Что должен делать ребёнок в 6 месяцев. Физическое и психическое развитие шестимесячного ребенка

Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

Физическое развитие ребенка в полгода

Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание - малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

Спит карапуз в полгода по 14-16 часов в день, при этом 10 часов он спит ночью, а днем спит 2 – 3 раза по 2 часа. Если ребенок спит днем 3 раза, то самый длительный сон должен приходиться на середину дня, а утром и вечером отдых может быть достаточно коротким.

Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

Показатели роста и веса относительны - они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.


В полгода малыш уже может сидеть самостоятельно, но только если за ним есть вертикальная опора

Психоэмоциональные показатели развития и навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается - не беда, навык разовьется чуть позже.

Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

  1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
  2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней - это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте (рекомендуем прочитать: ). Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
  3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик - он зазвенел, выкинул мячик из кроватки - он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
  4. Карапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
  5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша - это поможет вам оценить развитие вашего чада.

Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность При подтягивании за ручки карапуз присаживется и поднимается на ножки, пытается переступать, опираясь на вю стопу. Пританцовыввает - пружинит на твердой опоре. Подползая и переставляя ручки, передвигается по кроватке (манежу). Переворачивается с животика на спинку. Сидит, но быстро теряет равновесие.
Действия с предметами Манипулирует игрушками, перекладывая их из одной руки в другую. Учится схватывать предметы: сначала находит глазами, затем целенаправленно подводит ручку и берет. Тянет игрушки в рот, "изучая" их не только пальчиками, но и деснами.
Навыки Кушает с ложечки, снимая еду губами. Пьет из чашки (из рук взрослого).
Зрение Развивается острота зрения: малыш изучает объект в деталях, любит мелкие предметы.
Слух Реагирует на интонации, свое имя. Радуется, когда взрослый к нему обращается. Любит музыку - "подпевает".
Эмоции Все больше привязывается к близкому взрослому (маме), появляется настоящая привязанность и любовь. Незнакомцев может воспринимать с тревогой. Общение с близкими обретает ситуативно-деловой характер: малышу нужно, чтобы взрослый вовлекал его в дело, подбадривал, хвалил. Обижеся, если на него не образают внимания или отбирают игрушку.
Речь Произносит отдельные лепетные слоги, а к концу месяца звуков в его лексиконе становится уже около 40, и малыш вовсю лепечет.
Интеллект Все исследует и изучает. Учится узнавать: т.е. соотносит новые впечатления о предмее с теми, что уже знакомы ему. На вопрос "Где…" уже четко отвечает - находит взглядом предмет. Совершает какое-либо действие только лишь для того, чтобы совершить другое, т.е. достичь желаемого - преодалевает трудности.

Поводы для волнения

Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.

Обратившись к врачу в этих случаях, вы получите рекомендации по дополнительным упражнениям с ребенком 6 и более месяцев. Возможно, врач назначит какое-то обследование и лечение.

Прикорм шестимесячного ребенка

Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение - ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей - можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты (рекомендуем прочитать: ). Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.


Овощной прикорм подойдет для тех малышей, которые набрали чуть больше положенного веса или страдают запорами - содержащаяся в овощах клетчатка позволит улучшить работу ЖКТ

Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

Режим питания

Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым - блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков - крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ½ или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

Следите, нет ли у ребенка аллергии на какой-либо продукт. Если появится сыпь или красные пятна, исключите последний добавленный продукт. Проверьте, нормальный ли у малыша стул.

Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

  • 1 кормление - рано утром дают грудное молоко;
  • 2 кормление - поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
  • 3 кормление - днем дают овощное пюре или кашу;
  • 4 кормление - ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
  • 5 и 6 кормление - на ночь и ночью дают только грудное молоко.

Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша - это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное - не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время - относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

К своему первому негласному юбилею малыш уже многому научился и успел переработать огромное количество информации. Его достижениями гордятся родители и родственники, но впереди ещё много важных начинаний и трудных задач, которые ему предстоит выполнить. Кто же, как ни мама и папа могут ему в этом помочь? Но для этого педиатры советуют изучить перечень того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Это скоординирует их усилия, направленные на развития дочери или сына.

За месяц младенец успел набрать почти 650 г веса, и рост его увеличился на 2 см. Наряду с этим, выросла окружность его груди, которая несколько превышает диаметр головки. Его пропорции, меняясь, начинают постепенно, приближаться к пропорциям взрослого человека.

Можно только удивляться, какие метаморфозы произошли с организмом малыша за какие-то полгода:

  1. Шестимесячный малыш всё больше проявляет активность и самостоятельность, и это неудивительно, ведь теперь его ручки и ножки стали более сильными, укрепился позвоночник, большинство деток уже могут садиться без помощи взрослых. Но и это не всё – сидя, детки не падают, сохраняют равновесие, при этом способны манипулировать ручками, захватывая игрушки.
  2. Отличительной характеристикой возраста является полностью развитое зрение. Теперь дети видят также ясно и отчётливо, как взрослые. Это даёт им много преимуществ – они могут наблюдать за окружающими людьми, предметами, их передвижением. Дети хорошо различают обращённые на себя взгляды.
  3. Пищеварительная система младенца тоже подверглась изменениям – теперь в организме малыша активно начали вырабатываться ферменты, которые могут способствовать качественному перевариванию белка, не связанного с материнским организмом.
  4. Ещё одно событие, которое нельзя не упомянуть, это, конечно, прорезывание первых молочных зубок. С этим связаны боль, ночные бдения, и всё же это необходимые для ребёнка органы, ведь теперь и груднички начинают переходить на взрослое меню, и им нужно пережёвывать пищу разной консистенции. Сначала появляются зубы на нижней челюсти, и в связи с этим, у детей усиливается работа слюнных желез.

Ещё одной особенностью детей 6 месяцев является удивительная скорость, с которой они впитывают информацию, поэтому родителям нужно лишь задавать правильное направление способностям своего чада. В психическом и эмоциональном плане шестилетний кроха – это полноценный маленький человек, обладающий индивидуальными чертами характера, и имеющий собственный темперамент.

Развитие ребенка в 6 месяцев достигло той социальной и психоэмоциональной ступени, когда контакт с другими людьми стал для него необходимостью, и теперь малышу придётся уделять ещё больше внимания.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

На шестом месяце у малыша хорошо развиты органы чувств, двигательная функция и начинает формироваться социально-бытовое восприятие и поведение.

Разбираясь, что должен уметь делать карапуз в полгода, следует ориентироваться на то, что умеет большинство детей этого возраста, и перечень этот довольно внушительный:

  1. Что, действительно, многие детки освоили, так это ползанье. При этом, у каждого свой стиль передвижения – одни могут передвигаться на четвереньках, другие, лежа на животе, по-пластунски. Это навык предшествует подъёму малыша на ножки и дальнейшей ходьбе, поэтому является наиболее важным и показательным в развитии ребёнка.
  2. Некоторые детки уже могут вставать, держась за поручни манежа и кроватки, а когда мама или папа берёт малютку за руки, ножки его выпрямляются. При поддержке такие дети даже пытаются переступать ножками, что говорит об очень хорошей физической форме.
  3. Движения ребёнка руками приобрели координацию, он свободно может поднять упавшую игрушку, перекладывает её из одной руки в другую, целенаправленно тянется к заинтересовавшему его предмету, выбирая его из остальных, и внимательно рассматривает.
  4. Интересно, что пятимесячные малыши уже осознают некоторые причинно-следственные связи, так, например, они понимают, что если нажать на резиновую фигурку животного, раздастся пищание, а если потрясти колокольчик, можно услышать звон.
  5. Более осмысленным становится общение ребёнка с окружающими людьми – он отзывается на своё имя, находит глазами предмет, о котором говорят, слушает родителей внимательно, иногда реагируя улыбкой или оживлением на знакомые слова и названия.

Всё, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, это простые, но необходимые для него вещи, которые нужны, чтобы приспособиться к условиям взрослой жизни. И детки в этом возрасте уже стараются применять свои знания и навыки в быту, что, конечно, очень важно для их совершенствования и движения вперёд.

В этом им очень помогает полноценно функционирующее зрение, слух и двигательная активность. Детская речь – это уже не гуление, а самый настоящий детский лепет, состоящий из множества слогов, количество которых пополняется каждый день.

В развитии разнополых детей к шестому месяцу всегда есть некоторые различия. Рассматривая, что надо уметь в 6 месяцев девочке, наверное, стоит, сказать об её речевых навыках, которые развиваются быстрее, чем у мальчиков. Малышки уже произносят такие слоги, как «ма», «ба» и «па», в то время как мальчики ещё гулят.

Другим является по своей природе мальчик, уметь в 6 месяцев он может всё, что касается движения, дети мужского пола, вообще, быстрее начинают ползать, сидеть и ходить. Неодинаково мышечное развитие и поведение детей, но это и не странно, ведь каждый из них идёт своим путём взросления, присущим будущему мужчине и женщине.

Есть ли повод беспокоиться?

Чтобы убедиться, что с развитием младенца всё в порядке, родителям нужно знать, что обязательно должен уметь в полгода здоровый ребёнок:

  • прежде всего, младенец должен поворачивать головку;
  • необходимым считается умение малыша переворачиваться со спинки на живот и обратно;
  • кроха должен уметь сидеть, хотя бы, с поддержкой взрослого;
  • абсолютно нормальным является то, что дитя изучает предметы, беря их в рот;
  • речь ребёнка в шесть месяцев может представлять собой гуление, это важно, так как после этого в ней обязательно начнут проскальзывать и слоги.

В целом, здоровые дети – это неутомимые исследователи, которые проявляют интерес ко всему, что попадается им на глаза. Поэтому отсутствие у ребёнка интереса к окружающим людям и предметам, должно настораживать.

Игры и упражнения для развития

Не существует каких-то узких ограничений в том, что должен уметь 6 месячный карапуз, поэтому родители могут обучать ребёнка самым разным вещам, используя для этого интересные для него игры и предметы.

Но обязательными должны стать занятия с детьми, которые будут способствовать развитию их физического, эмоционального состояния, расширят пассивный запас слов, зрительных и звуковых образов.

Для этого необходимо:

  • проводить с малышом гимнастику, включив в традиционный комплекс упражнений приседания и подъём ножек, а также сидение на ровной плоскости с соприкасающимися стопами;
  • развивать музыкальный слух и правильное восприятие ритма, прослушивая музыку, хлопая в ладоши, используя детские ударные инструменты или обычные пластиковые бутылочки с разным количеством воды;
  • играть с ребёнком в мяч для развития глазомера и координации;
  • проводить не только массаж тела крохи, но и его ручек, пальчиков;
  • давать карапузу для игры разные по фактуре небольшие предметы и мелкие материалы для пересыпания в баночки, контейнеры для совершенствования моторики;
  • чтобы успешно развивалась речь малыша, ему нужно постоянное общение, родители должны рассказывать малышу обо всё, что его окружает, для занятий понадобятся и большие книги со сказками и детскими историями, важно читать детям не только прозу, но и стихотворения.

Играть и обучать ребёнка можно во время купания, прогулок по улице или лесопарку, а если малыш вместе с родителями отправляется в гости, то стоит учить его общению с другими детьми.

Развитие ребенка в 6 месяцев: видео

Полгода – это важный рубеж, переступая который, детки всё более осмысленно воспринимают окружающий мир и его явления. Родители, понимающие, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, не должны пытаться ускорить этот процесс познания, но они могут помочь своему малышу идти правильным путём, развивая его способности и важные человеческие качества.

Еще одна важная веха в развитии грудного ребенка – это 6 месяц жизни. К концу первого полугодия малыш осваивает кардинально новые для него умения – начинает садиться, пытается вставать и передвигаться посредством ползания. Он активно участвует в процессе общения со взрослыми, становятся ярче его эмоции и заметнее особенности характера. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев – читайте далее в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

В среднем вес малыша в 6 месяцев составляет от 7,5 до 9 кг, а рост – 66–68 см. Но ориентироваться следует все также на ежемесячную прибавку в весе и росте: за месяц масса тела должна увеличиться на 400–600 г, а рост – на 2 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 6 месяцев окружность головки составляет 43,5–45 см, а груди – от 45 до 46 см.

Психомоторное развитие

В 6 месяцев у детей появляются новые навыки:

Движения. К концу первого полугодия жизни большинство детей начинают садиться или активно стремятся сесть, хотя их попытки бывают пока еще не полностью успешными: садясь, малыш плохо держит спинку или быстро «заваливается» на бок. Но если ребенок сидеть еще не умеет, это считается вариантом нормы, и специально усаживать его без опоры под спинку нельзя.

К 6-месячному возрасту младенец должен уметь вставать на четвереньки и совершать попытки ползания – в основном на животе, «по-пластунски», но у некоторых малышей может отмечаться уже передвижение на четвереньках с перекрестным переставлением рук и ног. Часть детей активно осваивают такие способы передвижения, как ползание назад, или перемещение с раскачиванием, падением вперед на руки и последующим «подтягиванием» ножек. В полгода многие младенцы начинают вставать у опоры или с поддержкой.

Движения рукой становятся все четче. Ребенок целенаправленно тянется и захватывает игрушку или интересующий его предмет пальчиками и крепко удерживает его, подносит ко рту, к глазам, перекладывает из одной руки в другую, совершает другие осознанные действия с игрушками (нажимает кнопки, тянет за пружинки, крутит и перемещает колечки и фигурки по игровым центрам). Достаточно уверенно он владеет пальчиками, и может захватить мелкие предметы, например, пуговицы.

Полугодовалый малыш хорошо удерживает бутылочку с водой или смесью, может пытаться самостоятельно есть печенье или кусочки фруктов, но вот ложку или кружку с водой удержать и поднести ко рту еще не может.

Эмоции ярко окрашены и активно выражены. На смену происходящих вокруг событий ребенок реагирует сменой настроения и эмоций: плачет, смеется, улыбается, хнычет, требовательно кричит и т.д. В то же время свои желания малыш выражает не только эмоциями, но и действиями – протягивает ручки, когда хочет на руки к маме, хлопает в ладошки и подпрыгивает от радости, падает на спину и «сучит» ногами, когда сердится.

Мышление – малыш знает свое имя и откликается на него, знает названия некоторых предметов, понимает, о чем говорят (даже если этого предмета нет сейчас у него перед глазами). При произнесении названия предмета он оглядывается, пытаясь отыскать его вокруг.

Речь. Полугодовалый малыш лепечет, быстро повторяя самые разные слоги. При повторении слогов «ма», «па» или «ба» может складываться впечатление, что он произносит слово «мама» («папа» или «баба»). Однако это еще не слова, а неосознанный лепет, попытки воспроизведения речи взрослых.

Режим дня

Режим дня 6-месячного младенца существенно не меняется: он бодрствует подряд от 2 до 4 часов, а спит до 14 часов за сутки, и по-прежнему 3 раза днем. Из-за возрастающей активности дети могут плохо спать по ночам, капризничать или требовать, чтобы с ними играли. В таких случаях необходимо нормализовать режим дня, исключив подвижные и веселые игры в вечернее время и заменив их на купание, рассматривание картинок или напевание колыбельных мамой.

Нарушения ночного сна у младенца 6 месяцев могут быть обусловлены и другими причинами: прорезыванием зубов, инфекционным заболеванием, повышенной нервной возбудимостью. Если малыш очень беспокоен по ночам, и при этом днем спит не больше обычного, необходимо рассказать об этом на приеме у педиатра и детского невролога.

Другие вопросы

Питание – в 6 месяцев все дети должны получать прикормы (за исключением тех, кто страдает тяжелыми формами аллергии или заболеваниями желудочно-кишечного тракта). Введение новых блюд при нормальной переносимости продукта проводится достаточно быстро – по 1 новому продукту в 1–2 недели. Следует помнить, что введение нового прикорма не начинают в период прорезывания зубов, перед прививкой или на фоне инфекционного заболевания.

К полугоду в рацион младенца вводятся безглютеновые каши, фруктовые и овощные пюре, яичный желток, печенье, растительное масло. К концу 6 месяца начинают введение мясного пюре.

Меню малыша на грудном вскармливании в 6 месяцев выглядит примерно так:

6.00 – грудное молоко;

10.00 – каша гречневая безмолочная с ¼ желтка;

14.00 – пюре овощное с растительным маслом, грудное молоко;

18.00 – пюре фруктовое, печенье, грудное молоко;

22.00 – грудное молоко.

Как только младенец начинает сидеть, кормить его необходимо на специально выделенном месте – оптимальным вариантом станет стульчик для кормления. Пока он сидит неуверенно, под спинку ему нужно подкладывать подушку, переводя малыша в положение полулежа. Обязательно приучение к столовым приборам – тарелкам, ложкам, чашечкам и поильникам вместо привычных ранее бутылочек.

Игрушки. В 6 месяцев при выборе игрушек для ребенка большое внимание следует уделять их безопасности: младенец вполне способен снять мелкую деталь и проглотить или засунуть ее себе в нос. Для малыша в этом возрасте будут интересны различные развивающие центры, на которых можно нажимать кнопки и клавиши, крутить и перемещать детали. К 6 месяцам нужно знакомить ребенка с пирамидкой, обучая его нанизыванию колец, одновременно проговаривая их размер и цвет.

Для развития ребенка 6 месяцев следует как можно чаще разговаривать и общаться с ним. Обязательно читайте простые стишки малышу, показывайте картинки в книжках, называйте все незнакомые объекты на прогулке. Развивающие занятия (чтение, игра с пирамидкой, кубиками) не должны быть продолжительными – достаточно 3–5 минут, иначе ребенок будет уставать, его внимание станет рассеянным и он не получит никакого удовольствия от занятия.

Не забывайте и о физическом развитии и закаливании малыша: с ним нужно гулять 1–2 раза в день, если позволяет погода (допустимой считается температура в пределах от 10 градусов мороза до 30 градусов жары), в течение минимум 2 часов. Желательно проводить прогулки с ребенком на руках (можно поместить его в слинг), а в коляске во время бодрствования его следует перевозить в положении полусидя, чтобы он мог рассмотреть окружающие предметы и происходящие вокруг события.

Дома с ребенком минимум 1 раз в день нужно проводить гимнастику с элементами массажа и активные игры (упражнения на мяче и т.д.) и поддерживать его стремление ползать, для чего следует предоставить малышу возможность перемещаться по полу. Постоянное пребывание младенца в манеже, в кроватке или на диване затормаживают развитие его двигательных навыков – он должен учиться ползать и вставать на твердой поверхности. Если полы очень холодные, можно на 1–2 часа, во время занятий с ребенком, застилать их одеялом.


Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?

Физиологические изменения

К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.

К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.

Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.

Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.

О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Эмоциональные и речевые изменения

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.

Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.

Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.

У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.

Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.

Сигналы опасности

Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:

  • если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
  • если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
  • не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
  • если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
  • если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
  • малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.

Соблюдение распорядка

Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.

Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.

Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.

Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.

Питание ребенка

Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.

Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.

Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.

У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.

Упражнения и занятия

Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).

Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.

Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.

Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.

Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев малыш впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрасте весят от 7 до 9 кг , а их рост составляет 65-70 см.

На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.

Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно , а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».

В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.

В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.

К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки , в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.

Нервно-психическое развитие

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.

В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.

Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь.

Поделиться: