Детская агрессивность. Детская агрессивность и её причины

Нередко родители обращаются к психологам с жалобами на поведение собственных детей. В зависимости от возраста они вступают в перепалку, «огрызаются» на просьбы и замечания, могут пинаться, кусаться и ломать игрушки и вести себя как маленькие дьяволята. Такое поведение может злить, вызывать растерянность, стыд, если на ребенка жалуются окружающие, и мысли «почему у всех дети как дети, а у меня ты?»

Давайте разбираться, как проявляется детская агрессия и что могут сделать родители.

Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на , желании навредить.

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.

В два года дети часто кусаются, для них это как способ познания мира, так и средство отстоять свои права, выразить свое недовольство неудачами и способ самоутвердиться. Также они могут попытаться ударить родителя или сверстника.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики. Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое.

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

Младшие школьники уже имеют определенный самоконтроль, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.

Что бывает обычно: эмоции заразительны, рассерженный ребенок злит родителей, на него орут в ответ или говорят «Прекрати! Не ори! Успокойся!», по сути взрослые накладывают запрет на проживание гнева.

Но от простого запрета детская агрессия никуда не девается, если не показать как можно проявлять злость или недовольство, агрессия просто переносится на отношения с другими (аутоагрессия – вред себе, на сверстников — особенно тех, кто слабее, животных).

Другой крайностью при жестком подавлении агрессии родителями может быть вариант, когда ребенок становится вялый, пугливый и замкнутый.

Родителям следует помнить, что детская агрессия всегда имеет причины, и если вы их понимаете, то и справиться с «ужасным» поведением ребенка будет проще.

Частой причиной бывает равнодушие родителей к делам и интересам ребенка или навязывание своей воли, отсутствие выбора даже в мелких бытовых вопросах (что одеть, что съесть).

Для ребенка игнорирование просьб, ломание вещей и переворачивание тарелок с едой это способ донести свое недовольство, отстоять границы своей личности и желаний, добиться хоть какого-то внимания

Пример: Если взрослые не помнят и не выполняют своих обещаний, например, пойти в парк и купить мороженое, то гнев вполне ожидаемая реакция со стороны ребенка.

Детская агрессия может использоваться как способ утвердиться среди сверстников или взрослых

Пример: Если суровый папа много критикует и наказывает сына, при этом достижения и попытки понравиться остаются без внимания, ребенок может драться в саду или школе, чтобы получить уважение, которого не хватает дома. Или же не слушаться маму и бабушку как «компенсация» папиной строгости.

Для маленьких детей это тот путь, которым они заявляют о своем плохом настроении, усталости или другом эмоциональном неблагополучии, поскольку часто не могут назвать свое переживание

Пример: Если к концу прогулки ваш малыш стал капризным или дерется с теми, с кем он полчаса назад он мирно играл, он просто устал от обилия впечатлений и может хотеть пить. Если мальчик обижен и расстроен (сестра съела его конфеты), но усвоил, что «мальчики не плачут», он может топать ногами и кричать, забросить ее игрушки подальше, превращая обиду в злость.

Для детей постарше это наиболее легкий путь добиться статуса или верховодить, свою внутреннюю неуверенность и неудовлетворенность они выражают через противоположное поведение

Пример: К психологу привели 9 летнего мальчика, который регулярно провоцировал драки с другими детьми, обзывался и пинался. Не только одноклассники, но и дети из других классов его боялись. В беседе с забиякой, почему он так делает, прозвучало «я никому не нужен», папа пил, мама пропадала на двух работах.

Детям нужно много двигаться, исследовать мир, но если для этого нет возможности или постоянно идут указания «сиди тихо, не мешай», и вместо игр или рисования предлагается смотреть ТВ/планшет, то нерастраченная энергия может выливаться в агрессию. По возможности запишите ребенка в спортивную секцию, любой спорт учит самообладанию и самоконтролю.

Если вы не можете установить причин, а детская агрессия присутствует почти в любой ситуации, то это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных нарушениях. Иногда так бывает после перенесенных заболеваний или из-за отставания развития структур мозга, ответственных за контроль поведения и эмоций. Такого ребенка следует отвести к психологу.

Если ребенок маленький, понаблюдайте как он взаимодействует со сверстниками, если постарше — поговорите с ребенком, узнайте, что им двигало (может его тревожил конкретный ребенок, которого он ударил, может какой-то ребенок случайно на него упал, а ваш ребенок подумал, что это было преднамеренно и решил ему ответить)

Будьте готовы извиниться, если вы сами обидели своего ребенка поступком, криком или невниманием, тем самым вы дадите понять, что уважаете его. Дети быстро перенимают пример поведения из семьи.

С маленькими детьми можно проиграть волнующую ситуацию с помощью кукол или других игрушек, например «Как тигренок обидел мишку, и что теперь делать», «Как трудно дружить с мышкой, которая обзывается». Показать на примере сказок как неприятно выглядит тот, кто дерется (бармалей, карабас-барабас). Такой подход очень понятен и близок детям.

Если детская агрессия направлена на вас, то можно придержать руки ребенка (только аккуратно), либо отойти подальше, чтобы он не мог вас ударить. С маленькими детьми лучше не исчезать из поля зрения ребенка, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Когда уходите, скажите, что когда ребенок успокоится, то вы будете рады с ним поговорить или поиграть.

В то же время проанализируйте собственные требования – не чрезмерны ли они, выполнимы по возрасту? И как вы эти требования доносите: даете выбор, просите или все происходит в форме приказа?

  • Называйте ребенку его чувства, говорите о чувствах. «Я вижу, что ты сейчас злишься», «Ты расстроился», «Ты рассердился». Ребенок научится распознавать свои чувства и со временем управлять ими.
  • Повторяйте каждый раз, что все чувства хорошие, все чувства могут быть . «Ты злишься и это нормально. Я тоже иногда злюсь»
  • Давайте оценку только поведению, но не ребенку целиком . «Злиться – хорошо. А бить кошку – плохо. Не стоит так делать», «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты дерешься»
  • Вместе с ребенком найдите такие способы выхода из ситуации, которые не задействуют агрессивное поведение . «Ты можешь показать, что ты злишься по-другому» «Ты можешь сказать о своей злости словами»
  • Сотрудничайте с ребенком . «Давай вместе придумаем, как ты можешь говорить о своем гневе», «Ты хочешь (одно), а я (другое), как же нам поступить?»

Вспомните, что вам помогает совладеть с эмоциями и поделитесь этим секретом с ребенком.

Лучшим способом справиться с агрессией является профилактика вниманием и любовью:

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть независимым.
  • Постарайтесь стать советчиком, а не запретителем, находите время обсуждать его жизнь до чрезвычайных происшествий.
  • Чаще хвалите детей, этого не хватает в любом возрасте.
  • Разрешите себе признать взгляды ребенка и выразить согласие, если это не затрагивает чего-то принципиально важного — вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.

Признавая за ребенком право защищать себя, помогите ему справиться с ситуацией, в которой детская агрессия возникла. Ребенку пришлось атаковать, потому что он не знает, как еще справиться с ситуацией. Важно не подавлять и запрещать проявление агрессии, а находить для нее приемлемые формы. Совсем отказывая ребенку в агрессии и борьбе, мы лишаем его защиты, разоружаем, не давая ничего взамен.

Если у вас возникли вопросы или вы не можете понять причину по которой ваш ребенок агрессивный, непослушный, капризный или отличается резкими перепадами настроения приглашаю вас на консультацию где мы вместе сможем найти подход к ребенку, определить его потребности и наладить диалог, обучим родителей и детей техникам, которые помогут избежать конфликтов, но доносить свои интересы до окружающих.

Мария Никулищина
Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция

Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения . Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Так кто же виноват, и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению к сверстникам или к взрослым?

Родителям важно знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения ребенка .

Но перед тем как предпринимать действия по коррекции детской агрессии , нужно разобраться с причинами ее возникновения !

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Рассмотрим несколько ключевых :

Причина детской агрессии 1 : ребенок дерется из-за незрелости речи.

Агрессия впервые проявляется у детей довольно рано, у многих даже до года. Это связано с тем, что ребенок сталкивается с первыми ограничениями в своей жизни. Например, его куда-то не пускают ползать или мама не дает точить об себя зубы. Как и у любого нормального существа, ограничения доступа к желаемому вызывает негативные эмоции : злость, обиду. А как ребенок маленький, в возрасте до 2-3 лет, может высказать свою злость? Дети в этом возрасте еще плохо разговаривают, значит аргументированно объяснить маме, в чем она неправа, они не могут. Остается только рычать, кричать, драться и кусаться.

Слабое развитие речи является одной из самых распространенных причин детской агрессии в дошкольном возрасте.

Заметьте, что я говорю об этой причине у детей всего дошкольного диапазона, т. е. до 7 лет. С чем это связанно?

Большинство детей с 4 лет уже хорошо разговаривают, но чтобы, например, отстоять свою игрушку на словах, ребенку требует гораздо больше времени и мысленных усилений. «Дать в бубен» обидчику гораздо проще и быстрее.

Что уж говорить о детках, имеющих проблемы с развитием речи, такими как задержка, дизартрия или просто непоставленные звуки.

Причина детской агрессии 2 : ребенок пробует новую модель поведения.

Еще одна из причин детской агрессии связана с тем , что ребенок адаптируется к социуму. «Драться плохо» - не является генетической программой, это именно социальная норма. Соответственно, дети пробуют драться, кусаться и т. п. так же, как они пробуют договариваться, меняться и т. д. А вот закрепится ли такая модель поведения на 100%, зависит от реакции окружения. Если агрессией ребенок добьется желаемого (игрушки, внимания, и т. п., то такое поведение подкрепится. И если такое поведение подкрепится один раз, то ничего страшного не произойдет, а если это будет происходить раз за разом, то агрессия ребенка станет постоянной моделью поведения. В таком случае потребуется коррекция детской агрессии .

Причина детской агрессии 3 : дисгармония в семье.

Именно дисгармония внутри семьи чаще всего является главной причиной детской агрессии . Сюда относится и дисгармония в паре ребенок-родитель, и в паре муж-жена, и в паре родители-бабушки, дедушки. Никогда не забывайте, что ребенок берет пример прежде всего с вас, с того, как вы выражаете свои эмоции окружающим. И если в порыве гнева вы не научились себя контролировать, от ребенка ожидайте того же. Нереально объяснить ребенку, что нужно решать проблемы не кулаками, при этом самому использовать агрессию в жизни . Если мама с папой или с бабушкой и дедушкой разговаривают только криками и руганью, то ребенок тоже будет ругаться. Если родители используют ремень в качестве воспитывающего элемента, то ребенок тоже будет драться. Причем , скорее всего, агрессия у такого ребенка будет проявляться не только с родителями, а с более слабыми детьми и животными.

Помните любой, даже скрытый конфликт в семье отражается на ребенке.

Причина детской агрессии 4 : нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений.

Еще одной распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически , так и эмоционально.

Любовь, доверие и чувство защищенности, как между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму. Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.

Также агрессию ребенка может вызвать и некорректная критика , ведь зачастую мамы любят делать унизительные замечания или наказывать детей в самом неподходящем для этого месте. Представьте, что так поступили с вами! Вы ведь можете постоять за себя, а ваш ребенок еще нет, и, учитывая, что он еще не полностью сформировался психологически, это может заметно пошатнуть его самомнение и чувство собственного достоинства.

Причина детской агрессии 5 : Телевидение, Интернет и другие СМИ.

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы и мультфильмы непременно содержат жестокие и грубые сцены, которые сильно влияют на несформированную детскую психику .

Причина детской агрессии 6 : Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Причина детской агрессии 7 : Недовольство собой

Еще одна причина агрессивности - недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами , а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Причина детской агрессии 7 : Чувство вины

Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред . Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому , кого обидел? Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобится время и наша помощь и поддержка. А главное - наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

Подводя итоги, скажу, что в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Для этого родителям необходимо знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения .

Часть 2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ .

Как я уже говорила в первой части этой статьи, в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей.

В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера.

Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности , поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же стратегии, что и для ее предупреждения. Так как же нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить?

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Проявлять недовольство надо именно плохим действием и поступком, принимая личность ребенка в целом. Т. е. вместо «Ах, какая плохая девочка» , нужно говорить «Ах, какой плохой поступок» . Тем самым мы даем ребенку понять, что он не перестал быть нами любим, а вот поступок плохой и делать так больше не нужно.

Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать его.

2. Старайтесь поведение ребенка обозначать позитивно : «Ты капризничаешь, потому что устал…» . «Ты злишься, что в этот раз ты не справился с заданием…» .

3. Вместо того, чтобы отчаиваться и упрекать ребенка в агрессивном поведении или непослушании, лучше выразить свое огорчение : «Как жаль, что ты ошибся (ошиблась) и поступил неправильно, ведь и сам теперь расстроен из-за этого». Учим обращать внимание на чувства и эмоции, т. е. контролировать их и управлять. При этом устанавливаются добрые, спокойные детско -родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злобу ребенка.

4. Бессмысленно добиваться того, чтобы ребенок не чувствовал агрессию – это невозможно . Взрослому нужно помочь ребенку выражать то, что чувствует, что переживает : «Конечно, тебе обидно…» , «Наверное, тебе кажется, что весь мир настроен против тебя…» , «Тебе стыдно за этот поступок, и тебе кажется, что одноклассник не простит тебя…» Важно помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения, сохранять контакт со своими чувствами

5. Установление обратной связи с ребенком снижает уровень агрессии : «Ты ведешь себя агрессивно » (констатация факта) . «Ты раздражен?» , «Ты чувствуешь обиду?» (констатирующий вопрос) . «Ты хочешь меня вывести из терпения?» , «Ты хочешь меня разозлить?» (раскрываем мотив агрессивного поведения ) . «Мне обидно, когда на меня кричат…» (обозначение своих чувств по отношению к неадекватному поведению с позиции я-сообщение). «Ведь мы с тобой договаривались…» , «Мы с тобой заключали договор…» (возвращение к установленным правилам) . При этом устанавливаются добрые, спокойные детско -родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злоба ребенка.

6. Обязательный контроль своих собственных негативных эмоций! Как и ребенок, взрослый так же испытывает калейдоскоп негативных чувств и эмоций, когда сталкивается с агрессией , в том числе и с детской : страх, раздражение, гнев, беспомощность. Нужно помнить, что эти чувства естественны, и являются ответной реакцией на негатив. Управляя ими, родитель демонстрирует модели взаимодействия с агрессивным человеком , обучает ребенка, закрепляя дружеские отношение с ним.

7. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций : для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию , а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам .

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

8. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

9. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения . Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите : "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах .

10. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет".

11. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им : "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить : "Хороший мальчик" или : "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать : "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

А что же еще нужно для профилактики детской агрессии ? Повторюсь : конечно, безусловная родительская любовь. Ребенку необходимо знать, что мама и папа его любят вне зависимости от того, как он себя ведет. Это аванс, за который ребенок платит благодарностью : «Меня любят, не смотря ни на что, а поведение (поступок) я обязательно исправлю!» Он должен чувствовать себя желанным и любимым, ведь часто одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. В любви зарождается весна, новая жизнь. Именно любовь делает нас счастливее, т. к. ее лучи согревают наши сердца и сердца наших детей.

Будьте счастливы!

Ребенок быстро растет, поражая своим новым поведением родителей. Еще недавно он мило улыбался всему миру и людям, а теперь готов плакать, капризничать и лезть в драку. Если родители оказываются неподготовленными к тому, что у их малыша начнут появляться негативные качества, тогда они оказываются в тупике: «Откуда появляется у ребенка? Как справиться с агрессией?». Когда родители становятся свидетелями того, что у детей проявляется агрессия со всеми присущими ей признаками и причинами, встает вопрос о лечении малышей от данного качества.

Агрессия у детей

Детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения. Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей. К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого.

Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения. Однако в последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира. Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.).

Практически в каждом коллективе найдется агрессивный ребенок. Он будет задираться, лезть в драки, обзываться, пинать и другими способами провоцировать других детишек. Первые признаки агрессии у детей появляются еще в младенческом возрасте, когда ребенка отлучают от груди. Именно в период, когда ребенок не чувствует себя защищенным и нужным, он начинает переживать.

Агрессия многих детей является попыткой привлечь к себе внимание родителей, которые мало уделяют внимания либо вообще игнорируют. «Я никому не нужен», — и ребенок начинает пробовать различные модели поведения, которые помогут ему привлечь внимание. Жестокость и неповиновение часто помогают ему в этом. Он замечает, что родители начинают с ним общаться, дергаются, беспокоятся. Раз подобное поведение помогает, оно начинает закрепляться на всю жизнь.

Причина агрессии у детей

Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:

  1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
  3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
  4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
  5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
  6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
  7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
  8. Недостаточная развитость интеллекта.
  9. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  10. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  11. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком. Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.

Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.

Откуда агрессия у ребенка?

Сайт психотерапевтической помощи сайт отмечает, что агрессивность детей имеет множество причин. Здесь могут быть как семейные проблемы, отсутствие желаемого, экспериментирование своего поведения, лишение чего-то ценного, так и соматические расстройства. Дети всегда копируют поведение своих родителей. Часто взрослым следует посмотреть на то, как они себя ведут в присутствии детей, чтобы понимать, откуда агрессия проявилась у ребенка.

Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Иногда ребенок просто смотрит на реакцию окружающего мира путем проявления того или иного поведения. Если агрессию проявляет мама, тогда малыш просто копирует ее.

В 3-летнем возрасте агрессивность проявляется по причине желания иметь красивую игрушку. Детки начинают толкаться, плеваться, ломать игрушки, истерить. Желание родителей заставить ребенка успокоиться является неудачным. В следующий раз малыш просто усилит свою агрессию.

4-летние малыши становятся более спокойными, однако их агрессивность начинает проявляться в играх, где нужно отстоять свою точку зрения. Ребенок в данном возрасте не принимает чужого мнения, не терпит вторжения на свою территорию, не умеет сочувствовать и понимать желания других.

В 5-летнем возрасте мальчики начинают пробовать свои силы в проявлении физической агрессии, а девочки – в словесной. Мальчики начинают драться, а девочки дают прозвища, насмехаются.

Именно в 6-7-летнем возрасте дети научаются немного контролировать свои эмоции. Это проявляется не в мудром подходе к делу, а просто к сокрытию своих чувств. Будучи агрессивными, они могут мстить, дразниться, драться. Этому способствуют чувства заброшенности, отсутствия любви и асоциальная среда.

Признаки агрессии у детей

Только ребенок может чувствовать свои эмоции. Далеко не всегда он способен осознать их и понять причины. Вот почему родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что-то не то. Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки.
  • Бьют сверстников.
  • Мстят.
  • Не признают своих ошибок.
  • Отказываются соблюдать правила.
  • Гневаются.
  • Плюются.
  • Щипаются.
  • Замахиваются на других.
  • Используют оскорбительные слова.
  • Истерят, зачастую напоказ.

Если родители используют в воспитании малыша метод подавления, тогда ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Однако при этом они никуда не уходят.

Расстроенность и беспомощность ребенка заставляет его искать любые способы справиться с проблемой. Если родители при этом не понимают чувств ребенка, тогда они своими мерами только усугубляют поведение малыша. Это еще больше угнетает ребенка, который хотел не того, что сделали родители. Когда отсутствует искренность и проявление заботы со стороны родителей, тогда ребенок начинает вызверяться на них или на других детях.

Все начинается с того, что ребенок пробует истеричные формы агрессии: протест, крики, плач и т. д. Когда бьются и ломаются игрушки, ребенок таким образом выплескивает свое негодование.

Уже после данного периода наступает момент, когда ребенок начинает пробовать свои вербальные навыки. Здесь используются слова, которые он слышал от своих родителей, из телевизора или от других деток. «Словесная перепалка», где должен победить только ребенок, — частый способ проявления агрессии.

Чем старше малыш, тем больше он начинает совмещать физическую силу и словесные выпады. Тот метод, который у него больше всего получается, помогает в достижении цели, он использует и совершенствует.

Лечение агрессии у детей

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке.

Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции. Вашей задачей является сохранение агрессии как эмоции, но устранение ее как черты характера. В этом случае активное участие принимают родители. Если их меры воспитания еще больше усугубляют ситуацию, тогда методы лечения, применяемые психологами, становятся более сложными и продолжительными.

Не следует уповать на то, что с возрастом ребенок станет добрее. Если упустить момент зарождения агрессии, это может привести к формированию данного явления как качества характера.

Самым эффективным способом устранения агрессии является исправление той проблемы, из-за которой ребенок негодует. Если малыш просто капризничает, тогда не следует реагировать на его истерику. Если же речь идет о недостатке внимания, любви, общего досуга, тогда следует изменить свои отношения с ребенком. Пока причину агрессии не устранить, сама по себе она не исчезнет. Любые попытки уговорить ребенка больше не быть злым приведут лишь к тому, что он просто научится скрывать собственные чувства, однако агрессия при этом никуда не исчезнет.

В момент, когда ребенок проявляет агрессию, следует разобраться с факторами, которые ее вызывают. Какие триггеры запускают механизм агрессивности? Зачастую родители своими поступками вызывают злость у ребенка и негодование. Изменение поведения родителей влечет изменения в поступках ребенка.

Как справиться с агрессией?

Зачастую причиной агрессии у детей является не налаженные отношения с родителями. Таким образом, справиться с агрессией можно только путем коррекции поведения как родителей, так и детей. Здесь даются упражнения, которые ребенок выполняет сам либо с родителями. Хорошим упражнением становятся ролевые игры, где ребенок и родители меняются местами. Малыш имеет возможность показать, как родители себя ведут по отношению к нему. Также здесь разыгрываются сцены, когда ребенок ведет себя плохо, а родители научаются с ним правильно контактировать.

Родителям не помешает изучить литературу или пройти консультацию у семейного психолога, где они смогут получить информацию о том, как правильно реагировать на агрессию ребенка, как его воспитывать и какими способами усмирять его гнев.

Немаловажным становится поведение самих родителей не только в отношении ребенка, но и в адрес остальных людей. Если они сами проявляют агрессию, тогда становится понятным, почему их ребенок агрессивен.

Подходы воспитания детей у обоих родителей должны быть схожими. Они должны быть последовательными и едиными. Когда один родитель все разрешает, а другой – запрещает, это позволяет ребенку любить одного и ненавидеть другого. Родители должны продумать меры и принципы своего воспитания, чтобы ребенок понимал, что есть нормальным и правильным.

Также здесь используются методы:

  • Битье подушки.
  • Переключение внимания на другое занятие.
  • Рисунок собственной агрессии, который можно разорвать.
  • Исключение родителями со своей стороны запугивания, оскорбительных слов в момент агрессии ребенка, шантажирования.
  • Соблюдение полноценного питания.
  • Спорт.
  • Выполнение упражнений по релаксации.

Родителям следует почаще проводить досуг с детьми, интересоваться их мыслями и переживаниями. Также здесь помогает исключение из развлечений агрессивных компьютерных игр и просмотр насильственных передач, фильмов. Если родители находятся в разводе, тогда ребенок не должен этого ощущать. Его общение должно спокойно происходить как с матерью, так и с отцом.

Итог

Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.

Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».

Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.

Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников. Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит. Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?

Агрессивный ребенок часто . Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми. Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей. Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

2017-05-27T23:29:16+03:00

Добрый день, дорогие читатели! Детская агрессия — это один из самых распространенных поводов обращений к детскому психологу. С ее проявлениями сталкивается каждый родитель. Злость — это неотъемлемая эмоция, которая, как Вы и сами понимаете, приносит нам свою пользу. Как пример — служит мотивацией к достижению лучших результатов.

Но иногда агрессия и злость выходят за рамки приемлемого в обществе поведения. Каковы причины деткой агрессии? И какие могут быть последствия? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Валентина Данилова. Эта статья — своего рода памятка для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку, нужно знать причину такого отклоняющегося поведения. В психологии выделяют несколько видов агрессии у малышей.

Агрессия по форме проявления

Физическая агрессия

К физической агрессии относят все действия, которые могут причинить физический вред другому человеку, животному, даже просто окружающим предметам. Агрессивный ребенок часто дерется в детском саду, ломает игрушки, намеренно бьет посуду, таскает за хвост кошку.

Проявление такого рода агрессии считают наиболее разрушительной и неприемлемой. Хотя, на мой взгляд, даже это можно оспорить. В большинстве случаев, да, соглашусь, это проявление злости, обиды может привести к боли другого и материальным убыткам (при порче чужого имущества).

Но иногда и словом можно обидеть так сильно, что это запомнится на всю жизнь, лучше бы тебя просто за косичку дернули.

Вербальная агрессия

К вербальной агрессии относится грубость, хамство, ненормативная лексика, угрозы, даже фантазийные «Вот сейчас придет милиционер и посадит тебя в тюрьму.»

Экспрессивная агрессия

К экспрессивному проявлению агрессии относится использование грубых жестов, угрожающей мимики, интонации.

Агрессия по виду направленности

Гетероагрессия — агрессия ребенка направлена на окружающие объекты.

Аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, самоуничижение, самоедство, причинение себе физической боли, психосоматические заболевания.

Часто на консультацию к специалистам обращаются родители ребенка, который проявляет агрессивное поведение со сверстниками в саду, школе или дома. Яркая форма отклоняющегося поведения обычно проявляется в драках, ссорах, криках.

Но важно помнить и про то, что некоторые дети действительно склонны к проявлению аутоагрессии, это заметить бывает сложнее. А вот последствия могут быть достаточно печальные.

Будьте внимательны к поведению вашего малыша. Как он реагирует на неудачи, на промахи? Обвиняет других? Себя? Как переживает конфликтные ситуации?

Детская агрессия: основные причины проявления

Как Вы думаете, с какого возраста ребенок уже может начать проявлять агрессию? Это возможно с самого раннего возраста. Даже в период, когда у него режутся зубы (6−7-8 месяцев). Малыш уже в этом возрасте может начать кусать маму.

Или когда дают не ту игрушку, которую ему бы хотелось, с силой отбрасывает ее в сторону. Или в годик, когда малыш учится ходить и сталкивается с большим количеством запретов: трогать нельзя, в рот брать нельзя, залезать на стулья нельзя и т. д. Но это все не значит, что ребенок агрессивный!

Первая причина — незрелость эмоционально-волевой сферы, не умение выразить чувства словами

Эта причина характерна для детей до 7 лет . Соответственно, чем младше ребенок, тем с большей вероятностью она преобладает. Как проявить свою злость и негодование в столь маленьком возрасте? Плачем, криком, бросанием предметов, кто-то может постараться укусить, ударить маму. Ребенок будет пробовать разные способы. Ведь он только учится жизни.

Если говорить про возраст, то чаще всего от года до 2−3 лет дети пробуют проявить свою агрессию с помощью физической силы. В три года у детей еще развивается и , часто в этом возрасте ребенка отдают в детский сад.

В результате — тревога повышена, внутри ребенка чувства бурлят и кипят, а как их проявить он еще не знает. Обидел сверстник — оттолкнет, сказали воспитатели «Нельзя» — замахнется. А родителям потом воспитатели жалуются, какой у них агрессивный ребенок, что нужно обратиться к психологу.

Чтобы этого не произошло, как можно раньше начинайте озвучивать чувства вашего ребенка. Это один из основных советов родителям. «Ты злишься. Тебе сейчас очень обидно. Я понимаю, что тебе сейчас неприятно.» И предлагайте способы конструктивного выплеска для агрессии.

Помогите ребенку справиться со своими чувствами, найдите для них наиболее приемлемый выход. Как ему можно проявить свою злость и обиду? Если он хочет кусаться — отлично! Только пусть это будет не мамина грудь, а специальные прорезыватели.

Если он хочет бросаться игрушками — хорошо! Только бросаться можно не всеми игрушками подряд, а мягкими кубиками или мячиками. Подумайте, какой способ самый приемлемый для Вас? И предложите его ребенку.

Известный психолог Людмила Петрановская предлагает в момент проявления агрессии у ребенка прижать крепко ребенка к себе так, чтобы ребенок не смог вырваться из ваших объятий. Это поможет ему перевести свою агрессию, когда хочется все бросать и крушить, в слезы грусти. «Мне так плохо, мама». И в то же время это даст понять, что даже в такие непростые моменты Вы находитесь рядом с ним.

С 4-х лет дети уже обычно переходят на использование вербальной агрессии. «Уходи! Ты плохой!» — кричит ребенок товарищу, который не делится игрушкой. А если малыш и в своей семье часто слышит разговоры взрослых на повышенных тонах, то вариант, что такое проявление злости у него закрепится и будет проявляться, равен 90%.

Вторая причина — конфликтная атмосфера в семье

Сюда относятся семьи, как я уже выше говорила, в которых ребенок часто слышит, что взрослые повышают друг на друга голос или используют оскорбления в адрес друг друга. Такие ситуации имеют большой спектр неблагоприятных последствий для ребенка: повышение тревожности, появление страхов, снижение доверия к взрослым и т. д.

Я бы хотела обратить ваше внимание на скрытые семейные конфликты . Многие взрослые понимают, что кричать и ругаться при детях плохо и стараются в присутствии ребенка не проявлять такой открытой вербальной агрессии. Но ребенок «вдруг» почему-то начинает ругаться в детском саду. Воспитатели и педагоги жалуются на агрессию в поведении ребенка. Почему? Он же не слышит ссор?

Да потому, что их не обязательно слышать. Это напряжение между членами семьи прекрасно чувствуется ребенком, он видит взгляды, мимику, жесты, слышит и чувствует полутона. Да, он не видит открытого противостояния, но это даже бывает хуже. Так как открытый конфликт — он есть, он виден, он ясен и понятен.

А «холодная война» между близкими людьми вызывает у ребенка страхи и тревогу, а вдруг это из-за него? И он может себе нафантазировать все что угодно. А взрослым, значит, доверять нельзя — ведь они обманывают, не договаривают, скрывают от него что-то. И его тревога и волнение будет также проявляться и в агрессивном поведении.

Третья причина — физические наказания в семье

С этим пунктом вы можете согласиться, а можете поспорить. Но детские педагоги, психологи, социальные работники и педиатры едины во мнении, что физические наказания в семье являются образцом поведения для ребенка в стрессовой ситуации.

То есть родители передают ребенку установку: тебя не слушаются — ударь. Именно так делают родители, которые допускают физические наказания в семье.

Ведь нелепо видеть и слышать, как родитель подходит к ребенку, дает ему подзатыльник и говорит, что драться — это плохо.

Четвертая причина — отсутствие четких границ и правил в семье

Сейчас достаточно распространена парадигма «свободного воспитания». Когда родитель не ставит перед ребенком запретов, когда он якобы «следует за ребенком» и растит тем самым «свободную личность».

Думая, что если ребенок хочет — пусть все пробует, быстрее научится, сделает выводы, сам поймет что можно, а что нельзя, а с родителем будет просто другом. Такое воспитание без запретов, наказаний и т. д.

Чем это чревато? Ребенок, только что появившийся на свет не может сам о себе позаботиться. Это очевидно. На это ему и даны родители! Они должны кормить, поить, одевать и, как минимум, обеспечивать физическую безопасность ребенка. Я уже не говорю о нравственном и духовном развитии.

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на взрослых. А следуя «свободному воспитанию без ограничений», взрослые перекладывают эту ответственность на самого ребенка. «Ты сам решай, что хорошо, что плохо». Страх ребенка — если рядом опасность, а родители меня не защищают? Не предупреждают? Мир опасен. Жить страшно. Надо защищаться. А защищаться как? Агрессией.

И поведение ребенка может становиться все более агрессивным, его может тянуть в разные опасные для жизни и здоровья ситуации, в надежде, что может тогда родители вмешаются, поставят четкие границы, что можно — что нельзя, а значит возьмут ответственность за безопасность ребенка в свои руки.

Если малышу взрослые не объясняют про принятые правила поведения, то ребенок за какое-то время сможет их сам освоить, но за более долгий период, чем его сверстники. И вести себя он все это время будет не спокойно.

Страхи, тревоги, агрессивное поведение — все это будет проявляться. И не потому что малыш плохой, а потому, что ему никто не объяснил как хорошо, а как плохо. Точнее, ему этого не объяснили в семье. Т. е. , даже если ему правила безопасности и правила поведения в коллективе расскажет воспитатель, то это еще не значит, что этому можно верить.

Мама и папа ведь так не говорят. А если и говорят, то сами не следуют правилам, которые озвучивают. А сам малыш строить длительные причинно-следственные цепочки последовательности событий еще не умеет в силу возраста.

А также последовательность! Если что-то запрещается, то это запрещается при любых обстоятельствах. В семьях же часто бывает так, что родители не разрешают смотреть телевизор, говорят о его вреде, но когда родители устали, то телевизор работает целый день.

Пятая причина — привлечение внимания

Это самая распространенная причина у младших подростков. Хотя она бывает свойственна в той или иной мере всем возрастам.

Часто бывает, что если ребенок тихо играет — мы не подойдем и лишний раз не похвалим, а вот если он нахулиганил, то… «Держите меня семеро!». Уж очень хочется отчитать так, чтобы больше подобное не повторялось. Но, отчитав, проходит совсем немного времени и хулиганство повторяется вновь.

Это важно! Хвалить надо активнее и эмоциональнее, чем ругать! Задумайтесь, как часто вы хвалите своего ребенка и как? Просто сказали «Умница!». А если он подрался? Спустили с него 7 шкур? Тогда с очень большой вероятностью детская агрессия повторится.

Может быть вы много раз слышали и читали, что ребенку бывает не так важен заряд («положительное» или «отрицательное»), как само ваше внимание. И если плохим поведением вашего внимания можно получить намного больше, значит, именно эта линия поведения будет у ребенка закрепляться.

Если чадо проявляет агрессивное поведение в детском саду или школе, то проконсультируйтесь с воспитателями, психологом учреждения, учителями. Постарайтесь понять причину такого поведения.

Может он не может наладить взаимоотношения со сверстниками и начинает ломать их игрушки, толкать их? Он злится, что не получается с ними поиграть, но как сделать по-другому он не знает. И тогда все начинают за ним бегать, его ловить, кричать, и не только сверстники, но и взрослые. Представляете, сколько сразу внимания? Цель достигнута.

Ели это так, то совет родителям — попробуйте обучить ребенка интересным играм и другим способам взаимодействия со сверстниками, чтобы его цель была достигнута, но другими приемлемыми способами.

Иногда родители сталкиваются с тем, что по отношению к их ребенку проявляется агрессия в классе. Вот что на этот счет думает детский психолог Л. Петрановская:

  • Если ребенку до 8 лет , то он еще не выучил и не знает все социальные правила взаимодействия в коллективе, как себя вести, как защитить себя. Поэтому в раннем возрасте родители должны заступаться за своего ребенка и не давать его никому в обиду.
  • Если ребенок старше 10 лет , вы знаете, что над ним могут издеваться в коллективе — не стоит бросаться в школу с разборками. Иногда это может только усугубить ситуацию. Важно дать ребенку понять, что вы рядом и всегда готовы помочь. И прийти на помощь тогда, когда ваш ребенок сам об этом вас попросит.

Шестая причина — возрастной кризис у ребенка

Часто, проявление агрессии у детей возникает в период прохождения ребенком очередного возрастного кризисного возраста. В детской психологии выделяют , и подростковый кризис (в 12−14) лет.

В этот период потребности ребенка меняются, а вот как их удовлетворить он еще не знает. Как пример — в 3 года ребенок уже хочет окончательно отделиться от мамы, он многое может сам, хочет осваивать мир, но вокруг еще много нового и непонятного, и как со всем справится самому — он не знает. Возникает фрустрация, которая может проявляться в агрессивном поведении.

Как вести себя родителям

В кризисные периоды очень важно проявлять наибольшее принятие и любовь к своему ребенку. Негативизм и агрессивное поведение, действительно, часто проявляется в этом возрасте. Важно помочь ребенку перестроится под новую обстановку, помочь ему понять и принять свои чувства. Постепенно расширять границы, доверять ребенку, но делать это своевременно и постепенно.

А то бывает так, что ребенка в 12 лет каждый день мама встречает из школы, хотя та находится во дворе. Или, наоборот, родители считают ребенка уже взрослым и никак не контролируют его жизнь, вплоть до того, что, приходя с работы, даже не спросят как дела, а просто приносят еду, кушают и расходятся каждый по своим делам.

В данной статье я перечислила не все причины детской агрессии, а только наиболее распространенные. Есть еще и особенности темперамента, или перенос образцов поведения из СМИ (такое часто бывает, когда дети пересмотрели телевизор).

Тот же известный мультик «Маша и Медведь» разделил родителей на любящих его и родителей, которые ставят этот мультик под запрет для своих детей. Ведь Маша — далеко не образец для поведения, согласитесь?

Также частой причиной бывает копирование поведения сверстников. Это обычно свойственно подросткам. Если в компании что-то является «крутым», то и ваш ребенок может начать использовать то, что принято сверстниками, дабы не быть белой вороной.

Иногда ребенок ведет себя агрессивно, когда просто устал, не выспался, голоден и даже любая мелочь может вывести его из себя. Если такое поведение ситуативное и оно эпизодично, не надо вешать ярлыков, что ваш ребенок агрессивный и непослушный.

В каждом случае надо разбираться индивидуально. Может быть ребенок ведет себя так по ряду разных причин. Главное понять — что дает ребенку такое поведение, какая у него цель? И помочь достигнуть этого же результата другими способами.

Я не заканчиваю разговор об агрессии у ребенка. Сегодня мы разобрали причины такого поведения у ребенка, а в следующей статье я обязательно отвечу на вопросы что с этим делать и как помочь своему ребенку. Если статья оказалась полезной — поделитесь ею в соцсетях со своими друзьями!


Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Николо Макиавелли

Форма проведения: разговор по душам.

Задачи собрания:

  • Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
  • Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.

Предварительная работа:

  • Анкетирование и тестирование учащихся (Приложение 1 )
  • Анкетирование родителей (Приложение 2 ).
  • Рисунок несуществующего животного (М.Б.Дукаревич)
  • Разработка памяток для родителей (по предупреждению детской агрессивности). Приложение 3 .

Ход собрания

Ведущий: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Её проявляют даже малыши. Как бороться с проявлениями агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Слово предоставляется психологу.

"Готовясь к встрече, мы провели анкетирование среди детей и родителей 5-8 классов. Нам было интересно узнать, как вы, родители, относитесь к этой проблеме, считаете ли вы нужным говорить об это. (Анализ анкет).

Такая проблема существует. И о ней нужно говорить с детьми, со взрослыми: учителями и родителями. Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают. Это агрессивные ребята. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам:

  • Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
  • Обучать таких ребят владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
  • Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать.

Давайте разберёмся, что такое агрессия?

Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. (Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio ), что означает "нападение", "приступ".) Существует два вида агрессии - "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жестокость. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность, негативизм, злость, мстительность.

Детям 5-8 классов было предложено 10 выражений, которые характеризуют человека. Нужно было выбрать 5 качеств, характеризующие их как личность. (Анализ анкет).

Агрессия - это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. (Анализ анкет). ("Мне хорошо, когда меня::)

Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах. (Анализ анкет). ("Чаще всего я злюсь, когда меня:.."; "Чаще всего я плачу, когда меня:."; "Чаще всего я обижаюсь, когда:"; "Мне плохо, когда:").

Как выглядит агрессивный ребёнок?

Агрессивный ребёнок нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбивает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Часто такой ребёнок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети не могут оценить агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в их чувствах преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. (Анализ рисунков "Несуществующее животное")

Критерии агрессивности.

(схема наблюдения за ребёнком)

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-то.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии, то есть способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих; они даже представить не могут, что кому-то может быть плохо и неприятно. (Анализ анкет: "Против кого ваш ребёнок проявляет агрессию:").

Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Как считают детские психологи, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Кроме того, на становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье, а именно, характер наказаний, которые обычно применяют родители на проявление гнева у своего ребёнка. (Анализ анкет. "Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребёнка:.?).

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, развивают его в своём ребёнке: всем известно, что зло порождает зло, а агрессия - агрессию. Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Уважаемые взрослые!

Мысленно представьте лицо своего ребёнка. Помните, агрессивность проявляется, если

  • ребёнка бьют;
  • над ребёнком издеваются;
  • над ребёнком зло шутят;
  • ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребёнку не доверяют;
  • родители настраивают ребёнка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребёнком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
  • родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
  • ребёнок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своём педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание чувства юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

О том, как предупредить детскую агрессивность мы подготовили для вас памятки (раздаём).

Ведущий: Фильмы ужасов, боевики давно стали для нас привычными. Чего проще: наслаждайся похождениями крутых парней, которых пуля не берёт, ужасайся потоками крови, льющейся за экраном. Но всё ли так просто, как кажется на первый взгляд? Что происходит с психикой телезрителя в тот момент, когда очередной телевизионный маньяк режет свою жертву на кусочки? На этот счёт у педагогов и психологов своё мнение.

(Выступление учителя литературы о влияние телевидения на развитие агрессивности у детей). (Приложение 5 ).

Разговор с родителями: как вы считаете, можно ли нашим детям смотреть это; и что смотреть?

"Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства". В.А.Сухомлинский.

Слово предоставляется психологу/

Что значит любить своего ребёнка?

Я начинаю с вопроса: "Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребёнка?"

Кто-то говорит, что любить своего ребёнка - значит заботиться о нём, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи. А в последнее время я всё чаще слышу, что любить своего ребёнка - это говорить ему: "Я тебя люблю!" Да, именно эти слова ребёнок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают всё существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Что значит принимать ребенка, безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется - это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Если вы видите своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдёт.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы "всё это такие мелочи, что до свадьбы заживёт". Вы просто его обнимайте. Если это подросток, и он уже не даёт себя обнять, то можно посидеть рядом, подержав его за руку. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день! И между прочим - не только ребёнку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребёнка надо держать до тех пор, пока он её сам не отнимет. Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Ребёнку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает

Таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Домашнее задание

Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях.

И поэтому я вам сегодня даю домашнее задание - обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь сказать каждому, если захочется.

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Нам хотелось бы узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор?

У вас на руках желтые и синие цветы. Если вы положительно относитесь к подобной форме проведения, то прикрепите к нашему букету настроения желтый цветок, если отрицательно - синий.

Всем спасибо, до встречи!

Литература.

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие.- Барнаул, 2002, с. 123 - 130.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2004.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы.- М., 2004.
  4. Учителю о психическом здоровье младших школьников: Практическое пособие / Под ред. Л.С.Колмагоровой. - Барнаул: БГПУ, 2004.
Поделиться: