Что надо сделать чтобы потерять память. Что делать, чтобы улучшилась память

Природа подарила человеку удивительное качество — память. Детская память острая, цепкая. С возрастом она ухудшается. Однако это правильно только в целом. В жизни все намного сложнее. У некоторых детей, живущих в семье, где никто ничем не интересуется, тоже память гораздо хуже, чем у детей, которых все время побуждают тренировать память. Иногда пожилые люди имеют завидную память.

Качество памяти связано с тем, сколько информации перерабатывается мозгом. Чем больше тренировка, тем лучше это свойство мозга. Можно провести параллель со спортом: чтобы побить рекорд в беге, надо бегать. А чтобы иметь хорошую память, надо об этом вовремя позаботиться. Иначе человек станет Иваном, не помнящим родства, его мозг вообще заснет. Но это самый грустный финал.

В качестве конкретного примера оценим роль памяти при изучении иностранного языка.
Здесь требуется хорошая память, умение ее настраивать, использовать приемы сохранения знаний на длительное время. Существуют основные закономерности в процессе развития памяти. И важно выработать в себе привычки, которые помогут это делать регулярно. Про псевдоположительные привычки можно почитать в статье, которую мы публиковали раньше

Большие трудности в иностранном языке вызывает запоминание слов. Преодолеть этот барьер помогут следующие правила и советы.

Правило 1. Новые слова воспринимаются мозгом и отправляются на первую ступень запоминания, под названием кратковременная память. Через 20 минут информация отправляется на более высокую ступень долговременной памяти. В это время нужно повторять слова. Окончательно слова запоминаются в течение ряда дней при условии их повторения.
Совет: соблюдать принцип 2-х ступеней памяти — краткосрочной и долгосрочной.

Правило 2. Для совершенствования памяти должна быть мотивация. Только тогда мозг будет стараться ее активизировать. Иначе, если вы сами себя обманываете, и, например, иностранный язык вам не очень нужен, вы не сможете получить положительный результат.
Совет: Важно сформулировать цель, ради которой надо повысить качество памяти.

Правило третье. Все усилия запомнить полученную информацию обречены на неудачу, если голова серьезно занята решением других проблем. Помехой может стать банальное чувство голода или холод в помещении.
Совет: Спокойная окружающая обстановка является важным фактором совершенствования памяти.

Правило 4. Если вы занимаетесь с педагогом, то он должен вызывать симпатию. Иначе сколько бы вы себя не уговаривали, что надо учить слова, ничего не получится.
Совет: выбор хорошего педагога экономит время для занятий и развивает память.

Правило 5. Развитие понятийной сферы мозга связано с другим качеством, необходимым для работы с информацией – вниманием. Есть люди, которые слышат себя и больше никого. Им можно что-то долго повторять одно и то же. Но человек в тот же миг все это забудет, если вообще услышит. И не имеет никакого значения его память. Он был невнимателен.
Совет: память и внимание – два фактора единого процесса запоминания.

Правило 6. Нужно воспользоваться специальными методиками по тренировке памяти. Наука психология имеет в своем арсенале самые разнообразные и интересные способы. Следует выбрать несколько понравившихся приемов и взять их на вооружение.
Совет: ускорить процесс формирования хорошей памяти с помощью специальных методов.

Правило 7. Не следует прерывать занятия. Особенно это недопустимо в самом начале процесса. Главная ошибка и причина неудач при освоении иностранного языка кроется именно в неоправданных перерывах.
Совет: работать надо систематически.

Соблюдая эти правила, можно в довольно короткий срок развить память и добиться успеха.

Вы хотите представить своим друзьям нового знакомого, и в самый неподходящий момент забываете имя этого человека. Или добрую половину вечера вы проводите в поисках машины на подземной автостоянке, не в силах вспомнить, где ее оставили. С кем не бывает! Но как же эти провалы в памяти осложняют жизнь и портят настроение.
Не переживайте. Это всего лишь забывчивость, а не серьезное нарушение памяти. На самом деле, специалисты уверены, что хорошая память сохраняется и после достижения шестидесяти лет.
С возрастом процессы, лежащие в основе памяти, изменяются, но мы уверяем вас, что причин для беспокойства нет. Становясь старше, многие из нас бояться потерять память, и именно этот страх искажает наше собственное представление о своей памяти, преувеличивает степень нашей забывчивости.
Некоторые женщины отмечают провалы в памяти в климактерическом периоде. Вероятно, причиной тому являются ночные приливы, которые просто не дают выспаться.
Специалисты считают, что , значительно улучшить ее можно в любом возрасте.

Боремся с забывчивостью

Для начала МирСоветов принять к сведению пару советов, которые помогут вам в какой-то мере избавиться от забывчивости.
Будьте внимательны
Если вы что-то делаете, читаете, смотрите или слушаете рассеянно, то потом ничего этого не вспомните. Поэтому прежде, чем приступить к чему-либо, остановитесь, осмотритесь и мобилизуйте все органы чувств: смотрите, слушайте, ощущайте. Паркуясь у магазина, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам, отметьте прохладно здесь или жарко. Теперь осмыслите свои ощущения. Скажите про себя: «Машина стоит перед с цветами. Слышны детские голоса, значит, где-то рядом игровая площадка. Жарко – вокруг нет деревьев». Информация, которую мы воспринимаем зрительно и выражаем словесно, откладывается в памяти прочнее всего и легче из нее извлекается.
Не отвлекайтесь
Прежде чем что-то сделать, МирСоветов рекомендует прокручивать в голове, проговаривать свои действия. Тогда вам будет легче сосредоточиться, и вы не забудете, зачем, скажем, пришли в гостиную. Направляясь в нужную вам комнату, скажите себе: «Я иду за мобильным». Теперь журналы на столике или мягкая игрушка, валяющаяся посреди гостиной, вряд ли вас отвлекут, и вы будете помнить, что именно вам надо.
Создайте логические связки
Чтобы не забыть, скажем, название улицы или , придумайте выражение или рассказ, в которых нужные вам слова будут логически связаны. Допустим, вам надо запомнить адрес: улица Южная, дом 10. Логическая связь будет такой: «Моей дочери 10 лет, и сейчас она отдыхает в лагере на юге».
Или, допустим, по дороге домой вам надо зайти в магазин и купить молоко, яйца, огурцы и три пачки салфеток. Составим акроним МЯСССО (М – молоко, Я – яйца, три С – три пачки салфеток, О – огурцы).
Мыслите образно
По мнению специалистов, образное мышление помогает запоминать новые имена и лица. Предположим, на вы познакомились с предполагаемой начальницей г-жой Тарелкиной. Самое примечательное в ее внешности – голубые глаза. Вообразите себе тарелку похожую на большой голубой глаз. Теперь, во время разговора или при встрече, этот образ напомнит вам, что фамилия вашей начальницы – Тарелкина.
Минеральные вещества для памяти
Исследования показали, что недостаток железа, цинка и бора приводит к нарушению внимания и ослаблению памяти. По мнению ученых, чтобы получать эти минералы в достаточном количестве из пищи, надо, по крайней мере, три раза в неделю есть мясо (источник железа и цинка) и пять раз в день фрукты и овощи (источник бора).
Тренировка памяти и мышц
В одном исследовании изучали влияние на память физической нагрузки. Группа добровольцев занималась физическими упражнениями по часу в день три раза в неделю. В итоге ее участники справились с заданиями на память лучше тех, кто физкультурой не занимался. Ученые объясняют эффект упражнений тем, что они усиливают приток кислорода к мозгу и ускоряют использование мозгом глюкозы, что и улучшает память.
Кроме того, память страдает при нервном перенапряжении, а физические нагрузки заметно снижают стресс.

Если всё равно забываете…

С тем, как можно избежать провалов в памяти, мы поговорили. Но теперь МирСоветов считает, что будет нелишним рассказать о некоторых приемах на случай, если вы всё-таки что-то забыли.
Немного подождать
Если вы поняли, что не можете вспомнить имя своего собеседника, не зацикливайтесь на нем, а просто продолжайте беседу. Если вы не будете нервничать по этому поводу, оно, скорее всего, само всплывет в памяти через минуту-другую.
Вернитесь мысленно назад.
Не можете найти машину на автостоянке? Не бродите, остановитесь и мысленно вернитесь назад.
Восстанавливая в памяти поход по магазинам, вы, скорее всего, натолкнетесь на детали, которые помогут вам вспомнить, где стоит ваша машина. Например, представьте, что именно вы делали, когда шли от машины. Допустим, вы свернули налево от основной дороги и направились к торговому центру, а прямо перед вами была аптека. Прекрасно, ищите рядом с аптекой!
Воспользуйтесь этим приемом, когда, скажем, вы пришли, например, в спальню и не можете вспомнить, зачем. Спросите себя: «Где я была перед тем, как прийти сюда, что я делала?»
Когда нужен врач
Не существует метода, с помощью которого человек смог бы самостоятельно определить, насколько серьезно нарушена его память. А потому, почувствовав, что за последние полгода забывчивость стала вашей постоянной спутницей, сходите к врачу.
Немедленно обращайтесь к врачу в том случае, если вы начали забывать, как делаются самые простые вещи, или не можете вспомнить дорогу в знакомое место.
Покажитесь врачу в том случае, если трудности вызывает у вас выполнение некой последовательности. Например, вы не можете приготовить блюдо по рецепту.

Забывчивость – это не болезнь, но как же сложно с ней ужиться. Мы надеемся, что наши советы помогут вам улучшить память и на долгие годы сохранить ее остроту.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Плохая память, что делать: 6 причин этой проблемы + 9 интересных упражнений + 3 способа быстрого запоминания + 10 лучших книг по теме.

Забыть десятизначный код к банковской ячейке с фамильными драгоценностями – штука неприятная, но вполне понятная, как и забыть лицо того подлеца, который бросил вас на первом курсе университета ради фигуристой Ленки с иняза.

Но как быть, если вы 3 месяца назад купили стартовый пакет к мобильному телефону, но до сих пор не можете запомнить свой новый номер? И что говорить обиженной «ву смерть» свекрови, которую вы забыли ? Да это же попахивает вендеттой!

Итак, ваш «диагноз» – плохая память. Что делать с этой бедой, подскажут медики, психологи и фармацевты.

Плохая память: что делать, разберемся, но откуда эта напасть вообще взялась? Или 6 причин, почему вы вечно забываете дома телефон?

9 интересных упражнений при плохой памяти: что делать, чтобы быстро привести себя в форму?

    При плохой памяти попробуйте время от времени смотреть на часы и вспоминать, что вы делали в это время вчера.

    А позавчера? А неделю назад? Глядишь – так и до голопузого детства доберетесь.

    Развивайте ассоциативное мышление, если нужно что-то делать при плохой памяти.

    Что еще можно делать , так это постепенно отказаться от списков, «напоминалок» на гаджетах и классических крестиках на руке.

    Заодно и проверите, останетесь ли вы в живых, если забудете купить мужу пару бутылок его любимого пива.

    Откройте книгу на первой попавшейся странице и постарайтесь запомнить первые слова из 5-8 строчек.

    И наш вам добрый совет: пусть это будет не энциклопедия лекарственных растений или справочник автомобилиста, иначе успеха не видать. Такие высоты можно брать только после нескольких недель усердных тренировок.

  1. При плохой памяти регулярно делайте следующее упражнение: хорошенько рассмотрите любую фотографию, а затем отложите ее и письменно опишите все детали, которые успели запомнить («ясен пень», что чем их больше, тем лучше). Да, да, сойдет даже прыщ на левой щеке у «заклятой» подруги Оксаны.
  2. Учите наизусть стихи: так вы не только навсегда распрощаетесь с плохой памятью, но и прослывете романтичной особой, а в наш суровый 21 век это чертовски приятно.
  3. «Ты знаешь, что я никогда не блистал хорошей памятью, но когда забыл, что жена просила забрать сына из детского сада и бедный ребенок полтора часа ждал у калитки с воспитательницей, то понял – с этим нужно что-то делать.
    И помогла мне побороть забывчивость обычная колода игральных карт: я вынимал 8-9 карт и пытался запомнить их последовательность. Со временем их количество увеличилось до 35».

  4. Простой, как деревянные двери, но от этого не менее эффективный способ борьбы с девичьей памятью – игра со спичками.

    Нет, нет, мы не предлагаем сжечь к чертовой матери конспект по неорганической химии, формулы из которого вам необходимо запомнить. Все не так феерично: возьмите несколько спичек, сложите из них любые фигуры, а затем отвернитесь и, не глядя, попробуйте сложить то же самое из других спичек.

    Естественно, что со времен фигуры должны становиться сложней, спичек становиться больше, а ошибок вы должны делать меньше.

    Избавьтесь от плохой памяти просто во время просмотра нового фильма.

    После тяжелого трудового дня вы завалились на диванчик с ноутбуком, чтобы посмотреть кино? А мы и здесь не отстанем от вас.

    Просмотрев фильм, попытайтесь вспомнить максимум деталей той сцены, которая понравилась больше всего: как выглядели главные герои, что говорили и делали, где это происходило – словом, чем больше подробностей, тем лучше. Затем вернитесь к описываемому эпизоду и проверьте себя.

3 «рецепта» от плохой памяти: что делать, если нужно что-то быстро запомнить?

    Ничего эффективнее ассоциаций, чтобы запомнить какой-то материал, человечество еще не придумало.

    Например, вам кровь из носу нужно запомнить английское слово «wish» (желаю): вот представьте, как сильно вы желаете сочную, ароматную вишню прямо с дерева, как тянуться руки ее сорвать.

    «Разделяй и властвуй» – это не только девиз интриганов всех времен и народов, но и способ борьбы с неважной памятью.

    Вы, наверное, и сами замечали, что телефонный номер легче запомнить, разделив на части.

    Метод акцентов базируется на том, что элементы, которые нужно запомнить, вы мысленно расставляете по изученному «маршруту».

    К примеру, для того, чтобы зафиксировать в памяти список продуктов, которые вам надо купить в супермаркете, вы «отправляете» хлеб – в правый карман, пакет молока – себе на голову, а любимые пироженки зажимаете между колен.

    Так же покупки можно «разбросать» по квартире или «развести» по любимым странам. Гарантируем: вы не только вдоволь повеселитесь, представив всю эту «милоту», но и купите все, что необходимо.

Плохая память: о том что делать, подскажут 5 лучших книг по теме

Что такое по-настоящему плохая память и что делать с этой «подругой», чтобы однажды не сжечь дом из-за оставленного включенным утюга, расскажет специальная литература:

№ п/п Название книги Автор
1 «Эйнштейн гуляет по луне. Наука и искусство запоминания» Джошуа Фоер
2 «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее» Барбара Оакли
3 «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» Кристин Лоберг, Майк Байстер
4 «Питание для мозга. Эффективная по-шаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти» Нил Барнард
5 «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти» Анхельс Наварро
6 «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти» Гарри Лорейн, Джерри Лукас
7 «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти» Артур Думчев
8 «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей» Роджер Сайп
9 «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга» Лоренс Кац, Мэннинг Рубин
10 «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» Кэрол Дуэк

8 лучших препаратов для улучшения работы мозга при плохой памяти: о том, что делать — знают фармацевты

Что делать при плохой памяти вам подскажут фармацевты, которые без рецепта чаще всего советуют такие препараты:

Но не спешите затариваться лекарствами от плохой памяти в первой попавшейся аптеке: сначала проконсультируйтесь с врачом.

Итак, если у вас плохая память и что делать в этой ситуации точно не нужно, так это «сложить лапки» и пустить все на самотек. А вдруг завтра вы вашей мечты и она скажет свой номер телефона, а он выветрится из головы? «Обидно, ну, обидно», как говорил незабвенный товарищ Саахов.

Что делать, если у вас плохая память?

Рассказывает рекордсмен России по запоминанию:

Так что наладьте свой режим сна и питания, умерьте трудовой энтузиазм, забудьте об алкоголе и сигаретах – и скоро вашим умственным способностям позавидует сам Шерлок Холмс.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Поделиться: