Cочинение «Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэма-эпопея, ведь в центре ее изображения вся пореформенная Россия. Поэма необычайно широко охватывает всю народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в своем произведении все социальные слои от крестьянина до царя, однако, главным предметом повествования остается все же жизнь народная. С самого начала поэмы определяется и главный ее герой – человек из народа. И все же не была бы так ярка картина крестьянской жизни, если бы не повествовала нам о доле простой русской женщины. Рассуждая на эту тему, нельзя не обратиться к главному женскому образу поэмы.

Особое и очень большое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. В исключительном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко. И именно эта героиня ответит в поэме на вечный вопрос о женской доле, отчего «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»…

Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

Будучи «губернаторшей», Матрена остается все же человеком трудовой крестьянской массы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть в поэме Некрасова, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ не только о Матрениной женской доле. Голос ее – это голос самого народа. Потому-то Матрена Тимофеевна чаще поет, причем «Крестьянка» - глава, пронизанная фольклорными мотивами, почти сплошь построенная на народно-поэтических образах. Судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских. Некрасов сумел совместить личную судьбу героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Потому что в отличие от большинства крестьянских женщин, чье замужество определялось волей родителей, Матрена Тимофеевна выходит замуж за любимого человека.

Далее перед нами разворачивается картина традиционной семейной жизни в крестьянской среде, весь простонародный быт. Как только Матрена вошла в семью мужа, тут же на ее плечи взвалились все обязанности по дому. Как и всякая другая русская крестьянка, Матрена Тимофеевна воспитывалась в уважении к старшему поколению, поэтому в новой семье она беспрекословно «подчинялася» воле мужа и его родителей. Кажущийся невыносимым труд в суровом крестьянском быту становится ее будничным делом, причем делом женским.

Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Героиня принимает как должное свою жизнь, вот почему она с глубокой житейской мудростью произносит ответ на вопрос о женской доле: « ключи от счастья женского… потеряны у Бога самого». Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

Задачи и тесты по теме "Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)"

  • Орфоэпия

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил!
Н.А. Некрасов
В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «.величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная.
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поег народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народ- но-поэгических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:
По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?..
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!
Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, туг с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:
Глядит, поднявши голову,
Мне в очи... и завыла вдруг!
Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.
Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):
...Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной... Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом...
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать...
Молчи, солдатка-мать!
Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:
Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»
Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».
Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные...
Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.
Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Матрена Тимофеевна (часть «Крестьянка»)., По поэме «Кому на Руси жить хорошо»

"Крестьянка" подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а управитель при смерти". Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия:

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Красива показалася

Здоровая, поющая

Толпа жнецов и жниц...

В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает перед странниками Матрена Тимофеевна:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Воссоздается тип "величавой славянки", крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства. Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим для народной эпопеи законам эпического повествования. "Крестьянка",- замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. "Крестьянка" - самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Уже первая глава "До замужества" - не просто повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки "По избам снаряжаются", "Спасибо жаркой баенке", "Велел родимый батюшка" и другие основаны на подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве.

Вторая же глава прямо названа "Песни". И песни, которые здесь поются, опять-таки песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой. Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.

Матрена Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволили Некрасову "прибавить о положении солдатки".

Действительно, образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина".

Так достигает Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной из них, часто развертывается в другой. В начале "Крестьянки" раскрывается заявленная в "Помещике" тема дворянского оскудения. Обозначенный в монологе попа рассказ о том, "какой ценой поповичем священство покупается", подхватывается в описании детских и юношеских лет Григория Добросклонова в "Пире - на весь мир".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».

В беде - не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,

А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку

Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь... Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» - спрашивает несчастная. «Ты - крепостная женщина!» - и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:

Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали

Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям. Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые прежде всего подчеркивает Некрасов в русской крестьянке. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.

Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там - «сборище Иуд, а женщины - рабы».

Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили...

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Матрена Тимофеевна образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика . Матрена Тимофеевна - главная женская героиня поэмы а " ", которой целиком посвящена часть "Крестьянка".

Возраст Матрены Тимофеевны приближается к сорока годам, но она до сих пор сохраняет следы прежней красоты. Тяжелый крестьянский труд не сломил женщину. Она держится с большим достоинством и степенностью.

Матрена Тимофеевна не боится и любит свою работу, понимая, что в ней лежит залог всей крестьянской жизни.

2. Типичность образа . Судьба Матрены Тимофеевны схожа с тысячами таких же обыкновенных крестьянских женщин. С очень ранних лет девочка стала помогать родителям по хозяйству. Молодость и переизбыток сил позволяли Матрене не только управляться с работой, но и успевать петь и плясать, в чем она стала настоящей мастерицей.

Жизнь в родительском доме в целом была для Матрены очень счастливым временем. Как было принято в то время, жениха для Матрены нашли родители. Веселой и бойкой девушке было очень тяжело расстаться с родным очагом. Жизнь в чужом доме поначалу показалась ей невыносимой. В отсутствии мужа девушку попрекали на каждом шагу. Именно в это время она и полюбила своего Филиппа, ставшего ее защитником.

Трагичное положение женщины той эпохи лучше всего выражено в поговорке: "Бьет - значит любит". Матрена Тимофеевна считает, что ей очень повезло с мужем. Однако ее рассказ о незаслуженном избиении свидетельствует об обратном. Если Филипп несколько раз ударил Матрену всего лишь за то, что она ему вовремя не успела ответить, значит женщина должна была безропотно выполнять любое его приказание. Рассказчица называет такое положение - "всегда у нас лады".

3. Трагедия . Сильнейший стимул к жизни Матрена Тимофеевна получила после рождения сына. Ей было уже не так тяжело среди родни мужа. Теплые, доверительные отношения у нее установились с дедом Савелием. Беда подкралась незаметно. Детская смертность вообще была в то время очень высока, главным образом, по причине недостаточного ухода за детьми.

Для современного человека смерть Демушки, заживо обглоданного свиньями, выглядит просто чудовищно. Очень характерно отношение самой Матрены Тимофеевны. Она готова смириться со смертью сына ("Бог прибрал младенчика"), но чуть не сходит с ума во время вскрытия тела, считая это величайшим грехом и надругательством над безвинным ребенком.

4. Черная полоса . Беда никогда не приходит одна. Матрена только успела немного отойти от смерти первенца, как у нее умерли родители. После этого женщина полностью отдалась работе и воспитанию других детей. Впереди ее ждал еще один удар: мужа незаконно забрали в солдаты. Утрата главы семьи могла привести к голодной смерти. На помощь родни Филиппа и односельчан рассчитывать не приходилось.

5. Женское счастье. Матрене Тимофеевне невероятно повезло. Благодаря жене губернатора она вернула своего мужа. Простые крестьяне очень редко добивались справедливости. Но позволяет ли этот единичный случай считать Матрену "счастливицей"? Вся ее прошлая жизнь была наполнена страданиями, унижениями и тяжелым трудом. В настоящее время к прежним проблемам прибавилась тревога за судьбу повзрослевших детей. Матрена сама отвечает на этот вопрос: "Ключи от счастья женского... заброшены, потеряны".

Поделиться: