Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой. Приучаем ребенка есть самостоятельно

Овладение ребенком искусства самостоятельной еды иногда бывает сложным и требует от взрослых терпения и доброжелательного отношения.

На 7-8 месяце жизни малыш начинает живо интересоваться тем, что находится в тарелке, кладет на нее руку, пытается схватить ложку, которой его кормят. Таким способом кроха сигнализирует о желании научиться есть самому. Это важный момент в развитии ребенка, и нельзя его упускать. Поощряйте подобные стремления и давайте чаду возможность делать попытки есть своими силами – удовлетворение потребностей малыша стимулирует его развитие.

Освоение навыков самостоятельной еды не дается легко, да и взрослым понадобится недюжинный запас терпения: крики и попытки «подкупа» ничему научить не смогут, а лишь навредят. Вот несколько советов.

Позаботьтесь о том, чтобы во время еды царила комфортная атмосфера. Питание у ребенка должно ассоциироваться с удовольствием.

Важно, когда это возможно, садиться за стол всей семьей: такие моменты с точки зрения развития малыша просто бесценны.

Скука – это враг

Полугодовалый малыш не любит скучать. Даже когда он ест, ручки должны быть чем-то заняты. Не отбирайте у ребенка игрушек во время кормления – это может быть воспринято как наказание, ассоциируемое с едой.

Не заставляйте годовалого малыша сидеть за столом долго: это выше его сил, тем более что вокруг так много интересного! Пусть ваш непоседа поест быстро, на скорую руку. Но помните о важности территориальных границ: не позволяйте ребенку ходить с едой по всему дому, научите его есть только на кухне.

Простые столовые приборы

Если вы хотите научить ребенка правильно пользоваться ложкой, которая должна быть похожа на взрослую, только меньше размером. Хорошо, если первые чайные ложки будут изготовлены из мягкого пластика.

Не покупайте изделия причудливых форм или с ручкой, расположенной под большим углом к основанию. Это, возможно, и облегчает кормление, но не способствует нормальному развитию челюсти и мышц рта.

Прикорм – только ложкой

Супы, или десерт давайте исключительно с ложечки. Рефлекс жевания и глотания пищи развивается около 6 месяца жизни. Не использовать этот момент оправданно, только если ввод в рацион твердой пищи в рацион грудничка по каким-то причинам отложил ваш педиатр.

Кормить из бутылочки удобно, но не поддавайтесь искушению давать ребенку через соску что-то еще, кроме молока. Кормление ложкой научит его брать пищу губами, поможет быстро освоить правильные движения нижней челюсти, а это необходимые для самостоятельного питания навыки.

Чайную ложку кладите в ротик малыша в горизонтальном положении и таким же образом доставайте. Этот способ кормления заставляет принудительно закрывать рот, чтобы ухватить пищу – так развиваются и укрепляются мышцы губ, что предотвращает слюнотечение.

Частое и плавное открывание/закрывание детского ротика способствует правильному развитию речи и необходимо для произношения некоторых звуков.

Кормление в две руки

Дайте ребенку в руки ложку и положите еду сразу в две тарелки: с одной позвольте малышу есть самому, с другой кормить его будете вы.

Также можете попросить, чтобы кроха попытался накормить вас. Если он еще не умеет набирать еду, дайте ему в руки уже наполненную ложку. Хвалите каждую успешную попытку, на неудачи не обращайте внимание.

Без принуждения и перекармливания

Не засовывайте ложку в рот ребенку силой. Если первая попытка введения новой еды не удалась, подождите несколько дней, прежде чем попробовать снова. Помните: если кроха раз за разом отказывается от какой-то пищи, возможно, она ему вредна. Или пища просто категорически не нравится. Ведь родителям приходятся по вкусу тоже далеко не все блюда.

Не заставляйте малыша есть больше, чем он может и хочет, не воюйте с ним за каждый глоточек и кусочек – это только повредит. Здоровый ребенок знает, когда голоден или хочет пить. Принуждение – это первый шаг на пути превращения крохи в маленького «нехочуху».

Когда новорожденный находится на грудном вскармливании, ему разрешают есть столько, сколько хочется. Этот же принцип следует использовать и при введении в рацион новых продуктов, и позже – когда вы стараетесь научить маленького ребенка самостоятельному кормлению.

Ребенок имеет право испачкаться

Не запрещайте ему развлекаться с едой. Познание мира происходит через разнообразные ощущения. Примерно с 8-9 месяцев малыш обычно проявляет желание и сам делает попытки ручкой положить себе пищу в рот – позвольте ему это.

Если чадо не хочет надевать нагрудник, просто переоденьте его на время еды в одежду похуже. Будьте терпеливыми и понимающими, не кричите и не оскорбляйте. Запачканный костюмчик, стол и пол – все это выстирается и вытрется, а вот след от негативных эмоций в душе маленького человечка останется.

Знакомство с непроливайкой

Уже на седьмом месяце вы можете научить ребенка пить из кружки-непроливайки. Если вы кормите грудью, не давайте дополнительную жидкость из бутылки с соской – поите сразу из непроливайки. Так, шаг за шагом вы научите малыша пить из обычной чашки. И обязательно покажите на собственном примере, как это делается.

Доктор Комаровский считает, что проблемы, возникающие в процессе приучения ребенка к самостоятельному кормлению, могут быть связаны с отсутствием четких правил. Бывают случаи, когда малыш и в 2, и в 3 года отказывается держать в руках ложку и ждет, когда его накормят.


Маме нужно установить четкие границы (кто и в какое время участвует в кормлении) и дождаться момента, когда кроха действительно проголодается. Чувство детского голода, по мнению Комаровского, решает многие проблемы, в том числе – проблему избирательного аппетита.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Умение есть ложкой — одно из самых первых самостоятельных умений малыша. Для него этот процесс не менее важен, чем для родителей, поэтому помощь взрослых в таком непростом деле просто необходима.

В каком возрасте приучать сына или дочь самостоятельно есть, в первую очередь зависит от мамы и папы. Исследования ученых показали, что дети, чьи родители не бояться учить их, позволяя быть более самостоятельными, гораздо быстрее учатся ходить на горшок или пользоваться ложкой.

Не стоит бояться дать малышу немного больше свободы, таким образом он будет чувствовать родительскую поддержку и заботу, так же перестанет бояться неодобрения взрослых членов семьи. Такой принцип хорош не только в освоении новых навыков, но и в других жизненных аспектах ребенка.

Прежде, чем начать учить ребенка кормлению из ложечки, надо настроится на то, что завтрак, обед и ужин будут занимать в два или три раза больше времени, ведь в таком деле важно терпение и искренняя поддержка. Так же после каждого приема пищи придется мыть все вокруг: стол, стул, полы и стены, так как ребенок не всегда спокойно реагирует на идею употреблять пищу самому.

Как подготовить малыша и когда начинать употреблять пищу ложкой

Существует несколько важных аспектов, которые существенно облегчат сам процесс обучения:

  1. Подготовка;
  2. Учить без большого запаса терпения невозможно;
  3. Индивидуальность каждого малыша;
  4. Умение поймать момент;
  5. Помощь малышу при неудачах;
  6. Постоянные тренировки;
  7. Умение вызвать интерес.

Итак, рассмотрим самые важные пункты по порядку.

Как правильно подготовить

Если с самого рождения дитя кушает под крики и истерики или же пока родители не включат мультики, то будет сложнее вызвать у него желание кушать самостоятельно. У такой проблемы есть выход. Даже самым маленьким детям нравится, если вся семья собирается за столом, это придает интереса любому приему пищи. Ребенок будет видеть, что взрослые кушают отлично от него и скорее всего попытается за ними это повторить, отнимая ложку у мамы или папы.

Чтобы уже с первых попыток все получалось, разрешайте ему не только отнимать ложку, но и брать еду руками, но ни в коем случае не заставляйте принимать пищу. Доказано, что если насильно учить малыша кушать, то такой способ в скором времени отобьет все желание брать ложку в руки.

Теперь поговорим о терпении. Многие родители любят приучать детей кушать самим, используя фразы: «ешь быстрее», «хватит отвлекаться» и так далее. Постарайтесь исключить подобные фразы во время прямого общения. Когда ребенок кушает, он не только утоляет чувство голода, но и получает удовольствие, для него это своего рода игра, которую никак нельзя торопить, иначе все желание играть дальше пропадет. Лучше хвалить его и подбадривать каждый раз, когда он отправил ложечку с едой в рот.

Учитывайте индивидуальность

Важно всегда помнить, что каждый человек индивидуален, поэтому к любому из них нужно искать свой подход. В книгах, посвященных теме самостоятельного питания, пишут, что дети к полутора годам просто обязаны кушать сами. Не стоит загонять малыша в эти рамки и стремиться достичь идеала, ведь некоторые дети и к трем годам не хотят есть сами и требуют, чтобы их кормили, но встретить десятилетнего, который еще не научился кушать сам — невозможно.

Постоянные тренировки очень важны, так как ребенок должен запоминать необходимые ему навыки. Закалять навык можно в песочнице. Поставьте рядом с малышом пустое ведерко, дайте ему в руки лопаточку и попросите заполнить емкость песком.

Поддержка

Довольно часто ребенок, у которого что-то не выходит, начинает капризничать, плакать и кричать. В этот момент ему понадобится поддержка самых близких людей — родителей. Это одна из самых важных причин быть с малышом на протяжении обеда. Кроме того, малыш может вылить на себя кашу или подавиться, в этих случая присутствие взрослых просто необходимо.

Интерес к приему пищи

Каждому известно не по наслышке, что вкусная и полезная еда часто смотрится на тарелке совсем непривлекательно, но взрослые в отличие от детей понимают, что вкус абсолютно не зависит от внешнего вида. Как же сделать так, чтобы у ребенка возникло желание кушать?

— Хорошим способом будет украсить блюдо. Можно вырезать из продуктов цветочки, веселые рожицы или звездочки.

— Купите тарелку с красивым рисунком на дне, наложите еды и сообщите ребенку, что когда он все скушает сам — то его ждет сюрприз. Это вызовет интерес к самому процессу приема пищи и позволит неоднократно использовать этот вариант.

С какого возраста малыш начинает употреблять пищу сам

Как упоминалось ранее, каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно подобрать определенные способы учить малыша осваивать навык и пользоваться ложкой по назначению, но, как правило, умение само по себе приходит уже к полутора годам.

В большинстве случаев, к 7-8 месяцам малыш уже уверенно сидит на детском стульчике и спокойно позволяет маме его кормить. Кроме того, он может незаметно брать кусочки хлеба из тарелки и отправлять их в рот. Именно в это время психологи советуют начинать вызывать у детей интерес к процессу самостоятельного приема пищи.

В 9-10 месяцев ребенок сам ест из бутылочки, пытается пить из чашки и хватает руками не только кусочки хлеба, но и еду из тарелки. Важно, чтобы пища была не очень горячей, иначе ребенок может получить ожог. В это время запасайтесь терпением, потому что вам придется не только терпеливо учить ребенка, но и несколько раз в день мыть кухню.

В 11-12 месяцев ребенок должен буквально выхватывать ложку из рук мамы и пытаться повторить процесс за ней. Иногда у него получается, иногда нет. На данный момент все будет зависеть от родителей и их поддержки. Возможно, взрослые посчитают такое поведение капризным, но это не так. Выхватывание — это потребность научится пользоваться столовыми приборами так, как это делают родители, поэтому старайтесь любым способом его поощрить.

В 15 месяцев ребенок должен уже свободно различать блюда и показывать пальчиком на то, что внешне ему понравилось больше, чем все остальные. Малыш уже умеет уверенно пользоваться ложкой, но не часто доносит пищу до цели, большая часть супов и каш будет находиться на столе, одежде, полу и стенах.

В 21 месяц малыш делает самые первые и значительные успехи в овладении ложкой. Еда уже не так часто оказывается на одежде, а сам ребенок ест с куда большим удовольствием, чем раньше. Кроме того, он научится держать стакан довольно долгое время, не пролив на себя его содержимое.

Основные правила в этой статье мы уже разобрали, но есть еще два, не менее важных:

  1. Не в коем случае нельзя делать за ребенка то, что он может делать сам. Это относится не только к завтраку, обеду и ужину, но и к другим аспектам.
  2. Нельзя учить ребенка против его воли и предъявлять ему такие требования, которые он не в состоянии выполнить, потому что в большинстве случаев такое поведение вызывает категорическое нежелание учиться употреблять пищу самостоятельно.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    Екатерина Морозова


    Время на чтение: 14 минут

    А А

    Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

    И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

    Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

    Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

    Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

    Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

    Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

    Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

    Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

    Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

    • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
    • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
    • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
    • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
    • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
    • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
    • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
    • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
    • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
    • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
    • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
    • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
    • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

    Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

    1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
    2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
    3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
    4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
    5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
    6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
    7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

    Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

    Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

    • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
    • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
    • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
    • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
    • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
    • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

    Что необходимо для кормления ребенка до года —

    Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

    Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

    • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
    • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
    • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

    Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

    Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

    Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

    Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

    • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
    • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
    • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
    • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
    • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
    • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
    • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
    • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
    • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
    • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

    Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

    Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

    Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

    • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
    • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
    • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
    • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
    • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
    • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
    • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
    • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
    • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

    Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

    По-другому и быть не может.

    Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

    Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

    Научить ребенка самостоятельно кушать ложкой я планировала к тому моменту, когда ему исполнится два года. Но когда в год и один месяц сын начал активно интересоваться этим столовым прибором, я решила не упускать момент и начать обучение. Оно было построено на нескольких очень важных для нас принципах.

    1. Самостоятельность

    Я поставила себе условие, что ребенок должен кушать самостоятельно. Конечно, было очевидно, что накормить себя с первого раза малыш вряд ли сможет. Суть сводилась к следующему: я давала ребенку ложку и тарелку с едой, и он сам пытался себя накормить.

    Естественно, сначала у него мало что получалось. Он брал в руку ложку и просто ковырял ей еду. Когда силы малыша были на исходе, и он уже не хотел «орудовать» столовым прибором, я начинала кормить его другой ложечкой.

    Поначалу ребенок часто бросал ложку и начинал кушать руками. Это было вполне объяснимо - контролировать свои руки тогда он умел очень хорошо, чего не скажешь о ложке. Я к этому относилась вполне спокойно. Заняв рот едой, малыш снова хватался за ложку.

    Со временем ребенок научился держать ложку и даже подносить ее ко рту. Дальше больше - попытки донести в ложке часть еды начали получаться. Упорство малыша и постоянные тренировки делали свое дело.

    2. Непрерывность и последовательность

    Обучение малыша стало непрерывным. Он тренировал свои навыки во время каждого приема пищи. Ему это безумно нравилось. Последовательность же заключалась в том, что обучение мы начали с более густой пищи, которую легче было донести до рта. Постепенно малыш учился ровно держать ложку и переносить в ней более жидкую еду.

    Данный принцип оказался сложным для меня. Приемы пищи стали занимать очень много времени. При этом было немало других дел. Поэтому часто возникало желание все бросить и самой накормить ребенка. Но в последний момент я заставляла себя сдерживаться.

    3. Хорошие примеры

    Главным примером правильного приема пищи и поведения за столом для ребенка стала я. Мы с сыном совмещали все завтраки обеды и ужины. Помимо обучения кушать с помощью ложки, я пыталась научить малыша аккуратности. Опять же, на собственном примере.

    Перед едой мы вместе мыли ручки. Только после этого садились за стол. Если малыш вымазывал себя или стол, я объясняла ему, что это нехорошо, что никто из взрослых так не делает, и он тоже должен учиться быть аккуратным.

    4. Похвала

    Я всегда придерживалась мнения (и продолжаю это делать), что за каждый успех ребенка его непременно нужно хвалить. Так малыш понимает, что он движется в правильном направлении. Похвала становится стимулом для него.

    Когда у сына что-то получалось, я всегда это отмечала вслух. Я говорила, какой он умница, что сумел это сделать. И в следующий раз он делал это же, но гораздо увереннее, поскольку знал, что это правильно.

    5. Терпение

    Данный пункт касался меня. Именно мне потребовалось его набраться, чтобы выдержать этот сложный, но в то же время очень интересный период, продолжавшийся более двух месяцев.

    Это сейчас я счастлива, что мой ребенок стал самостоятельнее, а у меня появилось чуть больше свободного времени. Но после первых попыток есть ложкой мне приходилось каждый раз отмывать стол, территорию вокруг него, ребенка, а порой еще и себя от еды, которая упала и разлетелась с ложки.

    Важно! Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок сначала проголодался. Иначе, велика вероятность того, что процесс приема пищи попросту превратится в игру.

    Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

    Поделиться: