятие-праздник.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

проведения

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

план

факт

Этика общения. 7 часов.

Что значит быть воспитанным?

Добрым жить на белом свете веселей.

Добро творить – себя веселить.

Подумай о других.

Акция милосердия: помощь ветеранам, сиротам.

Подарок учителям.

Делу – время, потехе – час.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Этикет. 8 часов.

По правилам этикета

Приглашение к столу.

Вот школа, дом, где мы живем.

Вот магазин, куда идем.

Дороги, транспорт, пеший путь.

13-14

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

В гостях у Вежи.

Этические нормы отношений с окружающими. 9 часов.

Подари другому радость.

От чего зависит настроение.

Вахта памяти.

Мой дом – моя семья.

В труде человек хорошеет.

Все на белом свете солнышкины дети

Со взрослыми и сверстниками.

Цени доверие других.

Поздравляем наших мам.

Этика отношений в коллективе. 10 часов.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались .

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Поговорил бы кто со мной.

Путешествие по весеннему лесу.

Подарок коллективу.

Делаем газету.

Доброта что солнце.

Дружба – чудесное слово.

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты :

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Список литературы для учителя :

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  15. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  16. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  17. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
  18. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  19. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  20. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  21. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  22. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  23. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  24. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Список литературы для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
  4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
  10. Осеева В.А. Волшебное слово
  11. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
  13. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  14. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
  15. Толстой Л.Н. Волк и собака.
  16. Чуковский К. И. Федорино горе.
  17. Чуковский К.И. Мойдодыр.
  18. Чуковский К.И. Телефон.
  19. Чуковский К.И. Краденое солнце.
  20. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  21. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  22. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
  23. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

Умей держать свое слово и обещание.

Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

Не перекладывай свою вину на другого.

Не будь равнодушен к людям.

Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Поделиться: