Единство требований семьи и доу как основа успешного воспитания детей в современных условиях. Доклад на тему "единство требований в воспитании" Единство требований родителей залог успешного воспитания ребенка

Организация: МАДОУ «Малыш»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Ноябрьск

«Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью»

/В.А.Сухомлинский/

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой и остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек, именно семье должны уделять первостепенное внимание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, психологии, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей в системе воспитания ребенка имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание очень затруднено. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.

В толковом словаре Ожегова слово «сотрудничать» означает «принимать участие в общем деле, работать вместе».

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева и др.)

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Наглядность в работе с семьей. В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.); организуется выставка работ детей;

Индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению. Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома;

Работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка). В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д.

Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Можно, например, праздновать «Дни рождения» с чаепитием с приглашением и участием родителей, проводить тематические вечера для родителей на темы: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей». Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В нашем детском саду используются все формы сотрудничества с родителями воспитанников. Это и наглядная информация, различные тематические выставки, выставки совместного творчества детей и родителей к праздникам, дни открытых дверей. Родители привлекаются к работе Управляющего Совета ДОУ, родительских комитетов групп, участвуют в субботниках, спортивных конкурсах, развлечениях для детей, украшают совместно с детьми и педагогами зимние участки.

Родители с удовольствием посещают родительские собрания, когда они проходят в нетрадиционных формах (различные игры, мастер-классы). В ноябре 2013 года в нашем детском саду проведено общее родительское собрание на тему медиабезопасности несовершеннолетних с показом видеофильма «Невербальная агрессия». Явка родителей была огромной-настолько эта проблема актуальна для них! Родители активно участвовали в обсуждении данной темы.

Для будущих воспитанников детских садов города и их родителей в нашем ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка «Волшебный остров детства». Центр посещают родители с детьми раннего возраста от полугода до 3 лет. Одними из задач работы педагогов в ЦИПР являются: постепенное вхождение ребенка в детский сад, обеспечение его комфортной адаптации к детскому учреждению, формирование чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру; установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Большим достоинством ЦИПР «Волшебный остров детства» является то, что, взаимодействуя со своим ребенком на игровых сеансах, родители маленького карапуза понимают, что ранний возраст - это период бурного сензитивного развития, и только через накопление чувственного опыта происходит создание базы для дальнейшего полноценного развития ребенка.

В рамках сотрудничества ДОУ и семьи для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, логопедов, музыкального руководителя).

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплом добрых рук родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
  2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  3. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.

Выступление на педагогическом совете

«Единство требований семьи и школы в процессе воспитания личности школьника»

Тимошенко И.В.

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни.

В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Но можно помочь родителям в этом, регулярно повышая на родительских собраниях педагогическое и психологическое образование родителей.

В этом году у меня новый класс. Свою первую задачу вижу в том, чтоб выявить особенности каждой семьи, увидеть проблемы и наметить пути их решения.

На первом же род собрании говорю родителям «Воспитание детей – это единая задача родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции»

Провожу для родителей э кспресс-опрос, который включает такие вопросы:

Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

Как учитываются возрастные особенности ребенка?

Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Как относится к их выполнению?

Как вы активизируете ребенка в определении рациональных приемов труда?

На вопросы отвечают разные родители. Стараюсь включить в обсуждение всех, чтобы родители задумались о структуре взаимоотношений в семье.

Очень важным фактором семейного воспитания являются семейные праздники.

Прошу родителей рассказать, как отмечаются пятерка сына (дочери) в школе, возвращение из командировки отца, приезд бабушки и т.д. Какой эмоциональный настрой дает это ребенку?

К следующему родительскому собранию даю родителям задание. Подумать, какие привычки вырабатывают они у своих детей. Предложить ряд привычек, которые необходимо начать вырабатывать в классе (например, не обзываться, не драться, здороваться, поздравлять друг друга с праздником и т.д)

Также на собраниях провожу психологические тренинги

Упражнение № 1 «Трудный случай».

Цель: вызвать у родителей ассоциации с ситуациями противодействия.

Инструкция ведущего: «Вспомните «трудный» случай из собственной родительской практики, когда Вам пришлось проявить выдержку, терпение.

Что это была за ситуация и почему она возникла, как Вы поступили, что Вы чувствовали после этого. Приведите примеры, когда Вы оказались «не на высоте», почему? Представьте себе, если бы Вам был дан шанс судьбой исправить какую-то ошибку в родительском воспитании, чтобы Вы поменяли и почему именно так это сделали?

Упражнение № 2 «Групповая дискуссия: «Аргументы «за» и «против»».

Цель: привлечь внимание родителей, педагогов к естественности присутствия элементов сопротивления детей педагогическому воздействию.

Описание упражнения: участники тренинга объединяются в две группы

1 группа - получает задание привести аргументы в пользу психологического воздействия в школе;

2 группа – привести аргументы против психологического воздействия в школе.

Работа осуществляется по следующему плану:

1 этап – выработка аргументов «за», «против» психологического воздействия в школе;

2 этап – презентация группами своих аргументов.

Безусловно огромный вклад в дело сплочения детей и родителей являются совместные поездки, или посещение развивающих, а иногда и развлекательных мероприятий(поездка на ВДНХ, посещение боулинга)

Несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться.

Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения(детсад, школа) подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.

Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.


страница 1
В чем состоит единство требований родителей

(консультация для родителей)
Единство требований родителей – это закон семейного воспитания. Отец и мать – основные воспитатели детей в семье, и поэтому они должны действовать в полном единстве, создавать единый фронт.

Родители договариваются между собой, как поступать в каждом случае, важном для воспитания, например, как готовить ребенка к школе, какие закрепить поручения по домашнему труду и самообслуживании, как организовать свободное время ребенка.

Наблюдая за поведением ребенка, его интересами и склонностями, за формированием характера, отец и мать подмечают те или иные черты и опять таки сообща решают, как поступить. Например, у ребенка проявляется особый интерес к музыке или математике. Родители договариваются о том, каким образом они будут помогать ребенку расширять его познания по любимому предмету или виду искусства.

Ребенок недостаточно усидчив, не умеет серьезно работать. Необходимо посоветоваться с учителем или классным руководителем, принять меры, не допускать развития этого недостатка. Действуя в согласии, родители во много раз умножают силу своего влияния.

Нет такой стороны жизни и развития детей, которая оставила бы родителей равнодушными, и нет при этом таких вопросов, по которым они не смогли бы договориться, принять правильное решение, действовать дружно и согласованно.

Если родители действительно озабочены воспитанием своих детей, они легко преодолевают разногласия, приходят к единому мнению. Нарушение этого правила приносит огромный вред детям, уродует воспитание.

Начинается, казалось бы, с мелочей. Сын просит деньги на кино, отец ему отказывает – сын не приготовил уроков. Мальчик обращается с той же просьбой к матери. Вместо того, чтобы заставить сына заниматься, мать дает ему деньги и еще предупреждает, что это должно быть в тайне от отца. Или: мать поручает дочери помыть посуду. Дочь отказывается, мать настаивает. Конфликт разгорается, дочь начинает плакать. Отец выходит из терпения, говорит матери, что не стоит из – за пустяков поднимать шум, огорчать ребенка.

Что же получается? В первом случае мальчик с помощью матери уклоняется от приготовления уроков, во втором – дочь, опираясь на поддержку отца, отказывается выполнять работу по дому. Более того, родители невольно побудили детей лгать, приспосабливаться. В некоторых семьях отец всегда строг, а мать всегда добра и все прощает. И ребенок в присутствии строгого отца – тихоня, а на глазах всепрощающей матери позволяет себе все. Поведение ребенка раздваивается, поведение портится.

Нередко бабушка и дедушка оберегают внука или внучку от любых требований отца или матери. Мать и отец из уважения к бабушке и дедушке уступают. Это мешает воспитанию у детей твердых правил поведения, чувства ответственности за свои поступки.

Еще хуже, когда мать и отец при детях затевают спор, обрушивают друг на друга обвинения, в частности по поводу воспитания. Это вызывает у ребенка тяжелые переживания. Он любит отца и мать, ему трудно решить, кто из них прав. Такие споры подрывают авторитет родителей, озлобляют и отчуждают детей.

страница 1

ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ ВОСПИТАНИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

К УЧАЩИМСЯ

Воспитание детей- самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и всего мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими родителями. Но и это не все. Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое- наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми и перед страной.

А.С.Макаренко.

Успешное воспитание возможно при условии тесного сотрудничества семьи и школы, при условии абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания.

Школа служит основным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Конечно, педагоги прилагают много усилий, чтобы всех своих воспитанников вырастить честными, добрыми, трудолюбивыми людьми. Но в любом случае они не могут заменить детям отца и мать, влияние которых на ребенка чрезвычайно велико. Родители несут основную ответственность за воспитание как перед детьми, собственной совестью, так и перед обществом.

Роль семьи в воспитании ребенка определяется глубоким учетом его особенностей. Ведь родное и любимое чадо они знают, конечно же, лучше учителей. Не учитывать этого нельзя.

Только тесное сотрудничество с родителями может решить многие трудности.

Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того требует жизненная ситуация.

Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих его людей, их отношение к себе. Мы думаем,что дети смотрят на мир нашими глазами, и хотим, чтобы они делали выводы, аналогичные нашим. Эта иллюзия сильна как в родителях, так и в учителях. Именно она закрывает доступ к реальному миру наших детей.

Каждое наше слово, мимика, жест, интонация голоса, наши поступки- все несет ребенку информацию о нашем к нему отношении и формирует его самооценку. Душа ребенка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для нас.

И если мы сумеем сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получает от нас тепло и участие- мы решим главную задачу педагога.Все невероятные изменения, которые происходят в ребенке и так пугают нас, учителей, имеют свою логику, причину и их можно взять под контроль, разобравшись в чуткой детской душе, а не просто пресекать поведение, которое вам не нравится.

Воспитательной работой менее всего оказываются охвачены те, кто в ней больше всего нуждается- трудные дети. Изучение подростковой преступности показывает, что многие ребята, состоящие на учете в ИДН, оказываются предоставленными сами себе. Дело в том, что трудные подростки с их стихийностью настроений и действий не просто включаются в работу, требующую организованности и дисциплинированности.

«Трудный» подросток- обычно это тот, который « не умеет себя вести», у которого сформировано « негативное отношение к школе, желание уклониться от своих обязанностей», который груб, недисциплинирован, который вызывает возмущение о огорчение учителей и родителей.

Психологи доказывают, что ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило,- результат отрицательной системы отношений в семье. Как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные семьи»- понятия неразделимые. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Дети- зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных » подростков порождают многие педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленного воспитания, незнание интересов детей, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, чрезмерное попустительство и жестокость наказания, безнадзорность и т.д.

Чем же мы, педагоги, можем помочь изменению психологического климата в семье, чтобы в конечном итоге улучшилось положение школьника и в семье, и в школе. Конечно, учителя не боги, они не всесильны. Но зная, что в той или иной семье худо живется их воспитаннику, должны, проанализировав неудачи семейного воспитания, постараться помочь, добиться положительного влиянии я на родителей, через них и на учащихся. Для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи можно подразделить на несколько типов. Конечно, это деление весьма условно. Встречаются и такие семьи, которые трудно отнести к какому-либо из этих типов. Однако, такое деление может помочь учителю совместно с родителями наладить контакт с ребенком.

1^ . СЕМЬЯ, ГДЕ РЕБЕНОК ЕДИНСТВЕННЫЙ

Таких семей много. Здесь характерна избыточная любовь родителей (бабушек, дедушек) к ребенку. Его воспитывают и одновременно балуют, оберегают от трудностей, ни в чем не отказывают. Ребенку не нравятся советы и наставления, но нравится «ничего не делать». Скоро он привыкает у тому, что все вокруг только для него. Он становится капризным, в нем формируется потребительское отношение к жизни. В детском коллективе подобные черты становятся все явственнее и ведут к возникновению конфликтов среди учащихся. Начинается сопротивление воспитательному воздействию. Ребенок осознает, что в классе он не в центре внимания, поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам, учителям.

А что же родители, когда узнают о «неуправляемости» своего дитя? Чаще всего обвиняют школу и учителей в неумении работать. Их словами правят не разум, а эмоции: «Наш ребенок не хуже других».Ясно, что учителю без влияния на семью изменить жизнь и поведение ребенка невозможно. Как же поступить учителю в данной ситуации?

Надо начать контакт с семьей с хорошей вести, в форме спокойного обмена мнениями. Подвести родителей к разговору о том, что родительская любовь не должна быть самоцелью. Любовь ради родительских потребностей уродует ребенка. Если все это будет сказано в деликатной форме, родители разговор воспримут как для переосмысления своей роли отца и матери.

Постарайтесь наметить единые требования к воспитанию ребенка: давать поручения, требующие усилий, поддерживать его добрые порывы, хвалить и поощрять за выполненные дела. Вы можете дать и больше полезных советов, но помните об одном- ребенок тоже личность. Пусть родители так же, как учитель, постараются понять, как ребенок воспринимает родительскую любовь, взаимоотношение с одноклассниками и в соответствии с этим выбрать те или иные средства воздействия. Если родители к вам прислушиваются – это уже хорошо.

^ 2. ТИП СЕМЬИ, ГДЕ МАТЕРИАЛЬНАЯ СТОРОНА ЗАСЛОНЯЕТ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

Задача родителей- жить «не хуже других».На это уходит все время, все силы. На первый взгляд вроде бы ничего страшного. А дети страдают. Домашние разговоры вертятся вокруг денег благ, приобретений. Дети сами вникают в них: « А мне купи сережки», « А я хочу…» Все воспитание сводится к контролю за выполнением домашнего задания, и возможности красиво одеть обуть ребенка. Внутренняя жизнь детей родителей не интересует.

Дети следуют принципу: « делай то, что выгодно», растут потребителями, начинают пропускать уроки « плюют» на отметки.

Хотят того родители или нет- ребенок становится эгоистичным, стремится «урвать» у других. Когда родители обнаруживают эти качества у детей, то ради их «спасения» выражают готовность сотрудничать с учителями, но дело редко доводят до конца, боясь общественного мнения. К таким семьям необходим «дипломатический подход»: при встрече с родителями лучше использовать косвенное воздействие, приводить примеры из жизни других семей, опираясь на их доброту, благородство поступков. Постараться дать родителям понять, что замыкание интересов только на деньги, вещи, семейный достаток негативно влияет на растущего человека. Он становится потребителем. Ребенка можно удержать от соблазнов, если он будет знать, что все достигается в результате долгого и упорного труда. Без труда дома и в школе ребенок не ощутит того, что делают для него родители и педагоги.

^ 3. ТИП СЕМЬИ, ГДЕ ГОСПОДСТВУЕТ БЕДНАДЗОРНОСТЬ.

В семьях такого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для них характерна культурная ограниченность, бедность чувств. Здесь царят неуважение, недоверие друг к другу, грубость, оскорбления, скандалы. Дети живут на собственном попечении. Все это ощутимо действует на характер и поведение детей, отмечается их лживость, недисциплинированность, грубость. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Для них характерна апатия, нежелание думать. Они рано приобщаются к вредным привычкам. Учителю трудно работать с такими детьми, но родители игнорируют авторитет школы. Это самый трудный случай. От учителя требуется много терпения, такта, выдержки. Ни упреком, ни назиданием ничего не добьешься. Родителей надо расположить к себе. Только тогда можно добиться единых требований в воспитании ребенка. Попробуй те их понять, важно в разговоре избегать резких вопросов, грубости. Если им твердо и убедительно разъяснять, что образ жизни родителей напрямую влияет на будущую взрослую жизнь их детей, может быть тогда они задумаются. Выясните, кто в семье пользуется большим авторитетом, кто может стать опорой в устранении семейного зла. Родителям надо дать почувствовать, что ты не просто представитель школы, а лицо, заинтересованное в улучшении человеческих отношений.

Многое можно сделать и в школе. Доброе, человеческое отношение учителя в сочетании с требовательностью – весь секрет. Именно этого не хватает ребенку.

^ 4. СЕМЬИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НЕГРАМОТНОСТЬЮ.

Семья внешне благополучная, родители вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учебе. Но бывают конфликты, сопровождающиеся несдержанностью в проявлении эмоций. На детей сыплются ругательства. Причина- низкий уровень педагогической культуры родителей, в их усталости, раздражительности (многие работают на 1,5 ставки, по совместительству). Отсюда снижение внимания к детям: общение в основном ограничивается заботой одеть и обуть. Низкая осведомленность родителей о жизни детей, их увлечениях, друзьях ведут к отдалению, к взаимному непониманию. Состояние неудовлетворенности дома и в школе толкает детей на ничем внешне не мотивированные нарушения дисциплины. Как поступить учителю, чтобы не допустить разрастания отчужденности между родителями и учащимися?

Надо заранее подготовить вопросы для беседы. Пример: как вы организуете свободное от работы время? С кем дружит ваш ребенок? Такие вопросы заставляют родителей задуматься о внутреннем мире детей. Ваша цель: разговорить родителей, добиться теплой душевной беседы, дать им понять, что не только в школе, но и в семье ребенок должен получать внимание, тепло, заботу.

^ 5. СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ.

Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в семье- холодность, безразличие, лишение духовного контакта. Для совместной работы с ребенком из такой семьи учителю стоит расположить к себе мать, постараться пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, в совместном решении повседневных жизненных проблем.

Во всей педагогической деятельности роль учителя незаменима. Имея тесный контакт с родителями, можно конкретно строить свою работу. Опыт свидетельствует, что повышению ответственности родителей за воспитание детей способствует их систематическое приобщение к жизни и деятельности школы. Привлечение родителей к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решить многие задачи. Но по-прежнему одной из основных форм совместной работы семьи и школы остаются родительские собрания. Как придать им действенный характер, не свести все к перечислению пятерок и двоек у учащихся, когда нет знаний

Особенностей ребенка, специфики развития, а характеристика, даваемая педагогом, касается только учебы? Причем, преподносится эта информация в отнюдь не доброжелательном тоне. Как сделать, чтобы эти встречи делали родителей и учителей подлинными союзниками в воспитании учащихся?

Родители часто от подобных нравоучительных собраний теряются, им в следующий раз не очень захочется идти в школу и слушать педагога, рассказывать ему о сыне и дочери, делиться своими тревогами и сомнениями. Это касается не только классного руководителя, но и учителей- предметников. Не в этом ли причина невысокой эффективности родительских собраний, проводимых скорее для галочки.

Родительское собрание- это достаточно тонкая материя, и чтобы оно перестало быть атрибутом формализма в школе, к нему надо тщательно готовиться, учитывая ряд важных положений.

1. Весь тон разговора на собрании должен показать родителям, что и учитель, и родители нуждаются в объединении усилий, что вы- союзники. Конечно, при всем этом- высокий такт общения и, если есть такая необходимость, разговор с кем-то из родителей не во время собрания, а после за закрытой дверью.

2. Родительское собрание не урок. Перед вами взрослые люди, имеющие порой большой жизненный опыт, знания. Поэтому приемлема такая интонация- советуем, размышляем вместе. При этом следует учитывать следующее: иногда безмерная любовь к своему ребенку заставляет родителей, не слыша никаких доводов, бросаться на его защиту. Поэтому педагог должен быть вооружен неопровержимыми аргументами, чтобы его сообщение принесло пользу.

3. Прежде чем вынести на суд родителей «личное дело» ученика, надо продумать каждую мелочь, взвесить все «за» и «против».

4. Идя на встречу с родителями, постараться установить с ними добрые, доверчивые отношения. Правильно оценивать уровень своей профессиональной компетенции, стремиться всячески его поднимать- в этом одно из условий уважения родителями школы.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее подготовить анкеты, продумать оформление класса. При приглашении родителей на собрание стоит указать вопросы, которые будут рассматриваться. Основной метод проведения собрания- диалог.

У семьи и школы одни беды, одни проблемы, и задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Характер сотрудничества учителей и родителей должен отвечать определенным требованиям. Совместные усилия по воспитанию учащихся предполагают их взаимное уважение, внимательное и тактичное отношение друг к другу. Взаимное уважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информацией о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемые обеими сторонами меры отвечают интересам ребенка.

Школа и семья должны заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой жизни своих детей. Только тогда мы можем сказать, что сделали все, чтобы подготовить их к взрослой жизни, к труду и созиданию.

Сообщение для выступления на педагогическом совете подготовила учитель МОУ Белоомутской средней общеобразовательной школы №1

Пронкина Ирина Борисовна

Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, семья, улица учат другому. Даже педагоги внутри школы действуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Достижение успеха в процессе воспитания возможно только при условии объединения усилий, всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов и т. п.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко:

не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования;

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное время .

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей.

Педагогу надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Процесс воспитания в школе, действия педагогов должны быть направлены на обеспечение согласованных действий и взаимопонимания, единства требований, взглядов .

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей очень разное.

Вот статья с Интернет-сайта, автор которой, имеет свою точку зрения по этой теме. Он задает читателям вопрос

«Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей - столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки - требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее. То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и прочие, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны дудеть в одну дудку и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы, всё равно, не станем ОДИНАКОВЫМИ воспитателями.

А, во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа другое, а учителя третье - пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только, при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в ребёнке «доброе и вечное», а не прививало ребёнку пороки и дурные привычки.

А как иначе, наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и, попросту, разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки и прочее у воспитателей пусть будут разными. Лишь бы они были…. И не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, начиная от мамы и заканчивая нянечкой в садике, все хотят детям хорошего.

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

И пусть этой жизни дети учатся с малолетства.

А какое ваше мнение по этому поводу?

Требования в воспитании должны быть едины?»

Литература:

Поделиться: