Экологические праздники в детском саду. Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе «Праздник юных любителей природы

1. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

2. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

3. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в подгруппах, парах.

4. Доставлять детям радость от участия в общем празднике.

Действующие лица:

1. Мудрая Сова

3. Белоснежка

4. Георгин

5. Анютины глазки

7. Лесничий Лука

Дети забегают в зал и садятся на стулья.

Ведущий: Дети на дворе сыро и пасмурно, но я хотела бы вас вернуть в то время, когда вокруг была такая красота: земля была покрыта яркими коврами, деревья стояли в золотом убранстве. Закройте глаза и представьте себе, что мы с вами оказались в сказочно красивом лесу.

Сегодня мы с вами отправимся в лес.

Осенней порою он полон чудес.

Посмотрим, что осень меняет в лесу

И как там живется лесному зверью.

Смотрите, как листья слетают с ветвей

Кружатся как в танце, быстрей и быстрей

Вот красные, желтые листья летят

Ведущий: Откройте глаза, вот мы и оказались в осеннем лесу. Что видится и слышится нам здесь? Смотрите, какое большое дупло. Здесь кто-то живет. Подойду поближе.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Нос крючком,

Глаза пяточком,

Ужасная голова.

Кто это дети?

Дети: Сова.

Ведущий: Здесь сидит мудрая тетушка сова. Она охраняет вход в волшебное осеннее лесное царство. Чтобы туда попасть, нужно с ней вежливо поздороваться, и она проснется.

Сова: Здравствуйте! Я не сплю,

Осенний лес сторожу!

С чем ко мне пожаловали?

Ведущий: Тетушка Сова пропусти нас в волшебное царство.

Сова: Я пропущу вас в свое волшебное царство, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу и много о ней знаете. Сейчас осень. Что вы можете мне рассказать о ней?

Ведущий: Наши дети знают много примет осени.

Дети: 1. Когда гусь улетает – снег выпадает.

3. Появился последний грибок – будет поздний снежок.

4. Осень идет, дождь с собой ведет.

5. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

6. Красна весна цветами, а осень плодами.

7. От осени к лету - поворота нету.

Сова: Молодцы, дети, много знаете об осени пословиц. А вот послушайте мою загадку. Отгадаете, пропущу вас в свое царство.

Кто весной одевается, а осенью раздевается?

Дети: Деревья.

Сова: Правильно!

Ведущий: А я вам сейчас расскажу о трех правилах, о которых мне поведала тетушка Сова и которые надо знать, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ. В лесу нет ничего лишнего. Не давите муравьев, не рвите цветы, не ломайте ветки, не бросайте камни в лягушек. В природе все живое связано между собой. Хорошенько запомните эти правила, и мы можем дальше идти в лес.

Сова: Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в волшебный дом

Чудеса увидишь в нем.

Добро пожаловать!

Ведущий: Спасибо, вам тетушка Сова. А сейчас наши дети порадуют тебя и споют песню «ПОСТУЧАЛАСЬ ОСЕНЬ».

Ведущий: Вот мы и оказались в волшебном осеннем лесу. Здесь так красиво, что даже захотелось читать стихи.

1 ребенок: Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

2 ребенок: Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели, потекли и полетели,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит.

Золотым дождем шумит.

ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ.

Игра «Найди пару»

Ведущий раздает по одному листочку и говорит: «Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают, по команде: «Раз, два, три – пару найди!» Дети должны встать рядом с тем, у кого такой же листок в руках.

Ведущий: Ой, ребята, смотрите – домик гнома. Хотите зайти к нему в гости?

(Выбегает Белоснежка и танцует; гном выбегает из домика, рвет на клумбе цветы и дарит их Белоснежке.)

Гном: Здравствуй, Белоснежка! Это тебе!

Белоснежка: Ну, зачем, зачем мне столько цветов?

Гном: Чтобы тебя порадовать!

Белоснежка: Мне жаль эти цветы. Скоро они завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, гном, я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Георгин: С завитыми лепестками

Стройный, гордый георгин

Я красуюсь меж цветами

Расту в саду я не один.

Анютины глазки: Анютины глазки -

Нас все называют.

Пестреем в саду,

Как бабочек стая.

Астра: Как в саду красиво и светло,

Сколько астр на клумбе расцвело.

Набивные, махровые, пестрые,

Любят их дети и взрослые.

Гном: Этой Белоснежке никак не угодишь! Что бы мне придумать, чтобы с ней подружиться.

Ведущий: Маленький гномик сидит у окошка,

Гномику видно скучно немножко,

К гномику ближе мы подойдем,

Песенку про кузнечика мы ему споем.

ПЕСНЯ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»

Гном: Долго вас, я дети ждал.

И чуть-чуть не задремал.

Вам пришло письмо в конверте,

Пишет вам, лесничий, дети.

Дети: А кто это – лесничий?

Гном: Отгадайте сначала загадку:

Чтобы сосны, липы, ели,

Не болели, зеленели.

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет – кто?

Дети: Лесничий!

Гном: А зовут его Лука.

Ведущий: Вот, сейчас, откроем конверт и прочитаем письмо: «Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса. Лес будет рад видеть вас у себя в гостях!»

Гном: Вот я обрадую Белоснежку! Сейчас позову ее и скажу, что пришли к нам в гости ребята! Белоснежка! Белоснежка!

(Заходит грустная Белоснежка.)

Ведущий : Что случилось милая Белоснежка!

Белоснежка: Ой, какое несчастье случилось с деревом:

Ветром дерево качало –

Ветром дерево сломало.

Ранка на его стволе,

А макушка на земле

Кто же дереву поможет?

Ведущий: Не расстраивайся милая Белоснежка, мы – друзья леса, дереву поможем, а как, нам расскажет Боря.

Ребенок: Немножко поднимем ствол

И обвяжем его бинтом.

Ствол поправился почти

Будет дерево, расти.

Белоснежка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что делать.

Ведущий: Ой, дети, кажется, пошел дождь.

Дети читают стихи о дождике.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ.

Веселый аттракцион «Бег под зонтиком в калошах»

Дети делятся на две команды. Каждый участник по очереди надевает калоши, открывает зонтик и бежит к дереву, обегает его, закрывает зонтик и возвращается к команде. Побеждает та команда, которая быстрее прибежит.

Ведущий: Дети, смотрите, после дождика стал заметнее лесной ручеек. Но вода в нем какая-то грязная, видимо здесь не обошлось без злого волшебства. Что же делать? Ведь грязную воду нельзя пить ни человеку, ни животным, потому что можно заболеть. Я, кажется, знаю, как его расколдовать. Давайте поиграем и игру «РУЧЕЕК», но прежде скажем волшебные слова.

Разливался родник ключевой,

Белый дождевой,

По чистым полям,

По синим морям,

По лесам, по болотам,

По зеленым колодам.

Эстафета «Пройди через ручеек»

Дети делятся на две команды. Дети перекладывают дощечки, попеременно для правой и левой ноги, передвигаясь от начала до конца, перепрыгивая с кочки на кочку.

Ведущий: Тишина – то, какая в осеннем лесу, не слышно веселого щебета птиц, потому что осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Сейчас и мы пожелаем им счастливого пути и споем для них песню «ЖУРАВУШКА».

Гном: Ребята, смотрите, смотрите, к нам идет дедушка Лука.

Ребёнок: В лесу с утра до вечера

Дежурит дед Лука…

Дремучий лес доверчиво

Встречает лесника.

А дед, с глазами меткими

Глядит на чуткий лес.

Живет в лесу он издавна.

Следит за лесом пристально:

Чтоб лес не заболел,

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сытыми,

Чтоб жук кору не ел.

Лесными коридорами

По тропам, по траве.

Идет с глазами добрыми

На праздник к детворе.

Лука: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в гости. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для животных он родной дом и кормилец. И главная работа лесничего – сохранить и уберечь этот дом. Очень хорошо, что у меня такие прекрасные помощники, как вы.

Лес – не только для вашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы –

Нам на пользу, друзья взращены.

На память о лесе дарю, дети, из моей волшебной корзины чудесные подарки. Но сначала поиграйте со мной.

1. Игра «Кто быстрее соберет шишки в обруч»

Дети делятся на две команды, лесник рассыпает два вида шишек и предлагает им собрать их каждый в свой обруч. Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.

2. «Лесная эстафета»

Дети стоят в двух командах, поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят деревья. Дети выполняют задания:

Обежать дерево;

Обежать дерево два раза;

Обежать два дерева, описывая восьмерку;

Не обегать дерево, а коснуться его рукой;

Ведущий: Спасибо, лесник Лука, за подарки и развлечения. Нам очень понравилось у тебя в гостях, но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила, которые помогают сохранить леса.

1 ребенок : Будем лес любить, оберегать.

Будем взрослым в этом помогать,

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все навеки!

2 ребенок: В гармонии, дружбе

С природой будем жить.

Давайте же будем

Природу любить!

Список использованной литературы:

1. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/авт.-сост. Г.А.Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2006.

2. Физическая культура – дошкольникам. Глазырина Л.Д.- М: ВЛАДОС,1999.

3. Под парусом лето плывёт по Земле. Л.А.Пенькова. – М.: Линка-Пресс,2006.

4. Игровые экологические занятия с детьми. Л.П.Молодова. – Мн.: «Асар»-1886.

«Мы – друзья природы». Сценарий праздника по экологии на улице для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель: создать радостную, праздничную атмосферу; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Программные задачи:
1. Закрепить с детьми полученные знания о природе: животных, насекомых, птицах, цветах, деревьях, полезных растениях.
2. Закрепить правила поведения на природе, в лесу. Вызвать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым; бережное отношение к растениям.
3. Упражнять детей в умении имитировать повадки животных, птиц, насекомых в танцевальных композициях; закрепить музыкальный материал на экологическую тему.

Материал и оборудование:
Флажки и искусственные цветы, солнце для украшения площадок;
цветные мелки по количеству детей;
шапочки одуванчика, медведя, лисы, жука - для детей,
Воробья, зайца - для взрослых;
искусственные веточки березки(2 шт. для солистки в хороводе), разноцветные платочки по количеству детей;
султанчики (2 шт) для ребенка -«дождика»;
игрушечный телефон.
Засушенные листья подорожника, бинт, мазь.

Оформление:
Участки оформлены флажками, шарами, цветами. Под деревьями сидят игрушечные животные: медведь, лиса, заяц, ёжик.

Действующие лица:
Заяц Коська, Воробей, ведущая - взрослые,
Одуванчик, Медведь, Лиса, Жук, Ёж - дети.

Ход праздника.
Дети средней и старшей группы собираются на площадке перед зданием детского сада.
Вед. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая замечательная сегодня погода: светит солнышко, тепло. Хотите отправиться на прогулку в лес?
Дети: Да!
Вед. - Тогда занимайте места в вагончиках, поедем в лес на поезде.

Танцевально-ритмическая композиция на песню «Паровоз-букашка»
(в конце дети «приезжают» на лесную полянку - на первый участок).

Вед. - Вот мы и приехали. (звучит фонограмма пения птиц) Выходите из вагончиков. Посмотрите, как красиво в нашем северном лесу: пробивается первая зеленая травка, весело поют птички, светит яркое солнышко, березки развесили свои сережки.

Ребенок:
- Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!

Вед. (подходит к девочке-солистке, дает ей в руки искусств. веточки березки, девочка-березка встает в центр)
- Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет.
(Дети встают в круг, ведущая раздает им платочки, в центре - девочка-солистка с веточками в руках)
Хоровод «У березки», сл. и муЗ. С.Насауленко

Вед. — Спасибо тебе, березка, повеселила ты нас, распотешила. Ребята, а что вы можете рассказать о целебных свойствах березы?
(ответы детей)

Вед. - Правильно, у березки целебные почки, листья. Их настаивают, а потом лечат многие заболевания. Очень целебный березовый сок. А с березовыми вениками ходят в баню любители попариться и похлестать себя веничком.

На полянку под музыку подскоками прибегает Заяц Коська.
Заяц Коська - Привет! Я - Заяц Коська, целый день бегаю по лесу, всё узнать хочу: » Кто?» да «Что?» , да «Зачем?» А вы кто такие?

Дети - Мы - ребята из детсада!

Заяц - А вы со мной хотите погулять по лесу?

Дети - Да!

Заяц Коська - Тогда пойдемте искать где-нибудь, чего-нибудь!

(Заяц скачет подскоками впереди, Дети - за ним. Проходят по траве между участками, возвращаются на свой участок. Там стоит Воробей, делает разминку)

Заяц Коська - Привет! Ты кто?

Вороб ей - Я - веселый Воробьишко, серый маленький плутишка,
Я беспечен и болтлив, и пуглив, чив-чив-чив!

Заяц Коська - А что ты тут делаешь?

Вороб ей - Скоро сюда прилетят другие Воробьи, и у нас начнется Воробьиная дискотека.

Вед. - А мы тоже очень любим танцевать, потанцуй с нами, пожалуйста!

Вороб ей - С удовольствием, но сначала хочу узнать, знаете ли вы птиц?
Поиграем в игру: я буду называть птиц, но если ошибусь и вы услышите что-нибудь другое, то можно топать или хлопать. Итак, начнем!

Игра » Прилетели птицы«:
Вороб ей - Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…(дети топают-хлопают) Что неправильно?
Дети - мухи!
Вороб ей - А мухи - это кто? (ответы детей) Правильно, насекомые!

Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны! (дети топают-хлопают) Какое слово лишнее?
Дети - макароны!

Вороб ей - Начинаем снова:
Прилетели птицы: голуби, лисицы (дети топают - хлопают)
Что неправильно? (лисицы!) Лисицы - это кто? (ответы детей)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и чижи, комары. Кукушки…(дети топают) (неправильно - комары);

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, лебеди, скворцы… (дети на топают) - все вы молодцы!

Вед. - Вот видишь, Воробьишко, наши дети не только знают птиц, но заботятся о них. Сделали интересные кормушки для птиц. На пргулке мы их подкармливаем хлебом и зернышками. А на нашем участке вороны свили гнездо и высиживают птенцов. Дети охраняют гнездо и не обижают птиц.

Вороб - Какие вы молодцы! Тогда для вас

«Вороб ьиная дискотека!» (дети исполняют танец вместе с Воробьем и Зайцем - Ю.Антонов из сказки «Про кузнечика Кузю»)

Заяц - Здорово поплясали! Но нам пора бежать дальше - узнать: «Кто?», «Что?» да «Зачем?»
До свидания, Воробьишко!
(в это время другой воспитатель надевает ребенку. Исполняющему роль Одуванчика. Шапочку и сажает его на стульчик на участке)

Вед. - Ой, ребята, смотрите - муравейник. Скажите, можно его разрушить, поломать?

Дети - Нельзя, это - муравьиный домик. Муравьишки очень трудолюбивые, могут нести груз даже больше по весу, чем они сами. Муравьи - полезные насекомые.
Коська, а наши ребята знают про муравья веселую песенку, хочешь послушать?

Заяц - С удовольствием!

Песня «Муравей», муз. Л.Абелян, сл. В.Степанов

Заяц - Замечательная песенка! А теперь осторожненько обойдем муравьиный домик и пойдем дальше.
(дети за Зайчиком переходят на другую площадку. На пеньке сидит грустный «Одуванчик»

Заяц - Привет! А ты кто?

Одуванчик - Отгадайте загадку:
«Горел в траве росистой фонарик золотой,
Потом померк. Потух и превратился в пух;
Пушистый, белый, а не зайчик,
Я просто белый… (одуванчик)

Вед. - А что ты тут делаешь? И почему ты такой грустный?

Одуванчик - Пришли в лес люди, оборвали вокруг все цветы. Я остался один-одинешенек, мне так грустно!

Вед. - Не расстраивайся, милый Одуванчик, наши дети не такие: они не рвут цветы, берегут природу. А чтобы тебе было не грустно одному, мы сейчас тебе подарим целую цветочную поляну.

(ведущая предлагает детям нарисовать цветными мелками на асфальте возле участка цветочную поляну. Во время рисования звучит песня в исполнении Ю.Антонова » Не рвите цветы«)

После окончания работы Цветок говорит:
- Спасибо вам, милые друзья! Теперь я снова не один, а со своими братьями и сёстрами!

Заяц - До свидания, Одуванчик! А мы пойдем дальше! Бегут заЗайцем, (звучит фонограмма дождя. Выбегает «дождик» (ведущая дает ребенку султанчики) и «мочит всех дождем»)

Заяц - Ой, дождик пошел!

Вед. - Давайте порадуемся весеннему дождику, поприветствуем его.

Дети говорят закличку:
- Уж дождь дождем! Мы давно тебя ждем!
С чистой водицей, с шелковой травицей,
С лазоревым цветом, с теплым летом!

Игра «Ай, гу-гу!»
Танец «Разноцветная игра»

Вед. - Вот и закончился дождик, снова светит яркое солнышко, а на траве переливается всеми красками роса. А вдали, посмотрите, светит всеми красками красавица радуга-дуга!
Пойдем, заяц Коська, с ребятами еще погуляем по лесу. (переходят на следующую площадку, на ней стоят скамейки.

Вед. одевает шапочки детям, исполняющим роль зверей, и отводит их за деревья, остальным детям предлагает присесть, отдохнуть на лесной полянке)

На участке появляются зверята: Медведь идет, сильно хромает; Лиса держится за нос, Жук придерживает крыло, Ёж идет еле-еле. Все они жалобно стонут, затем жалобно здороваются с детьми.

Заяц - Что случилось? Почему вы стонете? Расскажите, пожалуйста!

Медведь - Шел я к воде напиться и наступил на осколок стекла. Он вонзился мне в лапу, сколько крови я потерял! Спасибо цапле. Она клювом вытащила острый осколок от бутылки и промыла мне лапу. До сих пор хожу еле-еле, так болит… а-а-а!

Жук - А на меня кто-то наступил, крылышко мне повредил, теперь летать не могу - еле ползаю…

Еж - Мне совсем худо. Свернулся я в клубок, покатился с горки и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Еле выбрался, но иголочки и ножки сильно обжог!

Лиса - А мне-то как не повезло! У меня уже неделю нос не заживает. Иду я по лесу, вижу - банки пустые консервные валяются, а из них так вкусно пахнет рыбкой! Захотелось мне полакомиться, сунула нос в банку - там и есть-то оказалось почти нечего, а нос сильно поранила, кровь шла, болит до сих пор… а-а-а! И помочь некому.

Вед. - Вам может помочь Доктор Айболит.

Медведь - Айболит живет в сказке, а мы в обычном лесу живем.

Заяц - Что же делать?
Вед. - сейчас я попробую позвонить Айболиту по сказочному телефону.
(достает телефон, набирает номер, говорит:
«Здравствуйте, доктор Айболит! К нам пришли звери, приполз жук… - всем им нужна помощь
(пауза)
Не сможете? Ну что ж. мы постараемся. До свидания (кладет трубку)

Доктор Айболит сказал, что у него много больных зверей и птиц. Он очень занят и просил нас самим помочь больным.

Давайте лечить зверей:
Посмотрите, у меня с собой аптечка. Как мы можем полечить Мишкину лапу?
Правильно, нам нужен подорожник и бинт.
Иди,…, забинтуй мишке лапу.
А вот этой мазью смажем лисичке носик.
Ёжику поможет вот эта мазь, от ожогов.
А крылышко жуку мы поднимем и привяжем его.
(Выбранные дети «лечат» зверей. Фоном звучит песня «Раненая птица» или «Не обижайте муравья», Л.Абелян, В. Степанов. Дети подпевают)

Лиса - Спасибо вам, дорогие дети, вы нас вылечили.

Медведь - Нам сразу стало легче, и лапа моя почти перестала болеть.

Заяц - А вы, ребята, знаете, как надо себя вести в лесу, чтобы не причинять вреда диким животным? Ну-ка, скажите, что нужно было сделать, чтобы мишка не повредил себе лапу?

Дети - Нельзя в лесу бить бутылки и стекла. А если что-нибудь разбилось, нужно собрать все осколки и выбросить их в мусоросборник.

Заяц - Правильно, молодцы! А что нужно было сделать, чтобы в беду не попала Лисичка?

Дети - Нужно было остатки пищи из банки выложить на пенек, а пустые консервные банки забрать с собой и выбросить в городе в мусоропровод.

Заяц - А если захочется из рогатки в птичек пострелять?

Вед. - Таких ребят среди нас нет, И костры в лесу летом нельзя разжигать, тем более оставлять их, не погасив до конца. А спички - это не игрушка, детям их брать нельзя.

Ребенок:
- Нас в любое время года учит мудрая Природа:
Птицы учат пению, паучок - терпению,
Пчелки в поле и в саду обучают нас труду.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ведь большой лесной народ учит крепкой дружбе!

Дети исполняют песню «Мои друзья» муз. А. Базя, сл. Ю.Немнонова

Танец «Не дразните собак» (исполняют дети и все взрослые-участники праздника.

Вед. - Пришла пора прощаться с лесными обитателями. Спасибо тебе, Заяц Коська, что ты погулял с нами по лесным тропинкам. Мы увидели и узнали много нового и теперь еще больше будем любить и беречь природу.

Примите от нас вот эти гостинцы, а нам пора возвращаться в детский сад, до свидания! (дети и зверята прощаются)

Вед. - Понравилась вам, ребята, лесная прогулка? Занимайте места в вагончиках. Поедем в детский сад.
Под песню «Паровозик из Ромашково» дети «возвращаются» в детский сад.

Приложения.
Хоровод «У березки», муЗ. и сл. С. Насауленко
1 куплет.
На лугу зеленом березка стояла, -дети идут вокруг березки хороводным
И ветвями детям березка кивала. шагом, платочек в правой руке, вторая
рука на поясе, «березка» стоит в центре
круга и качает веточками над головой
вправо, влево.
Проигрыш: А - дети идут в центр, поднимая постепенно руки вверх, «березка» делает «пружинку» с поворотом вправо, влево;
В - отбегают назад, опуская руки.

2 куплет.
Мы стоим внизу, подставляя ладошки, - дети стоят в кругу лицом к березке,
Брось скорей, березка, всем детям сережки! протягивая к березке руки, ладошки
«ковшиком». «Березка» пробегает
внутри круга возле детей и веточками
как бы сбрасывает сережки в ладоши
детям, в конце куплета возвращается
на середину зала.

3 куплет.
Мы березке белой платочком помашем, - Машут, стоя в кругу, березке платоч-
ком (движения рукой вверх-вниз)
У березки белой сегодня мы спляшем! Поочер-но выставляют вперед ногу на
пятку. » Березка» на первую строчку
выполняет «пружинку», на вторую - то
же, что и дети.
Проигрыш: движения повторяются.

Игра «Ай, гу-гу!»
(хороводная)
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга стоит ребенок - «дождик», в руках держит султанчики.
1куплет.
Дети идут по кругу хороводным шагом вправо, «дождик» двигается внутри круга противоходом (влево), машет над головой сультанчиками.
Дети поют:
Ай, гу-гу, ай, гу-гу, не скачи ты на лугу,
На лугу-то лужица, голова закружится,
На лугу-то лужица, голова закружится.

2куплет.
Дети стоят в кругу, повернувшись в центр круга, хлопают и поют. «Дождик» двигается подскоками внутри круга, машет султанчиками над головой.
На конец второго куплета дети разбегаются врассыпную, дождик «мочит» их султанчиками.

Поют:
Ой, вода; ой, вода, детям в лужице беда!
Рассердился дождь весенний - разбегайтесь, кто куда!

Песня «Муравей» муз. Л. Абелян, сл. В. Степанов
1 куплет.
Нес однажды муравей две дощечки для дверей,
Вдруг навстречу рыжий кот грозно вышел из ворот.
Припев:
Не обижайте муравья, его обидеть просто,
Он очень мал, он очень мал, он маленького роста.

2 куплет.
Закричал коту я: «Брысь! Гав-гавгав, поберегись!»
И разбойничьи усы сразу спрятались в кусты.
Припев (тот же)

3 куплет.
В муравьиный дом теперь мне всегда открыта дверь,
Только жаль, что для меня дверь мала у муравья.
Припев (тот же)

Песня «Мои друзья»
Муз.А.Базя, сл. Немнонова
1. Я хотел сорвать цветок,
На цветок сел мотылек.
И сказал я: «Мотылек,
Будет пусть твоим цветок!»

2. Зацепился я за сук,
На суку висит паук.
Я сказал ему: «Паук,
Ты меня не бойся, друг!»

3. Приключилась вдруг беда,
Выпал птенчик из гнезда.
Взял в ладошки я его,
Положил опять в гнездо.

4. Мама - птица в тот же миг
Мне пропела: «Чик-чирик!»
Улыбнулся я в ответ
И сказал: «Живи сто лет!»

5. Есть вокруг меня друзья,
Это знаю точно я.
Даже маленький сверчок
Мне товарищ и дружок!

Название: Сценарий праздника по экологии для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ г.Мурманска № 62
Месторасположение: город Мурманск, Россия

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Земли»

Автор : Мислевич Елена Владимировна, воспитатель МАОУ "Юговская средняя общеобразовательная школа СП-детский сад", пос. Юг, Пермский край, Пермский район.
Описание материала : Предлагаю Вам сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. Название праздника «День рождения Земли». Этот праздник посвящен миру природы. Он помогает развить в детях гуманное, нравственное отношение к природе, сформировать умение и желание сохранять природу.
Цель : Становление осознанно – правильного и бережного отношения к окружающему миру
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру природы;
2. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного
поведения;
3. Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное отношение к миру природы;
4. Формировать умения и желание сохранять природу и оказывать ей помощь;
5. Формировать навыки элементарной природоохранительной деятельности в ближайшем окружении, развивать чувство эмпатии.
Оборудование : плакаты, аудио записи, скворечник, костюмы.

Ход праздника

Ведущий : Дорогие друзья, мы каждый год встречаемся весной в эти дни, чтобы отметить День рождения. Это стало доброй традицией.
Угадайте, кто виновник торжества?
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар.(Земля)
Танец «Журавли»
(музыка в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, движения на усмотрение музыкального руководителя, исполняют дети подготовительной группы)
Входит Земля.

Ведущий : Пробуждается природа от зимней спячки. Пробуждается и сама мать сыра Земля. Издавна повелось, что низко кланяются ей люди, потому что она дает ей жизнь.
Земля : Здравствуйте, все жители планеты! Я ваша планета земля! Очень щедра и богата! Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята! Как у вас уютно, тепло и красиво. Видно, вы очень много знаете о природе и любите свой родной край.
Ведущий : Дорогие ребята, поздравим нашу именинницу с Днем рождения и споем ей «Каравай» (поют)
Земля : Спасибо, друзья, я пришла не с пустыми руками, а с интересными играми. Есть на Земле два царства, которые дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных и Царство растений. Ребята, а в каком краю мы живём? Правильно, в Пермском! – Пермский край богат лесами, полями, реками, озерами.
«Уральский хоровод» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгино)
Ведущий : Бережное отношение ко всему, что нас окружает, поможет всем нам сообща сохранить нашу землю чистой, зеленой и прекрасной.
(слышатся звуки леса)
Земля : Я приглашаю вас на необычную прогулку. Отправимся мы по волшебной тропинке, где можно почувствовать и увидеть много интересного. В путь!
«Лесная песенка» (муз.В. Витлана, сл. Т. Кагановой)
Ведущий : Дорогая Земля! Наши дети очень любят свой край.
Стихи «Лесные правила»
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и гуляй. Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай! Никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают – ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всегда лишь гость, здесь хозяин – ель и лось.
Их покой побереги! Ведь они нам – не враги.
Муравейник не топчи, лучше ты похлопочи –
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек, будь то ласка, иль хорек,
Еж лесной, речная рыба, Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Земля предлагает детям карты – схемы с изображением правил поведения в лесу.
Земля : Давайте вспомним правила поведения в лесу.
В зал вбегает Лежебока Неохоткин с котом (игрушкой). На глазах у зрителей лежебока привязывает коту банки, кот бегает по залу, банки гремят. Ведущий и Земля обеспокоены.
Лежебока Неохоткин : Кс – кс – кс! Иди сюда, погреми немного! (обижает кота)
Земля : Разве можно так обращаться с братьями нашими меньшими?! Ребята, а как надо с ними обращаться? (ответы детей)
Лежебока Неохоткин разбрасывает мусор по залу, пинает его ногами. Земля и ведущий предлагают детям найти выход из этой ситуации, привлекают Лежебоку Неохоткина к этому, тот с неохотой соглашается.
Земля : Весна шагает по земле, но странно, почему – то фея Оттепель спит. Давайте попробуем ее разбудить. Как вы думаете, кто нам поможет это сделать? (Солнышко)
Песня «Выйди, солнышко» (сл. И. Мазина, муз. Р. Паулса)
Солнышко, солнышко, – дети тянут руки вверх ,
Поиграй у речки! – покачивание руками ,
Солнышко, солнышко, подари колечки! - пальчиками показывают колечки ,
Мы колечки соберем, - имитируют собирание колечек правой рукой ,
Золоченые возьмем. - имитируют собирание колечек левой рукой ,
Покатаем, покатаем - ладошками имитируют скатывание шарика ,
Поиграем, поиграем, - шлепки по коленям ,
И назад тебе вернем! - поднять руки вверх .
Ведущий : Солнышко проснулось, можно отправляться в путь.
Песня «Лесная песенка » (муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева)
Ведущий : Прислушайтесь! (звучит волшебная музыка) . Ах, что же это?
Земля : Это же волшебная шкатулка! Интересно, что в ней спряталось?
Звучит фонограмма с голосами птиц и животных .
Ситуации «Узнай по объявлению»:
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха) .
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне (ёж, дикобраз, ёлка) .
3.Помогу всем, у кого сломался будильник (петух) .
4.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом (медведь) .
5.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! (ящерица)
6.Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни! Ку – ку! (кукушка)
Лежебока Неохоткин : Все у вас хорошие. Но как можно любить этих ваших всяких лягушек, зайцев, муравьев
Земля : А ты приглядись к ним получше.
Русская народная игра «Заинька» (обр. Н. А. Римского – Корсакова)
Лежебока Неохоткин : Ну ладно, хороши ваши зайцы, но уж муравьев не полюблю никогда, и не просите! Они кусаются так больно!
Земля : Они очень трудолюбивые! Их нужно беречь и защищать!
Песня «Про меня и муравья» (сл. В.Степанова, муз. Л. Абелян)
Лежебока Неохоткин : Да – а – а, действительно, какие они замечательные! Я хочу с вами поиграть. А вы? Итак, я буду рассказывать вам, что со иной приключилось в лесу. Когда я сделаю паузу, вы должны сказать: «И мы!». Слушайте внимательно и думайте, где надо говорить «И мы!»,а где нет. (Пошел я однажды в лес (и мы)! - Смотрю, в кустах медведь ест малину(?).
Я как закричу!.(?). - Медведь как закричит!.(?). - Да как побежал!.(?). - Смотрю, дятел об сосну носом стучит…(?). - Я как свисну!..(?). - Дятел испугался и улетел (?). - А я дальше пошел(?)).
Слышится шуршание .
Ведущий : Ой, а что это там, на пригорке шуршит?
Ведущий обращает внимание на говорящий пень
Звучит голос Пня (фонограмма):

- Это я, Мудрый Пень! Много повидал я на белом свете, а всегда ли люди поступают правильно? Посмотрите под мои корни, и вы найдете…
Земля : А что найдем, дедушка Пень?
Ведущий : Давайте посмотрим. Ой, письма какие – то…(читает)
Обсуждение ситуаций :
1.Я – лягушка. Однажды в лесу мне повстречались два мальчика. Один сказал: «Фу, какая противная, сейчас брошу в нее камень». А другой возразил: «Лягушка очень даже милая, может взять ее домой?»
2.Я – маленький птенчик. Я еще не умею летать, но уже выбрался из гнезда. Меня на тропинке встретили ребята, посмотрели на меня и прошли мимо.
3.Я – гость леса. Однажды увидел,
Как в дупло березы, как в сундук орехи прячет бурундук.
Я прогнал бурундука, орехи взял из сундука.
Лежебока Неохоткин : Какие умные и заботливые дети!
Земля : Молодцы! Мне очень у вас понравилось. За ваше доброе отношение ко всему живому хочу сказать вам большое спасибо и подарить книги о природе!
Ведущий : А мы тебе, Земля, подарим наши замечательные рисунки.
Земля благодарит детей
Лежебока Неохоткин : Да, я понял, что Землю и ее жителей нужно беречь и любить и хочу вам подарить подарок (дарит детям скворечник) . И, пожалуйста, не называйте меня больше Лежебокой Неохоткиным! Отныне я – Трудолюб Природов!
Ведущий : Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет!
Развеем над нею тучи и дым, в обиду ее никому не дадим!
Земля : Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами –
Такая планета нужна нам с вами!
Общая песня «Дружат дети всей земли»
(муз. Д. Львова - Компанейца, сл. В. Викторова)
Ведущий приглашает детей и воспитателей выйти на улицу и повесить скворечник.

Представляю авторский сценарий экологического праздника «В гостях у Лесовушки» для детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на закрепление у детей знаний о растительном и животном мире родной природы, воспитания любви и бережного отношения к природе, закрепления правил поведения в лесу.

Данный сценарий был представлен на конкурс экологических мероприятий международной акции «Марш парков». За сценарий и участие воспитанников в экологическом празднике было присвоено 2 место.

Ход праздника

Звучит музыка, в зал входят дети, их встречает Лесовушка в народном костюме.

Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.

Дети проходят в зал и садятся на стулья.

Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я - Лесовушка.

Кто я - сразу не поймешь,
На неведомых дорожках ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной, Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы льется солнце с высоты.
Охраняю лес густой, И друзья мои со мной:
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).

Лесовушка приглашает детей в зал, чтобы исполнить песню о лесе. Дети встают врассыпную.

1 ребенок.

Сосновые свечки, березовый свет.
Деревьям у речки кричал я:
- Привет!
А лес улыбался, играя листвой,
И громко смеялся он вместе со мной!
Смотрел я влюблено на свечки сосны
И слушал зеленое эхо весны!

Песня о лесе.

2 ребенок.

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь - мы свои!

Лесовушка:

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети садятся на стулья.

Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.

1. Стоит в лесу кудряшка: белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
2. Он стоит в одежке, как огонь на ножке. Станет без одежки шариком на ножке. С этих шариков пушистых полетят парашютисты. (Одуванчик)
3. Голова на ножке, в голове звоночки. Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет! (Колокольчики)
4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Танец цветов.

Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .

Игра с мальчиками. Деревья: осина, береза, сосна, ель, рябина. Мальчики под музыку собирают плоды и листья и выкладывают к деревьям. Объясняют какой лист или плод, и как называется - сосновый, еловая шишка и т.д.

Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать - мачеха).

Игра «Зеленая аптека»

Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?

Игра «Найди лесного жителя»

Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.

Шум за дверью.

Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).

Входит хулиган.

Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать,
А мне срочно нужно новую рогатку испытать…
Чем заняться, лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает муравейник.

Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!

Ломает ветку, рвет цветы, траву, бросает на землю и садится.

Славно я устроился! Где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда!

Расстилает газету, ест, бросает мусор. Встает.

Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.

Уходит.

Входит Лесовушка. Смотрит на разоренный муравейник.

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?
Муравьишки бедные остались без жилья
Многолетняя работа их пропала зря!
Неужели он не знает
Что лес без муравейников здоровым не бывает!
Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?

Ответы детей.

Лесовушка подходит, видит мусор.

Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.

Входит, похрамывая белочка (девочка).

Я сижу совсем одна в своем дупле.
Искалечил он рогаткой лапку мне
Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Лесовушка.

Рыженькая белочка, дай лапочку твою,
Ранку я водой промою, посмотрю,
Подорожника целебный лист я приложу тебе,
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.

Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал
Чуть живой тогда я из него сбежал…

Лесовушка.

Ссадину твою я соком трав помажу,
Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.

Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).

Игра - эстафета «Очистим лес от мусора». (Две команды по 5 человек).

Лесовушка.

Где же нам этого разбойника
Найти, чтобы срочно с ним беседу провести.
Рассказать, как следует вести себя всегда,
Не чиня природе бедствий и вреда.
Я пойду и поищу. (уходит).

Входит хулиган со спичками.

Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.

Собирает ветки, разжигает костер.

Гори - гори ясно, чтобы не погасло.
Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!

На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).

Лесовушка обращается к зверям.

Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.
Ребята, не гаснет огонь, давайте дождик позовем
«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап - кап! Кап - кап!» (шум дождя).

Лесовушка хулигану:

Видишь, сколько бед ты натворил
Чуть наш лес в огне не погубил!
Мусор и стекло кругом ты разбросал!
Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.

Хулиган утирает слезы:

Прошу простить меня за то, что сделал много бед!
Я обещаю на земле оставить добрый след!
Природу буду охранять, от злых поступков защищать!

Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.

Дети выходят в зал и рассказывают правила поведения в лесу. Лесовушка обращает внимание детей на радугу.

Стихотворение о радуге.

Песня «Радуга».

Все дети выбегают в зал.

Ребенок 3.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ребенок 4:

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Ребенок 5:

Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Песня «Мир похож на цветной луг».

Лесовушка:

Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле - с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями, как дружит солнце
Со всеми нами!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

План

1. Значение и роль праздников и развлечений в экологическом воспитании дошкольников

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста

3. Подготовка и методика проведения экологических праздников и развлечений

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Библиография

1. Значение и роль праздников и развлечений в эколог ическом воспитании дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Необходимо охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Праздники и развлечения -- яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Музыкальные экологические праздники поддерживают у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Общение с музыкой поддерживает у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы и окружающему миру. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формируя его личность. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то злым, голодным волком, то красивым, нежный цветком, трусливым зайцем, неуклюжим косолапым медведем. Музыкальные движения способствуют не только закреплять знания экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств - любви, симпатии, состраданья, восхищения, удивления - созидать позитивное поле возможных идей и действий. Красиво украшенный зал, или площадка детского сада, нарядные костюмы - создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.

Важность в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий, в сознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, весеннему возрождению, летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. Одним из значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб виденья планеты, ее значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части.

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечени й с детьми дошкольного возраста

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября -- это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая -- день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20--30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45--55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

Но, конечно, нужны и новые номера.

3. Подготовка и методика проведения экологи ческих праздников и развлечений

Одно из главных направлений в работе педагогов ДОУ - подготовка, организация и проведение экологических праздников и развлечений для детей дошкольного возраста. Цель таких праздников - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На современном этапе формирования экологического сознания - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решения этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Организация, подготовка и проведение экологических праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста является важной педагогической задачей.

Подготовка к экологическому празднику или развлечению можно разбить на несколько этапов:

1 этап. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения. При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила: начало должно быть ярким и торжественным; сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей; праздник экологический воспитание дошкольник

обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты); все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”; длительность праздника - 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

2. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.

3. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально - физиологической нагрузки.

4. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

5. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним.

6. Подбор музыкальных произведений.

7. Репетиции с персонажами.

Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, осуществляемая под руководством старшего воспитателя, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Наш дом - Земля

(Экологическое развлечение - подготовительная группа)

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Ведущая : Ребята, сегодня 22 апреля отмечается праздник - День Земли и поэтому я вас приглашаю в лес, посмотреть, как просыпается природа от зимнего сна. А отправляемся мы туда на волшебном поезде, закрываем глаза, поехали (звучит фонограмма)

Ведущая : приехали. Посмотрите, какая полянка давайте присядем и чуть - чуть отдохнем (дети рассаживаются на стулья) (звучит фонограмма - голоса природы)

Заходит Царевна Леса с глобусом, украшенным цветами и насекомыми.

Царица : здравствуйте, гости дорогие! Я Царица Леса, рада вас видеть в своем царстве - государстве. Я пришла к вам не с пустыми руками, принесла земной шар. Вся планета весной расцветает. Поглядите как красиво вокруг нарядно!! Весной просыпаются все насекомые. А каких вы насекомых знаете? А теперь отгадайте загадки (Царица загадывает загадки про насекомых). Молодцы! А вы знаете, что насекомые древнейшие и многочисленные обитатели планеты? Обитают многие не только на земле и в земле, но и в воздухе, и в воде.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, летать, плавать)

Чем питаются? (Зелеными листьями, стеблями, плодами, опавшими листьями; жуки - точильщики - древесной корой; насекомые хищники - другими насекомыми; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов).

Ведущая : Ой, ребята! Посмотрите! Какая птица залетела к нам (на ковре лежит бабочка).

Дети : Нет, это бабочка.

Царица : ребята, расскажите, что вы знаете о строении насекомых? (ответы детей с использованием схем)

Строение насекомых:

· 3 части тела: голова, грудь и брюшко, покрытые хитином, 6 ног, у многих 2 пары крыльев

Как спасаются от врагов? (защитной окраской - гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки (павлиний глаз, мертвая голова); острым жалом - осы, пчелы).

Какую пользу или вред приносят?

· Насекомые вредители: комары, муха и т.д.

Одомашненные насекомые: пчелы и тутовый шелкопряд.

Какую пользу приносят пчелы? (ответы детей).

Ведущая : А теперь, ребята, давайте расскажем Царевне, как появляются на свет бабочки. (Ответы детей)

Царица : Вы молодцы, но я перепутала карточки, помогите мне восстановить цепочку, как же появляются на свет бабочки. (Игра логическая цепочка)

Ц арица : Правильно, ребята, молодцы!

Раздается тревожная музыка, вбегает кикимора, колдует и на земном шаре появляются вместо цветов тучи.

Царица : О, мой лес, мой дивный лес! Что вы сделали с земным шаром? Ведь все живое погибнет! Слышите, как стонет Матушка-Земля?

Ведущая : Кикимора что же ты наделала! Наши дети знают, что природу нужно беречь.

Кикимора : Это что же такое я наделала? Ой, ой плохо! Нет, я не хочу, что бы так все произошло!

Царица : убирай тогда своё колдовство! Помогай очистить земной шар от пыли и грязи! Мусор убирать!

Кикимора : Согласна, согласна! Только вы уж ребята помогите мне! Я тоже хочу узнать побольше о насекомых. Ответьте на мои вопросы. За правильный ответ фишка.

1. Кто в лесу строит муравейники?

2. Как называется дом для пчел?

3. Почему стрекозу называют хищницей?

4. Где уши у кузнечика?

5. Где живут тараканы

6. На кого охотится божья коровка?

7. Какой вред приносят мухи и тараканы?

Пока дети отвечают на вопросы, Царица восстанавливает земной шар.

Кикимора : Вот теперь я многое узнала! Колдовство разрушила. Поняла, что надо беречь Земной шар! Спасибо вам за науку! Пойду, расскажу всем, почему нужно Землю беречь! (уходит)

Ведущая : И нам пора, ребята возвращаться!

Царица : Спасибо, ребята! Мой лес снова полон сказок и чудес, опять поют соловьи, ожила вся Земля!

Ведущая : Спасибо! До свидания, Царица Леса! Дети, закрываем глаза, возвращаемся.

Библиография

1. Иванова А.И. Живая экология М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М Маневцова М.: Просвещение, 1983

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издательский центр « Академия», 2002.

4. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998

5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика - Синтез

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение праздника как средства эстетического воспитании дошкольников. Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста. Подготовка к праздничным утренникам, этапы работы. Требования к организации и проведению праздников для дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Происхождение народных обрядов и праздников в народной педагогике. Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников. Методические аспекты и анализ программы "Детство" дошкольного образования.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Классификация физкультурных праздников, их значение в организации активного отдыха дошкольников. Педагогические и методические требования к организации спортивных игр. Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Роль праздника на Руси. Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста. Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в детском образовательном учреждении. Сценарий экологического праздника "День Земли".

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Психологические особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Значение математических развлечений при ознакомлении дошкольников с ними. Выявление возможностей задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Психолого-педагогическое значение игр и развлечений детей дошкольного возраста на свежем воздухе. Особенности организации и проведения игр и развлечений на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста. Диагностика уровня развития ловкости у детей.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Рассмотрение роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников. Методические рекомендации по проведению игр с правилами и сюжетно-ролевых в экологическом воспитании дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2014

    Цели, задачи и виды прогулок в детском саду. Основные требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулке. Рекомендации для родителей по закаливанию детей дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Праздники в детском саду и их классификация. Факторы удачного проведения праздника в детских садах. Пример сценария Новогоднего праздника в подготовительной группе.

Поделиться: