Что нужно для бумажного моделирования. Техника изготовления бумажных моделей

Этот вопрос всегда встает перед людьми, которые хотят взяться за новый для них вид деятельности. Этот же вопрос будет мучить и начинающих бумажных моделистов.

Отбросим в сторону душевные муки, которые часто терзают начинающих «картонщиков», по поводу верности выбранного пути. Отмечу только, что качественные модели из бумаги делать можно, для этого нужны три составляющие:

  1. Аккуратность
  2. Усидчивость (Терпение)

Итак, с направлением деятельности вы определились, теперь следующий шаг – выбор области интересов, причем, при этом надо учитывать и собственные черты характера. Ниже попробуем рассмотреть основные направления в картонном моделизме и кратко охарактеризовать их:

  1. Авиация . Основной масштаб картонных моделей 1/33, реже могут встретиться 1/24, 1/32, 1/48, 1/50, 1/72, 1/100, 1/144. Модели самолетов, как правило, собираются недолго, поэтому должны заинтересовать нетерпеливых (но аккуратность при этом никто не отменял). Огромное значение при сборке моделей самолетов нужно придавать плавным переходам секций, поскольку любые ступенчатые переходы могут превратить вашу модель в бумажную игрушку (обтекаемость - одно из ключевых качеств, за которые сражались авиаконструкторы). Некоторое затруднение может возникнуть и при сборке прозрачных фонарей.
  2. Наземная техника . Основной масштаб картонных моделей 1/25, реже 1/16, 1/35, 1/72, 1/100. Сборка наземной техники, особенно бронетанковой, является одной из самых популярных. К особенностям сборки БТТ можно отнести сравнительно простые формы, что, несомненно, облегчает жизнь моделисту, с другой стороны, наличие у многих образцов гусениц, которые все же рекомендуется делать либо из отдельных траков (представлены в большинстве моделей), либо, используя лазерную резку (продается отдельно). Процесс изготовления такой «гусянки» дело длительное и состоит из ряда монотонных операций (гусеница танка обычно состоит из 70-100 траков, а их 2), которые могут не понравиться многим моделистам, тем более начинающим (правда говорят, что во время этой процедуры большинство достигает просветления). Гусеницы из бумажной ленты смотрятся, мягко говоря, неестественно и могут испортить впечатление от модели. Начинающим можно посоветовать знакомиться с БТТ посредством различных колесных бронетранспортеров и автомобилей, которые, на мой взгляд, не дадут им заскучать.
  3. Флот . Основной масштаб 1/200 (у парусных кораблей 1/96). Часто встречаются масштабы 1/25, 1/50 (различного рода катера и малые подводные лодки), 1/72, 1/100 (достаточно популярный масштаб для малых кораблей вроде миноносцев, торпедных катеров и т.д.), 1/300, 1350, 1/700. Особо можно выделить масштабы 1/250 и 1/400 – это популярные масштабы моделей кораблей по ватерлинии, т.е. без подводной части. Даже не знаю, можно ли советовать сборку кораблей начинающим моделистам, поскольку судомоделизм – одно из самых трудоемких направлений в картонном мире. Усложняет сборку, прежде всего, мелкий масштаб, высокая насыщенность корабля различными механизмами, присутствует и частая повторяемость элементов. Немаловажным этапом является изготовление аккуратной подводной части, без изломов и резких границ (большинство моделистов шпаклюют, шлифуют и красят днище, что существенно повышает трудоемкость и в некотором роде снижает привлекательность именно бумажных моделей). Помимо этого, сборка корабля – дело не одного месяца, поэтому торопыгам и холерикам лучше воздержаться от работы с бумажным флотом. С другой стороны, аккуратно собранный корабль смотрится просто бесподобно.

Помимо этих направлений, которые, несомненно, являются самыми популярными, можно говорить о существовании архитектурных моделей, железнодорожных моделей, фэнтезийных и фантастических фигур и аксессуаров. Наверное, и здесь есть свои стандарты и особенности, но мне, как лицу в данных направлениях не заинтересованному, эти стандарты и особенности неизвестны.

Итак, область интересов выбрана, и руки снова чешутся взяться за ножницы. Не торопитесь, Вы ведь хотите получать удовольствие от процесса и результата? Поэтому, Вам предстоит очень ответственный и сложный шаг – выбор первой модели. Какие критерии надо учитывать, чтобы не попасть впросак:

  1. Сходимость – это самый важный критерий, особенно для первой модели. Если соседние части не стыкуются между собой, то будет крайне сложно без наработанного опыта сделать аккуратную модель. Поэтому рекомендую выбирать модели с компьютерной разработкой (почти все новые модели разрабатываются на компьютере). В продаже и в интернете встречается множество моделей с ручным черчением, их явно не стоит выбирать в первенцы. О сходимости можно узнать на форуме, просматривая сборки заинтересовавших вас моделей, на них же можно оценить трудозатраты, которые поджидают вас на тернистом и скользком пути моделизма. Старайтесь узнать автора понравившихся Вам моделей, поскольку можно предположить, что если одна модель идеально собирается, то и другие этого автора будут не хуже.
  2. Сложность модели – тоже немаловажный фактор, первая модель должна быть как можно проще, хотя при этом для большинства моделистов характерно желание сделать ее эффектной (поэтому первая модель - это компромисс здравого смысла и суперэго моделиста). Настоятельно рекомендую первую модель собирать из отпечатанных типографским способом журналов. Как правило, в нормальных изданиях корректно подобрана бумага, цветовая гамма, которая к тому же не плывет от соприкосновения с клеем, влажными пальцами и т.д. Кто-то может возразить, что в интернете множество бесплатных (ну а если вы не стеснены моральными принципами, то и пиратских) моделей и зачем покупать, то что можно заполучить на халяву, а кроме того, испортив один экземпляр, всегда можно распечатать еще и еще. Сразу хочу сказать, что надо иметь в виду все сложности, которые ждут Вас на пути, а их не мало. Давайте остановимся на них подробнее:
    • Необходимость наличия цветного принтера , желательно с режимом качественной фотопечати и качественных расходных материалов. Наверное, у большинства есть цветной струйный принтер, понадобиться еще фотобумага плотность 160 – 180 г/м2 (большинство моделей печатаются на бумаге именно такой плотности).
    • Корректная цветопередача . С бесплатными моделями все несколько проще, поскольку они являются цифровыми, что гарантирует одинаковый цвет на разных листах модели в электронном виде. Все гарантии исчезают при распечатке модели, поскольку некоторые модели принтеров (особенно когда заканчивается какой-либо цвет) дают разнотон, ну и тем более он появится, если Вы будете использовать различную по плотности и производителям бумагу или печатать листы с большим промежутком времени. Совсем скверная ситуация может приключиться с отсканированными моделями, поскольку сканирование может серьезно исказить цвета и тут уж придется овладеть Photoshop-ом или кисточкой.
    • Корректная передача геометрии и масштаба . Тоже немаловажно, поскольку от этого будет зависеть сходимость модели. Если Вы недоглядели настройки печати, то в итоге можете получить набор листов с различным масштабом, ну а почти любой принтер будет стараться привнести геометрические искажения и уж наверняка они появятся, если включить в эту цепочку сканер.
    • Необходимость постпечатной обработки . Струйные чернила (а большинство будет печатать исключительно на струйных принтерах) имеют свойства расплываться под воздействием влаги (влажные руки, клей на водной основе и т.д.). Для защиты выкройки во время работы и уже готовой модели, желательно распечатанные листы покрыть матовым акриловым лаком (автолаком, или лаком который продается в художественных магазинах).

      Подведя итог, прежде чем взяться за распечатку модели, хорошо подумайте и взвести не только трудозатраты, но и себестоимость распечатки, вполне возможно, что дешевле все-таки купить изданную модель.

  3. Подробность инструкции и сборочных рисунков . За неимением опыта в первой модели вопросы возникают постоянно, даже при сборке простых узлов и деталей. Кто-то не постесняется спросить в форуме, кто-то разберется сам, но все же желательно, чтобы монтажных схем было много (Вот для ознакомления со сборочными инструкциями не совестно использовать пиратскую продукцию в виде «сканов»). Большинство моделей издается в Польше (Мекка бумажного моделирования), поэтому язык инструкции часто польский (иногда английский), и если Вам хочется понимать о чем пишут авторы модели, то самый простой способ найти русскоязычные издания (благо такие тоже имеются).
  4. Историческая достоверность или сходство с прототипом . Наверное, самый спорный пункт, поскольку для каждого существует свой критерий исторической достоверности. Одному будет достаточно схожести внешнего облика, другой будет выражать недовольство количеством заклепок в шве, но в любом случае собирать модели, похожие на прототип, гораздо приятнее.

При выборе первых моделей не стесняйтесь обращаться к более опытным моделистам, например, посредством форума. На вежливый, грамотно поставленный вопрос, Вам всегда ответят.

Ну что, выбранная модель теперь в ваших руках? Тогда можно браться за инструменты!

Весьма широко распространено как вид деятельного отдыха, занятий по увлечениям, трудового воспитания и обучения.

Создание моделей

Изготовление моделей

Большинство увлекающихся моделированием людей начинают свои занятия с изготовления моделей по готовым выкройкам или даже из наборов готовых деталей . Это даёт возможность постепенно познакомиться с наиболее распространёнными и отработанными приёмами и решениями моделирования, освоить их и на основе этого, при наличии желания и способностей, пробовать уже создавать разновидности известных, а затем и полностью собственные модели.

Для изготовления моделей из типовых наборов необходимо освоить основы чтения чертежа. Сборка модели требует и тренирует определённую целеустремлённость, усидчивость, внимательность. При этом естественное чередование согласованных движений рук и ума предупреждает местные перенапряжения и связанные с ним потерю интереса к учёбе и т. п. (что характерно для «обычной» исключительно теоретической учёбы).

Многие в будущем известные конструкторы и инженеры начинали своё знакомство с наукой и техникой с кружков моделирования. Среди них - академики А. С. Яковлев , С. П. Королёв и другие. В автомобильной и авиационной инженерии распространена практика, когда сперва создают модели будущей техники и уже затем изготавливают полноразмерный предмет .

Используемая бумага

Используется бумага самых разных видов: от папиросной бумаги , до плотного ватмана . С односторонней или с двухсторонней окраской, однотонной или более сложной. Многие модели поставляются в виде готовых наборов с напечатанными выкройками (деталями), которые остаётся только вырезать и склеить. Но можно также собрать модель самостоятельно.

На данный момент список материалов для моделирования намного вырос. Есть бумага хорошего качества различной плотности. От 90 до 300 г/м.

Направления моделирования

Из бумаги можно сделать модель едва ли не любого предмета или существа, но чаще всего создаются модели:

  • зданий и других архитектурных сооружений (например, мостов);
  • кораблей , самолётов , вертолётов , и другой военной и гражданской техники,
  • геометрических тел (преимущественно симметричных: Платоновы и Архимедовы тела , Звёздчатые многогранники)
  • несколько реже делаются бумажные образы (модели) людей, животных, растений, насекомых, кукол, роботов, сказочных персонажей и т. п.

При этом увлечения существенно зависят от личных интересов, пола, возраста, природного и культурно-информационного окружения. Так, у девушек интерес к моделированию военных самолётов и боевых кораблей обычно заметно уступает изготовлению моделей кукол , цветов , красивых многогранников , паркетов из бумаги и т. п.

Здания популярны, вероятнее всего потому, что для них легче всего разработать комплект выкроек и они очень хорошо воплощаются в бумаге, и ещё потому, что архитектура первостепенно заняла место в жизни человека, где архитекторы моделировали здание из бумаги, а после воплощали его в камне или других материалах. Но популярны и модели самолётов, кораблей и другой техники, не менее макетов зданий для большинства моделистов, а здания дополняют пространство при создании диорам в совокупности с техническими моделями.

Плоское и объёмное моделирование

Бумажные модели бывают плоские (контурные) и объёмные.

  • Контурная модель представляет собой вид моделируемого объекта сбоку, снабжённый подставкой для придания модели устойчивости. Это технологически самая простая разновидность моделей.
  • Объемная модель представляет собой трехмерную копию объекта. Плоскую бумажную выкройку сгибают по прямым линиям, а также в конусы и цилиндры . Поверхности двойной кривизны получают с помощью шпаклёвки , техники папье-маше , применения отдельных деталей из дерева и пластмассы [ ] .

История

Многие исследователи этого вопроса полагают, что моделирование из бумаги является самым древним способом моделирования , но это не совсем верно. Самые первые «модели» начали изготовлять ещё первобытные племена , используя подручные материалы дерево, камень, глину и песок. Бумага появилась намного позже, и изначально была настолько дорога, что использовали её только по прямому назначению - для написания текстов. Время появления первой бумаги до сих пор вызывает споры в учёном мире, некоторые исследователи связывают момент её появления со вторым веком до нашей эры, так как нечто похожее на бумагу было найдено во втором веке до нашей эры в одной из гробниц Китая . Другие учёные называют более поздние даты, II-VI века нашей эры. В то же время все исследователи данного вопроса сходятся в том, что бумага пришла к нам с Востока из Китая, Кореи, Средней Азии. Считается, что первый цех по изготовлению бумаги был построен в Самарканде пленными китайцами в VII веке. В Европе бумага появилась намного позже в XI-XII веках. История появления и развития бумажного производства идёт рука об руку с историей бумажного моделирования.

Первые бумажные модели появились во Франции в XV веке , вместе с появлением технологии серийной печати . Первые картинки вырезались в форме квадратов и наклеивались на кубики для обучения детей. Примерно в то же время у художников появляется такой вид создания портрета, как вырезание профиля заказчика из бумаги, обработанной специальным образом. Позже, это направление в искусстве получило название «выцинанка», а вырезанные профили назвали «выцинанками». Не чурались его и именитые художники, например, - Илья Репин . Это не требовало таких расходных материалов, как краски и холст и широко распространилось в народе. На сегодняшний день, в Москве, на старом Арбате , можно встретить уличных мастеров, предлагающих за две-три минуты вырезать профиль любого желающего.

По вашим просьбам в данной публикации мы собрали основные правила работы с бумажными схемами при создании различных моделей из бумаги . Прочитайте и узнайте все 11 правил о том, как делать модели из бумаги .

Инструменты для создания бумажных моделей.

Основными инструментами при создании моделей из бумаги являются ножницы (подойдет также канцелярский нож), линейка, клей, карандаш.

11 правил по созданию моделей из бумаги

  1. Для того чтобы сделать сгибы деталей аккуратными, перед вырезанием деталей, желательно все сгибы выделить при помощи не пишущей шариковой ручки.

    Выделяем все сгибы

  2. Для того чтобы у вас получалось аккуратно вырезать детали, необходимо вначале вырезать их с небольшим отступом от краев, а затем отрезать все лишнее.

    Вырезаем детали с запасом

  3. При вырезании прямой линии, ножницы должны оставаться неподвижными, а бумагу перемещайте к себе.

    Вырезаем прямую линию

  4. При вырезании закругленных деталей, нужно вращать не ножницы, а бумагу.

    Вырезаем закругленные детали

  5. Для создания прямых сгибов нужно использовать линейку. При этом кончиками пальцев разглаживайте создаваемые сгибы.

    Используем линейку

  6. При формировании кривых поверхностей, нужно через угол стола протянуть вырезанную деталь.

    Используем угол стола

  7. Чтобы придать детали форму конуса, нужно ее обернуть вокруг ручки или карандаша.

    Создаем конусные детали

  8. Для того, чтобы склеить цилиндрические детали, нужно нанести клей, придать ей необходимую форму, вставить внутрь карандаш и прижать до момента высыхания клея.

    Склеиваем цилиндр

  9. Клей лучше налить на ненужный кусочек бумаги и при помощи тонкой бумажной полоски наносить его на склеиваемые поверхности тонким слоем.

    Пользуемся клеем

  10. Склеиваемые поверхности нужно держать до тех пор, пока они не склеятся, как следует.

    Склеиваем деталь

  11. Все детали нужно хорошо просушить и лишь, потом склеивать их, формируя собираемую модель.

На десерт предлагаем посмотреть популярное сейчас видео о противостоянии робота и человека при игре в настольный теннис (пинг-понг). Да роботы сейчас не только умеют играть в шахматы, но уже и научились реагировать на внешние изменения обстановки со скоростью мысли.

Для сборки модели совершенно недостаточно собственно модели и клея. Чтобы качественно собрать модель потребуется масса инструментов, инструментов, главным образом, недорогого - модельный нож. пинцет, наждачная бумага, клей, маскировочная лента и краски.

Модельные ножи и резаки

Самым главным из всех инструментов является хороший нож. Для работы с моделями самолетов больше подходит нож с узким лезвием. Качество ножа должно быть очень хорошим, чтобы не приходилось затачивать лезвие в процессе работы. В роли ножа неплохо зарекомендовал себя хирургический скальпель.

Шкурка

Для зачистки собранной модели потребуется как минимум два типа шкурки: с зерном покрупнее для первоначальной обработки и очень мелкая для чистовой. Желательно пользоваться водостойкой шкуркой, поскольку зерно быстро забивается сточенным пластиком. Водостойкою шкурку следует время от времени макать в воду, чтобы смыть пластмассовые опилки.

Клей

Проще всего собирать модель на жидком быстросохнущем клее. Не помешает иметь специальный клей для соединения прозрачных деталей.

Шпаклевка

Специальная модельная шпаклевка абсолютна необходима для заделки всяческих щелей, которые образуются после склейки, выравнивания поверхностей и пр.

Маскировочная лента

Маскировочная лента широко используется при сборке моделей. Ею можно не только защищать поверхности при окраске или шпаклевке, но и скреплять детали во время склейки. Желательно использовать как можно более тонкую ленту.

Краска

Выпускается большое количество красок для моделей, от митры до акриловых красок на водной основе. Отделку лучше выполнять акрилом или масляной художественной краской. В последнем случае готовую модель в обязательном порядке надо задуть полуматовым лаком, чтобы вся поверхность стала однородной. Масляная краска дает матовую поверхность, модель самолета же должна слегка поблескивать.

Кисти

Для окраски потребуется три кисти: тонкая, среднего размера и большая плоская. Кисти желательно купить художественные с волосками из соболя. После работы кисти следует тщательно промывать и вытирать.

Кисть "Revell", куница, №4/0 Кисть "Revell", №2

Правильно организованное рабочее место - большое дело. Предпочтительнее всего для занятии моделизмом иметь отдельный большой стол, но можно работать и на кухонном, когда он свободен. Важную роль играет освещение. При тусклом свете можно не заметить дефекты моделей.

Расположение инструмента

Весь инструмент надо разместить аккуратно и в то же время так. чтобы он был под рукой. Нет ничего хуже чем искать пропавший нож в процессе сборки.

Файл и КП

Отделенные мелкие детали хорошо хранить в прозрачных пластиковых файликах - все видно и не потеряются. Для файликов не помешает завести альбом.

Пинцет

В комплекте сборной модели всегда найдутся деталюшки, которые слишком мелки для грубых пальцев моделиста. Пинцет в таком случае незаменим. Хорошо иметь два пинцета: обычный и с отогнутыми кончиками.

Аэрограф и компрессор

Без аэрографа и компрессора не мыслят себе процесс окраски подавляющее большинство моделистов. Аэрограф и компрессор в любом случае придется приобретать, если вы кончено желаете заниматься моделизмом более-менее серьезно. Аэрограф и компрессор потребуют наибольших финансовых ассигнований, оторванных от семейного бюджета. Будьте к этому готовы сами и подготовьте супругу (последнее - самое важное!!!). Принято считать, что красит аэрографом проще, чем кистью. Вопрос - дискуссионный, однако в любом случае результат окраски аэрографом при прочих равных условиях (опыт моделиста) превосходит результат работы кистью. Кроме того, ряд схем камуфляжной окраски самолетов (итальянские, германские) периода второй мировом воины можно выполнить только аэрографом.

Набор ножей

Одного модельного ножа порой бывает недостаточно, лучше обзавестись тремя: с острым, обрезанным и закругленным лезвиями.

И обязательно нужны запасные лезвия для модельного ножа. Их можно купить в маагизне инструментов или на Aliexpress: .

«Дополнительные руки»

В работе здорово помогают маленькие металлические зажимы "аллигаторы". Используемые радиомонтажниками. Ими хорошо удерживать небольшие детали при склейке и окраске.

При сборке и особенно при доработке модели часто приходится сверлить отверстия, поэтому имеет смысл раздобыть электрическую микродрель и набор сверел небольших диаметров. Дрелью можно также с помощью разных насадок обрабатывать поверхности модели.

Кусачки

Отделять детали от рамок, обкусывать облой и т.п. лучше всего небольшими кусачками-бокорезами, позаимствованымип из арсенала радиолюбителя.

Пилка

Модель с прорезанными поверхностями управления смотрится гораздо реалистичнее той, у которой рули и элероны просто намечены расшивкой. Резать лучше всего миниатюрной пилой. сделанной из бритвенного лезвия.

Дырокол

Дыроколы разных диаметров пригодятся для изготовления трафаретов под опознавательные знаки, например - японские круги «восходящего солнцы». Накрашенные опознаваельные знаки предпочтительнее декалей.

Перечислить все необходимые для сборки модели инструменты вряд ли возможно. Кроме фактора объективною существует еще и субъективный.

Мы покупаем модель

Мы обзавелись инструментом, теперь можно выбрать модель. На первых порах самое мудрое решение - остановиться па чем-нибудь простом, например на одном из грех одномоторных истребителей периода второй мировой войны: Норт Амерпюн Р-51 «Мустанг», Мицубиси «Зеро» или Ри-паблик Р-47 «Тандерболт». Собирая эти модели можно приобрести базовые навыки сборки и окраски.

Модели этих самолетов относительно просты. И в 48-м, и в 72-м масштабах они содержат не так уж и много деталей. В большинстве своем, что «Тандерболт». что «Мустанг», что «Зеро» красились всего в два цвета - однотонный верх и однотонный низ. Начать лучше с 72-го масштаба хотя бы по причине его дешевизны по сравнению с 48-м. Если у вас нет опыта, то зачем портить дорогую модель, если можно испортить дешевую?

После сборки нескольких одномоторных винтовых монопланов можно переходить к экспериментам над многомоторными машинами, «джетами», бипланами, а также «китами» в масштабе 1:48 и выше (буде у вас появится желание и имеется в наличии отдельная квартира для готовых моделей).

Проверка

Получив в руки от продавца модель, не спешите его благодарить. Вскройте коробку и убедитесь в наличие присутствия всех заявленных в инструкции деталей, декалей и особенно фонаря кабины. Нелишне будет сравнить отливку с заявленным на коробке самолетом. Производители из Китая могут умудриться вкладывать мессершмитт в коробку от «Спитфайра». не говоря уже о подмене Bf.109Е на Bf.l09G. Проверьте качество отливок - встречаются недоливы.

Если вы обнаружили полное соответствие комплекта - благодарите продавца и бегите домой собирать модель. Дома отберите нужные инструменты и аккуратно разложите их на рабочем столе. Можно переходить к следующему этапу.

Изучение инструкции

Изучать инструкцию вы наверняка начнете еще по дороге. Сие отнюдь не возбраняется (но и не приветствуется - можно попасть под машину). Оцените инструкцию с критической точки зрения. У ее автора существует свой взгляд на процесс сборки модели, у вас - может быть свой. Иногда имеет смысл изменить порядок сборки. Однако. не спешите ругать автора, если вам что-то нс понравилась. Попробуйте вникнуть в идеи, которые подвигли технолога на именно такой порядок сборки. Может быть прав он, а не вы?

Проверка на вшивость

Общее качество модели проверить довольно просто. Отделите несколько крупных деталей (половинки фюзеляжа или плоскостей крыла) и приложите их друг к другу. Если сложилось легко и без смещений, значит вы купили Вещь. Если нет - запасайтесь шпаклевкой, шкуркой и терпением. Обрезанные детали, чтобы не потерять, рекомендуется держать в специальной коробочке. Отделять детали от литников следует ножом или бокорезами, но ни в коем случае не отламывать. При необходимости места крепления деталей к рамкам следует после отделения зачистить.

Сборка фюзеляжа

Итак, вы осмотрели модель. Эйфория прошла, можно браться за дело. Начнем с фюзеляжа.

Очистка деталей

На отливках могут остаться следы смазки пресс-формы, да и другие жировые пятна, их следует удалить. Погрузите литник или уже отрезанные детали минут на десять в теплую воду, затем основательно продраите их с мылом старой зубной щеткой. Промойте в проточной воде и положите сохнуть.

Зачистка

После того как детали просохнут, большим куском шкурки зачистите плоские поверхности, пройдите по шкурке торцами половинок фюзеляжей. Операция преследует две цели - убрать возможные крупные неровности, а место склейки половинок сделать абсолютно плоским, удалив следы толкателе (если они есть), и слегка шершавым для лучшей адгезии клея. Зачистите также места присоединения деталей к литникам.

Бывает, что одна из половинок фюзеляжа отлита с выступающими деталями, например - с хвостовой опорой шасси. Есть два пути. Первый - срезать деталь и приклеить ее после сборки фюзеляжа. Второй путь - взять небольшой деревянный брусок, обернуть его шкуркой и обработать торец половики фюзеляжа особенно аккуратно зашкуривая в районе выступающей детали. У самой детали лучше всего поскрести не шкуркой, а половинкой бритвенного лезвия. Модельным ножом удалите облой. Помимо заводского небольшой «облой» может появиться призашкуривании. Некоторые пластики слоятся. Обратите внимание на облой не только на торцах, по и в районе выреза под фонарь кабины летчика, в отверстии воздухозаборника, в местах приклеивания стабилизаторов и плоскостей крыла. Помните: когда дефект «вылезет» при окраске (а он обязательно «проявится»), исправлять его будет поздно.

Подгонка фонаря

Сложите половинки фюзеляжа. Они должны стыковаться друг с другом идеально. При необходимости повторите зачистку половинок на шкурке. К сложенному фюзеляжу (пока его можно скрепить резинками) приложите фонарь. Фонарь, опять же, должен идеально прилегать «по месту». В противном случае осторожным сошкуриванием подгоняйте его к фюзеляжу. Бывают «смертельные» варианты -фонарь толще фюзеляжа. Что ж - с-шкуриванте оргстекло, после чего бегите в магазин за настой ГОИ. Пастой ГОИ вполне можно восстановить прозрачность фонаря до более чем приемлемого уровня.

Современные моделисты используют Future Floor Finish (Floor Wax) - американскую жидкость для полировки полов. Придаёт прозрачность и блеск прозрачным декалям.

Гораздо хуже, если между фонарем и фюзеляжем образуется щель, а верх фонаря при этом идеально вписывается в контру фюзеляжа. Подобный дефект «лечится» шпаклевкой. Беда заключается в цвете шпаклевки - белом или светло-сером. Интерьер кабины имеет совсем другую окраску. Покрасить же шпаклевку изнутри с приклеенным фонарем - задача посложнее сборки модели корабля в бутылке. Процесс элементарен лишь в одном случае - когда внизу фюзеляжа имеется огромный вырез под центроплан.

Подгонка интерьера кабины

Настало время отделить от литников элементы интерьера кабины: приборную доску, пол, заднюю стенку. Подгоняйте детали по месту, подтачивая и вкладывая их в половинки фюзеляжа. Часто пол и приборная доска бывают широковаты для склееных половинок фюзеляжа. Па некоторых моделях боковые панели кабины отлиты заодно с половинками фюзеляжа, на некоторых - пол кабины вместе с боковыми панелями образует своего рода ванную. Ванная также часто бывает шире, чем нужно. Подгоните ее по месту.

Теперь срежьте с литников мелкие детали интерьера кабины - ручку управления. педали, кресло летчика. Зачистите их и положите в коробочку, чтобы не потерять.

Окраска интерьера кабины

Иногда в процессе постройки модели приходится окрашивать отдельные детали или подсборки, кабину в частности. Мелкие детали следует готовить к сборке и окраске так же как крупные: удаление облом, следов от толкатслей, зачистка литьевых швов, мытье, просушка и обезжиривание.

Отнеситесь внимательно к подбору красок для интерьера кабины. Сгруппируйте детали по цветам. Детали, которые красятся в разные цвета удобно зажать в «крокодилах». Убедитесь в надежности захвата деталей «зубами» аллигатора - струя сжатого воздуха вполне способна смести плохо закрепленную деталь. Первым делом окрашивается в базовый цвет собственно кабина (чаще всего - это внутренние стороны половинок фюзеляжа). После полного высыхания базового тона приступайте к «прокрашиванию» кисточкой элементов «убранства» кабины: пультов радиостанций, штурвальчиков триммеров, крана подачи кислорода и т.п. Чаще всего эти элементы окрашены черным, но встречаются и другие цвета.

До сборки также стоит окрасить видимые внутренние поверхности воздухозаборников и цилиндры двигателя.

Отделка приборной доски

Проще всего перевести на приборную доску вложенную декаль. Практически все модели такими декалями комплектуются и практически все декали в лучшем случае отвечают реалиям процентов на 20-30. Гораздо большего реализма можно путем окраски приборной доски кистью красками на водяной или масляной основе. Красить приборную доску в базовый цвет необходимо даже при использовании декали. Проще красить приборные доски на которых сымитированы при литье отдельные приборы, особенно если базовый цвет доски, как на «Мустанге» пли «Зеро», черный. Деталь полностью окрашивается матовой черной краской, затем свинцовым карандашом обводятся кромки приборов. В заключении на шкалу прибора напоется капля жидкого стекла пли на худой конец бесцветного лака для ногтей, после высыхания лаки или стекло слегка полируются.

Приборная доска «Тандерболта» окрашивалась в черный цвет, шкалы приборы - в белый. Начать опять же придется с окраски приборной доски в матовый черный цвет. После полного высыхания в центр имитации шкалы прибора наносится капля белой краски и «размазывается» до кромок прибора. После высыхания - лак или стекло плюс полировка.

Следующий шаг к реализму - имитация самих шкал приборов. Работа эта требует опыта и аккуратности. Шкалы прорисовывают тонкой кистью.

Сборка интерьера кабины

После окраски элементов интерьера кабины можно приступать к сборке. При условии предварительной подгонки деталей она не должна вызывать затруднений. Места контакта следует зачистить от краски. Лучше всего соединять детали жидким клеем, используя известный из курса физики капиллярный эффект. Две детали плотно прижимаются друг к другу, на стык наносят каплю жидкого клея. Капля заполнит мельчайшие поры стыка и соединение получится как прочным, так и аккуратным. При склейке важно, чтобы клей не попал на окрашенные поверхности, особенно на приборную доску - кропотливая работа пойдет насмарку.

Удобнее всего когда интерьер кабины выполнен в виде «ванны», как в модели «Тандерболта». Ванна собирается отдельно от фюзеляжа и должна после склейки сохнуть по меньшей мерь ночь. С первыми лучами восходящего солнца можно примерить собранный модуль к фюзеляжу. Если модуль подходит - приклейте его к одной половинке фюзеляжа и ложитесь досыпать. Если нет - подгоните знакомым методом сошкуривания, срезания и подтачивания излишков пластика. После вклейки «ванны» и легкого схватывания клея произведите окончательную проверку - еще раз сложите вместе половинки фюзеляжа, в одну из которых уже вклеена кабина.

Сборка половинок фюзеляжа

Обычно инструкция рекомендует наносить клей на стыковочные поверхности половинок фюзеляжа. Большинство поступает именно так, но в этом случае велика вероятность неконтролируемого выдавливания излишков клея на внешние поверхности сборки. Лучше использовать уже знакомый капиллярный эффект: сложить половинки и промазать их по контуру жидким клеем, клей наносить кисточкой аккуратно. Правда и в этом случае есть свои подводные камни: клеи легко может попасть на кончики пальцев, а последние оставить сложно удаляемые отпечатки на поверхности фюзеляжа. Старайтесь держать пальцами фюзеляж подальше от шва при нанесении клея. Склеенные половинки следует чем-нибудь зажать (круглые резинки, прищепки) и оставить сохнуть.

После несколько часовой просушки необходимо заподлицо зачистить клеевой шов, предварительно защитив скотчем от попадания опилок кабину пилота. Иногда шов приходится шпаклевать. Шпаклевке также надо дать время хорошо просохнуть. Зачищается шов шкурками разной зернистости (от средней к мелкой).

Первый шаг в сборке модели самолета сделан. Можете с гордым видом улыбаться, гордясь своим достижением.

Добавим крыло и оперение

Имеет смысл начать с хвостового оперения: пока не приклеено крыло к стабилизатору и рулям высоту легко подступиться.

Исправление дефектов жестокого хвостового оперении

На большинстве моделей истребителей «Мустанг», «Таидерболт» и «Зеро», изготовленных в мелких масштабах половинки стабилизатора отлиты одной деталью (верх и низ вместе). Чаще всего они лишены дефектов. Если же дефекты имеются, то рекомендуется применить «горячую чистку».

Нагрейте воду до кипения и на несколько секунд опустите в нее деталь с ненужным изгибом. Выньте деталь, пока она не остыла распрямите. Повторяйте операцию (нагревание-выгибание) до тех пор, пока дефект не исчезнет.

Более тонкие детали требуют меньшею нагрева. Все поверхности хвостового оперения имеют достаточно тонкие передние и задние кромки, полому устраняя дефект купанием в горячей воде элементарно можно повредить кромки. Выгибать желательно лишь толстую чаем» стабилизатора.

Подготовьте половинки стабилизатора к склейке - зашкуривание, мытье, сушка обезжиривание.

Подгонка поверхностей оперения

Вставьте половинку стабилизатора в фюзеляж. Как правило место стыка даже на хороших моделей требует подгонки. Щель придется шпаклевать после склейки, пока же надо оценить насколько точно подходит поверхность стабилизатора к наплывам на фюзеляжа. Если наплыв толще, то его необходимо подогнать к профилю стабилизатора, если же толще стабилизатор, то наверное лучше будет нарастить профиль наплыва шпаклевкой уже после приклеивания половинки стабилизатора.

Выверка и присоединение поверхностей хвостового оперении

Теперь, когда вы подогнали хвостовое оперение по месту можно браться за его приклеивание. В случае если отдельно дан руль направления, то начните с нею. Нанесите клен на стыковочные поверхности и прижмите руль направления к фюзеляжу. В большинстве случаев руль направления приклеивают как если бы он находился в нейтральном положении, поэтому несколько раз убедитесь, осматривая модель спереди, сзади и сверху, в правильном положении руля.

После отвердения клеевого шва руля направления и фюзеляжа можно приступить к присоединению половинок горизонтального. Каждая половинка должна быть приклеена строго под прямым углом к плоскости симметрии фюзеляжа. На глазок правильность приклейки стабилизатора лучше всего проверять, осматривая сборку строго сзади с поворотом на 90 град. В этом случае стабилизатор занимает вертикальном положение и проще мысленно сопоставить взаимное положение его половинок, половинки должны находится на одной оси. Выставив прямые углы зафиксируйте чем-нибудь половинки стабилизатора (например маскировочной лентой) до полного высыхания клея.

Крыло

Плоскости крыла иногда даются двумя половинками, верхней и нижней, иногда правой и левой верхними частями и общей нижней для правой и левой плоскостей, встречаются также плоскости крыла, отлитые одной деталью. Проблемы, которые могут возникнуть с крылом сродни проблема стабилизатора.

Выравнивание и приклейка жесткого крыла

Дефекты жесткого крыла устраняются уже знакомым методом «нагревание-сгибание». Затем производится подгонка плоскости к центроплану. При приклеивании плоскостей следует контролировать угол поперечного «V» и установочный угол атаки. Важно выдержать одинаковые углы атаки и «V» для обоих плоскостей. Даже небольшие расхождения в углах установки плоскостей будут хорошо заметны на собранной модели. Одинаковость поперечного угла удобно контролировать по ширине щелей между плоскостями и центропланом. Приклеив плоскости. Проконтролируйте установочные углы и зафиксируйте положение крыла маскировочной лентой или скотчем. После отвердения клея щели шпаклюются п вышкуриваются. Работать с наждаком в месте стыка плоскости и фюзеляжа крайне неудобно, к тому же почти всегда в процессе работы повреждается расшивка. Однако -ничего не поделаешь, не оставлять же щели. Расшивку при должном навыке вполне возможно восстановить.

Выравнивание и приклейка плоскостей крыла из двух половинок

Первым делом следует обточить торцы половинок плоскостей на шкурке, аналогичная операция уже проделывалась с половинками фюзеляжа. Сложим половинки одной плоскости и внимательно осмотрим. В идеале должны сходится торцы половинок, их законцовки и линии расшивки. На практике обычно приходится вспоминать поговорку «хвост вытащил - нос увяз. После совмещения горцев куда-то «уезжает» одна из законцовок, не совпадают линии расшивки. Лучше всего за точку отсчета при склейке брать совпадение линий расшивки верхней и нижней половинок. Подготовка к склейке производится как обычно. Половинки вновь складываются и фиксируются узкими полосками маскировочной дейты. Склеивание происходит за счет работы капиллярного эффекта -но периметру плоскости проходят кисточкой с жидким клеем. После Чего кого схватывания клея снимаются фиксирующие полоски, а на те места стыка, которые они закрывали капается клей. Пока сохнет одна плоскость можно заняться второй. Доводка поверхностей и, особенно, кромок плоскости производится только после полного высыхания клея. Приклеиваются собранные плоскости к фюзеляжу также как и цельные половинки. Еще раз не мешает напомнить: контролируйте установочные углы, в первую очередь - угол поперечного «V».

Выравнивание и склейка крыла из трех деталей

Процесс сборки крыла из трех деталей (двух верхних половинок плоскостей и одной нижней, отлитой в одно целое с нижней поверхностью центроплана) будет иным, нежели сборка крыльев из четырех и двух деталей.

Подготовьте детали к склейке как обычно. Установите на место нижнюю часть крыла и зафиксируйте её маскировочной лентой. Выверьте установочные углы. Затем приложить по месту верхние половники плоскостей и также зафиксируйте их скотчем (здесь могут возникнуть те же проблемы, что и при стыковке верхних и нижних половинок крыла из четырех деталей: не стыковка законцовок и линий расшивки). Еще раз проверьте поперечное «V». Если нужно уменьшить угол вставьте в щели между фюзеляжем и верхними половинками распорки из тонкого пластика одинаковой толщины. Приклейте нижнюю деталь крыла к фюзеляжу. После просушки в который раз проконтролируйте поперечное «V» и правильность прилегания верхних половинок плоскостей. Если все нормально - заставьте работать капиллярный эффект на благое дело склеивания верхних половинок с нижней частью. После схватывания основного клеевого шва, снимите скотч, промажьте клеем стыки, ранее закрытые маскировочной лентой.

Перед шпаклевкой и зачисткой сборка должна полностью высохнуть. Зашкуривание кромок крыла и мест стыка плоскостей с центропланом завершает важный этан сборки модели. Теперь модель уже похожа на самолет.

Итак, вы решили заняться моделизмом, но имеете очень смутные представления (или не имеете их вообще) о том, что это такое, с чего начать и что вообще для этого нужно. В этой небольшой статье я попробую доходчиво и понятно для каждого читателя описать весь процесс создания хороших, качественных моделей.

Прошу обратить внимание, что какими странными вам не казались бы некоторые шаги этого руководства, упускать их все равно нельзя, иначе модель получится плохая, неправильная. Во время чтения статьи вы можете встретить незнакомые слова - я не буду составлять перечень терминов и описывать их значение - просто поройтесь в интернете. Учиться будем на принципах авиамоделизма, которые пригодны и для других направлений. Основы моделизма для всех равны. Итак!

Глава 1 - С чего же начать?

Конечно, с приобретения самой модели. Наиболее удобное место для покупки модели, а так же принадлежностей, необходимых для ее сборки - модельный магазин. Вам придется для начала узнать, где такой находится в вашем городе, и отправиться туда.
В модельном магазине вы увидите большое количество (я надеюсь, вы попадете именно в хороший модельный магазин) коробок с красивыми картинками. Если вы ничего не понимаете в военной технике - выбирайте ту, которая вам понравится больше всего. А если понимаете, то вероятно, вы найдете ту модель, которую вам всю жизнь хотелось видеть у себя на полке. Я написал «вероятно» потому, что, скорее всего, как раз такую модель вы не найдете. А если поинтересуетесь у продавца причинами ее отсутствия, то услышите одну из трех: первое - «сейчас такой модели нет, зайдите через пару месяцев», второе - «модель была, но снята с производства и больше в продажу не поступит», третье - «такая модель вообще не выпускается ни одной, даже самой мизерабильной фирмой».

Ну что же, придется выбрать что-то другое. Выбрали? Отлично, перейдем к следующему пункту - покупке инструмента . Инструмент можете выбирать совершенно интуитивно. Дело в том, что в действительности вам для сборки модели критически необходим абсолютно весь инструмент, продающийся в модельном магазине, но покупать все не стоит, так как, приступив к сборке, вы все равно поймете, что самый главный инструмент вы все-таки не купили по причине его отсутствия в магазине и вам придется изготовить его самим. Но об этом позже.

Самое главное - не забудьте купить клей - модель не удастся собрать лишь при помощи момента и ПВА валяющихся в вашем ящике, но не переживайте, и они пригодятся. Клеев советую купить сразу несколько - обычный модельный, секундный, гелиевый секундный... в общем, выбирайте то, что ближе к сердцу. Не забудьте купить несколько шпаклевок , надфили, наждачные шкурки... Затем перейдите к полке с красками . Тут дело обстоит не лучше, чем с инструментом. Вам снова нужны ВСЕ краски, продающиеся в магазине, но если вы приехали в магазин своим ходом и понимаете, что просто не довезете весь прилавок домой, купите, по меньшей мере, все базовые цвета, а так же те, которые указаны в инструкции по сборке вашей модели.

Выберите себе штук 15 кисточек (если в магазине не будет 15 кисточек разного размера - можете покупать так же кисточки одинакового размера, но разных производителей). Теперь можете отходить от прилавка с красками. В сущности, для покраски модели вам еще необходимо купить аэрограф с компрессором , но можете пока не спешить. До момента, пока они вам пригодятся, вы еще не раз попадете в модельный магазин.

Теперь очень важный совет: находясь в модельном магазине ни под каким предлогом не считайте, какую сумму денег вам придется потратить. Все равно вам НУЖНО это купить - зачем заранее портить себе настроение? Запомнили? Отлично, теперь еще раз подойдите к полке с моделями и выберите себе еще одну модель (зачем - вы поймете, когда станете действительно опытным моделистом). Теперь идите на кассу и оплатите покупки. Если у вас не хватает денег - не вздумайте оставлять что-то из выбранного товара. Лучше позвоните жене и попросите срочно привезти деньги, отложенные на покупку холодильника (не жалейте, холодильник вам покупать все равно не завтра и вы всегда сможете отложить их снова, а модель вам предстоит собирать уже в ближайшее время).

Глава 2 - Сборка модели

Исходя из того, что вы сделали все правильно в соответствии с первой главой, я могу предположить, что вы уже дома и готовы преступить к сборке модели. Первое, что вам необходимо сделать - достать все из коробки и внимательно рассмотреть все ее содержимое. На этот процесс вам нужно потратить по меньшей мере 15 минут. Для чего это нужно? Не имеет большого значения - просто рассматривайте и получайте удовольствие. После того, что закончите рассматривать, сложите все в коробку, закройте ее, найдите кого-то в квартире (желательно родственника) и повторите процедуру при нем. Желательно попробовать заинтересовать человека, но если у вас ничего не получится - тоже не беда - просто покажите ему содержимое коробки, сложите все обратно и удалитесь.

Примечание: если кроме вас в квартире никого нет, то второй раз рассматривать содержимое придется в одиночестве, но не упускайте этот важный шаг строительства модели.

Теперь снова достаньте все из коробки, найдите литники , на которых находятся половинки фюзеляжа и крылья. Найдите в ваших покупках такой инструмент, которым эти детали можно отделить от литников. Отделите и сложите половинки фюзеляжа между собой. Минут 5 рассматривайте эту конструкцию, затем приставьте к ней крылья. Неудобно держать? Старайтесь!

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда, и для моделизма эта поговорка подходит как нельзя хорошо. Теперь найдите что-нибудь, чем можно временно зафиксировать вашу конструкцию, например скотч. Смотайте все детали между собой, поставьте на стол и еще немножко полюбуйтесь. Теперь разберите все в исходное положение и сложите в коробку. Закройте коробку и отложите ее в сторону.

Глава 3 - Рабочее место

Для сборки хорошей модели нужно правильно подготовить рабочее место . Для этого вам придется выделить отдельный стол (чем больше - тем лучше). Если у вас нет лишнего стола, или его некуда поставить - придется переоборудовать ваше рабочее место (для чего бы оно не предназначалось до этого) в рабочее место моделиста. Предположим, что речь идет о письменном столе. По возможности уберите с него все, что никак не может пригодиться для сборки моделей и попробуйте смириться с мыслью, что писать вам придется на кухне или где-либо еще - каждый раз убирать все модельные принадлежности со стола не удобно, тем более, что сборка моделей должна занимать большую часть вашего времени.

Постелите на стол специальный модельный «коврик». Ах да, я забыл его внести в список необходимых покупок в модельном магазине, ну не беда, закажите его прямо сейчас через интернет. Если вы не знаете, как он выглядит, просто просмотрите весь каталог интернет-магазина, и когда вы его увидите, вы сразу поймете, о чем идет речь. Для упрощения поиска все-таки намекну - он зеленый и красивый. Главное покупайте коврик побольше, желательно размером А2 или еще лучше А1! Но предположим, что вы все-таки додумались купить его в магазине и мы можем двинуться дальше. Итак, разложите все инструменты вокруг себя. Можете не стараться соблюдать порядок либо какую-то последовательность - все равно через пол-часа работы все перемещается между собой. Расставьте краски. Ну что же, на сегодня хватит, можете пойти поиграться с ребенком или заняться чем-то еще.

Глава 4 - Снова сборка

Вернемся к сборке модели. Спросите у жены, куда она дела все, что вы вчера (или когда это было) разложили на столе, объясните ей, что с этими вещами нужно обращаться очень осторожно и что для того, чтобы переписать из интернета рецепт торта совсем не обязательно убирать все со стола.

Отыщите в ящике со строительными инструментами модельные принадлежности (я думаю, они должны были оказаться именно там), а заодно отложите все, что покажется применимым к сборке модели. Это могут быть обрезки проводов, кусочки пластика , сгоревший трансформатор - собственно пригодиться может все, так что выбирайте сами.

Вернитесь в комнату и снова подготовьте рабочее место. Поставьте на стол коробку с моделью, выложите детали на стол и приступите к изучению инструкции. Не злите жену и идите кушать, если вы не будете идти слишком долго - она обидится. Доводы о том, что вы заняты важным делом никакой силы иметь не будут, с этим тоже придется смириться. После обеда вымойте руки и постарайтесь вернуться к сборке модели. Если вас отвлекут еще чем-либо - то отложите сборку до следующего свободного дня.

Глава 5 - Точность и покупка афтермаркета

Итак, вы снова за рабочим столом. Изучили инструкцию? Теперь очень важный момент - исходя из того, что вы хотите собрать хорошую модель, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что детали, которые находятся в комплекте либо неточные, либо плохо детализированы. Очень многих деталей нет вообще и вам придется купить дополнительные детализационные наборы, как то смоляной кокпит, либо фототравление . В модельном магазине этих наборов скорее всего не окажется и вам придется заказать их через интернет. После того, как вы их закажете, включите компьютер и найдите как можно больше фотографий оригинала самолета , который вы собираетесь смоделировать. Подумайте о том, какие узлы и детали в вашей модели сделаны неправильно или отсутствуют вообще.

По ходу просмотра фотографий у вас возникнут некоторые вопросы, ответов на которые вы не найдете и вам придется найти какой-нибудь хороший модельный форум, зарегистрироваться там и задать свои вопросы. После этого, в ожидании ответа можете начать просматривать все темы подряд. Посмотрите на часы - вам пора спать. На следующий день прочитайте то, что вам ответили, отложите модель в сторону и возьмитесь за вторую, которую купили в магазине.

Повторите весь процесс начиная со второй главы и до этого момента. Теперь вам нужно дождаться, когда придет ваш заказ из интернет-магазина. Но вам есть, чем заняться: пока вы читали форум, наверняка поняли, что вы не купили некоторые очень важные инструменты, а так же компрессор с аэрографом. Возьмите все отложенные на холодильник деньги и отправляйтесь в магазин.

Составьте заранее список, но с собой его можете не брать, все равно вам нужно будет рассмотреть все прилавки и вы обязательно все вспомните. Купите все необходимое и еще одну модель. Можете ехать домой. Дома повторите с новой моделью все шаги из второй главы и спрячьте ее куда-нибудь. Объясните жене необходимость в компрессоре и аэрографе, докажите, что старым холодильником можно пользоваться без проблем еще несколько лет.

Глава 6 - Сборка с афтермаркетом

Вы получили посылку? Отлично! Можно дальше собирать модель! Рассмотрите набор фототравления , решите, какие из его деталей таки можно будет использовать, а какие все-таки придется изготовить самим. Все, можно начинать. Я не буду очень подробно углубляться в сам процесс сборки - все его аспекты уже не раз описаны, а навыки придут с практикой. Я же, пожалуй, остановлю свое внимание лишь на самых главных догмах моделизма:
  • Старайтесь не потерять инструкцию - штука довольно полезная. Если вы ее все-таки не можете найти - начните поиски в остальных коробках, затем в стопке журналов в туалете - если результатов это не принесет, то вам придется потратить на поиски значительное время.
  • Перед сборкой не забудьте проверить, как модель ложиться в чертежи . Даже если несоответствия мизерные, и вы понимаете, что никто этого на собранной модели не заметит - все равно исправьте этот недостаток, каких бы это усилий вам не стоило. Ведь не важно будет ли заметна огрешность, если ВЫ будете о ней знать!
  • Когда отрезаете от литника детали (так, для интереса), которые вам понадобятся лишь на 30ом шаге сборки, все-таки задумайтесь, насколько просто вам будет в дальнейшем эту деталь идентифицировать. Если вы занимаетесь сборкой кокпита и понимаете, что наружные антенны очень похожи одна на другую, отрезав их, постарайтесь хорошо запомнить, какая была под каким номером.
  • Старайтесь как можно подробнее детализировать внутренние узлы и элементы. Не задумывайтесь о том, будут ли эти узлы видны на собранной модели. Даже если нет, и для того, чтобы еще раз ими полюбоваться вам придется разломать модель - трудитесь! А вдруг ее кто-нибудь когда-нибудь все-таки разломает и увидит внутри пустоту! Единственное - не забудьте все сфотографировать, прежде, чем навсегда спрячете в фюзеляж.
  • Если вы имели неосторожность уронить деталь размером меньше, чем 30х30мм на пол - не старайтесь ее найти - вероятность положительного результата поисков минимальная - только потратите время, в которое вы можете начать изготавливать эту деталь вручную, тем более все равно самодельная она будет лучше. А когда жена через неделю принесет потерянную деталь и спросит: «дорогой, что это за пластмасску я нашла сегодня под холодильником?», поблагодарите ее и положите эту деталь в специальную коробочку - на память.
  • Если вам хоть немного не нравится изготовленная вручную деталь - переделайте ее, сколько бы времени вы на нее не потратили. Помните главное - ВЫ будете знать, что эта деталь не так хороша, как вам хотелось бы.
  • Если в ходе сборки вам нужно будет зашкурить какую-то часть модели (например, после шпаклевки) - не бойтесь повредить расшивку. Все равно она не правильная и вам придется ее перерезать полностью!
  • Если вы не найдете у себя нужный для работы инструмент - помните: каждый инструмент (именно каждый) можно изготовить из вещей, которые находятся у вас дома. Единственное - иногда для этого вам придется испортить что-то другое, но не останавливайтесь даже в том случае, если это другое стоит дороже, чем необходимый инструмент - времени у вас нет!
  • Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается - приставка «пере-» является неотъемлемой для моделирования. Так что такие слова, как перерезать, перекрасить, переклеить не должны пугать вас. Наоборот, это должно означать, что вы все делаете правильно и постепенно становитесь настоящим моделистом!
  • Постарайтесь выработать у своих сожителей рефлекс - не мешать вам, когда вы собираете модель. Если рефлекс не вырабатывается, старайтесь не обращать внимание на то, что происходит вокруг вас - абстрагируйтесь.
  • Ваши родственники должны так же запомнить, что все химические вещества, которые вы используете НЕ вредны для здоровья. Но тем не менее пользуйтесь ими в проветриваемом помещении и не пускайте во время использования в комнату детей - так, на всякий случай.
  • Если во время сборки вы станете перед такой проблемой, которую вам на данный момент не преодолеть (например отсутствие нужного материала или возможности изготовить какую-то деталь) - отложите модель в сторону и займитесь сборкой другой.
  • Для того, чтобы вы не стали еще перед одной проблемой - отсутствием модели, которую можно собирать, каждый раз, когда поедете в магазин за одной баночкой краски, покупайте заодно одну-две новые модели.

Глава 7 - Покраска

Итак, ваша модель собрана и готова к покраске. Конечно, вам пришлось красить внутренние узлы, я на этом не акцентировал внимание - вы, наверняка и сами поняли это из инструкции. Единственное, что я забыл сказать - производители очень любят путать моделистов и специально указывают в инструкции неправильные цвета. Поэтому прежде, чем что-либо красить, руководствуясь инструкцией, обязательно сверьтесь с цветным фото-оригиналом. Т. к. нужное фото, да еще и цветное, вы скорее всего не найдете, купите себе несколько книг по собираемому аппарату и постарайтесь найти в них информацию о том, в какой цвет могли красить ту или иную деталь на собираемой вами модели.

Если и в книге вы такой информации не найдете - пробуйте искать очевидца. На самом деле, узнать в какой цвет правильно красить, скажем, спинку кресла пилота или любую другую часть, существует достаточно много способов. Но даже если вам это не удастся - помните главное: ни в коем случае не красьте все один в один, как указанно в инструкции!

Теперь приступайте к покраске самой модели. Сначала выберите, какой вариант окраски вы хотите воспроизвести. В инструкции обычно указанно несколько вариантов, но этого для хорошей окраски мало. Найдете еще несколько (5-10) в интернете. Теперь можете выбирать. Выбор должен заключаться в поисках варианта с самым сложным камуфляжем (даже если он окажется не самым красивым). Иначе, все подумают, что вы ищите простые пути и вас никто среди моделистов не будет уважать.

Нанесите на модель слой грунтовки . Почешите затылок. Пока будете чесать, думайте про себя: «я же ее вроде шпаклевал… шкурил вроде тоже…». Перешпаклюйте и перешкурьте модель заново. Еще раз загрунтуйте. Этот процесс можно повторять бесконечное количество раз. Равно, как и саму покраску. Главное - узнайте, чем снимать краску, которой вы красите. И вперед, не бойтесь - воздух в компрессоре не кончится, а краски, в общем, не такие уж и дорогие. После того, как наконец-то добьетесь желаемого результата покраски, отложите в ящик аэрограф, поставьте на модели, на самом видном месте большой отпечаток пальца, достаньте из ящика аэрограф и повторите все сначала.

Повторили? Надеюсь, вы не повторите ошибку с отпечатком пальца и будете аккуратнее. Приступите к декалям . Я думаю, вы уже сами догадались, что декаль, которую вам продали с моделью неправильная и плохая. Закажите несколько подходящих декалей от известных, дорогих производителей, испортьте несколько самых сложных картинок, и изготовьте их собственноручно. Теперь модели нужно предать реалистичный вид. Для этого вам придется «испортить» безупречный результат ваших трудов с аэрографом - обшкрябывайте, царапайте, пачкайте, смывайте, ибо не существуют чистых, с не обдертой краской и без царапин самолетов!

Заключение

Ну что же, вот и готова ваша первая качественная модель. Потратьте несколько часов на фотосъемку и поставьте модель на видное место. Единственное, на видном месте модель подвержена многим рискам - таким, как скажем пыль или неаккуратные движения сожителей. И, к сожалению, как вы не старались над моделью, летать она все таки не может и, задетая женой, вытирающей на полке пыль, стремительно падает на паркет и разлетается там на мелкие части. Поэтому поскорее переставьте модель с видного места в место безопасное. Пускай ее там будет плохо видно, но зато модель проживет дольше. Да и собирали вы ее не для того, чтобы на нее смотреть, а ради самого процесса сборки. Ну что, нашли безопасное место? Вот и все, можете браться за следующую модель.

Послесловие

Конечно, в этой статье я описал далеко не все, что касается моделизма, я описал очень мало, и с каждой моделью вы будете получать все новые и новые навыки. И если вы действительно ни разу не собирали модели, и эта статья оказалась первой, которую вы прочитали, не останавливайтесь на ней, быть может вам стоит почитать и другие, более серьезные статьи, но, я надеюсь, что суть моделизма вам теперь ясна. А если вы собрали уже не одну модель и прочитали эту статью просто из интереса, пока сохнет пятый слой краски на собираемой модели, надеюсь, я хоть немножко поднял вам настроение.

Dopeless aka Ростислав Черняховский

Поделиться: