Что делать, если ребенок отказывается от прикорма. Что делать если ребенок отказывается от прикорма (не ест кашу), и не хочет кушать с ложки

Последнее обновление статьи: 18.04.2018 г.

Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.

А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.

Детский психолог

Введение прикорма – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

По истечении первого полугодия жизни ребенка назревает необходимость во введении иной еды. Содержащихся в молоке полезных компонентов уже недостаточно для полноценного развития подрастающего ребенка. Мамы малышей очень щепетильно относятся к введениям прикормов, строго соблюдая все рекомендации детских врачей. Но что же делать, когда после длительных приготовлений ребёнок отказывается от прикорма? К сожалению, такие случаи неединичные.

Что по этому поводу говорит доктор Комаровский? Посмотрим:

Причины отказа от прикорма

Возможные причины отказа детей от прикорма:

  1. Привычка . Ребёнок привык к своей обыденной пище – грудному молоку или молочной смеси. Данная еда для него привычна и приятна, в то время как к прикорму он относится настороженно.
  2. Невкусно . Большинство самых первых овощных прикормов (брокколи, цветная капуста) имеют специфический вкус и запах, который нравится далеко не всем детишкам. В особенности ощущают эту разницу дети-искусственники, которые ежедневно кушали сладкое молочко, а теперь им пытаются дать некую несоленую безвкусную консистенцию.
  3. Болезнь . Приближающаяся или же наступившая болезнь может испортить аппетит крохе. Когда малыша что-то беспокоит (температура или прорезывание зубов), прикорм его вряд ли заинтересует. К слову, вводить новые прикормы нельзя в момент болезни. После болезни аппетит постепенно восстанавливается.
  4. Неправильное поведение мамы . Уговоры и применение силы остаются в эмоциональной памяти малыша, отчего процесс приема пищи приобретает негативную окраску. Каждый раз применение пищи будет превращаться в трагедию.
  5. Физиологическая неготовность организма к прикормам , вот почему ребенок отказывается от прикорма. Желательно, чтобы пищеварительная система ребенка созрела к принятию прикормов. Примерные сроки такого созревания наступают к 5-6 месяцам, но у некоторых детей этот процесс затягивается из-за индивидуальных особенностей. Таким образом, у организма ребенка нет необходимости в иной пище, поэтому и следует отказ от еды.

Как распознать, что физиологическая готовность уже наступила? На нее указывают некоторые факторы:

  • Ребенок достиг нового уровня в развитии: научился сидеть и держать ложку, пытается пользоваться ею. Теперь он не просто зритель, но и активный участник трапезы.
  • У детей до полугода имеется выталкивающий рефлекс, когда они непроизвольно язычком выталкивают пищу изо рта. Этот рефлекс начинает угасать, когда наступает физиологическая готовность к принятию более густой и твердой пищи.
  • При физиологической готовности еда принимается желудочно-кишечным трактом без особых проблем. Если же прикорм дается слишком рано или же физиологическая готовность не наступила, то у ребенка может проявиться диарея, повышенное газообразование, боли в животике.

Отказ от прикорма при грудном вскармливании

Хотелось бы отметить, что отказываться от прикорма могут как груднички, так и «искусственники», но последние подвержены этому риску в большей степени.

Дети на грудном вскармливании уже знакомы со многими вкусами. Дело в том, что в мамином молоке содержатся нотки вкуса той или иной пищи. Таким образом, на протяжении 6 месяцев ребенок знакомился со взрослой едой. Вводимый прикорм не является для грудничка новинкой, поэтому и принимается им без отказов. Хотелось бы напомнить, что, исходя из рекомендаций ВОЗ, грудное молоко является основным источником питания для детей до 1 года. Прикормы лишь дополняют его. В грудном молоке содержится множество полезных веществ, которые необходимы малышу. В годовалом возрасте около 70% таких питательных веществ должно поступать грудничку именно через мамино молоко, остальные 30% - через прикормы.

Таким образом, не стоит придавать много значения отказу грудничка от прикорма. Даже если ему 9 или 10 месяцев, и он не хочет прикорм, стоит отпустить ситуацию и не заставлять ребенка.

Отказ от прикорма при искусственном вскармливании

Дети на искусственном вскармливании на протяжении 5-6 месяцев получают адаптированную смесь, заменяющую грудное молоко. То есть все эти месяцы грудничок получает питание одного и того же вкуса. Разумеется, ребёнок привыкает к этому вкусу. Прикорм воспринимается им как нечто совершенно новое. Порою «искусственники» с удовольствием знакомятся с кардинально иными для них вкусами, съедая все, что дает мама. Но бывают случаи, когда они не хотят есть прикорм, принимая его за нечто инородное, неестественное. Чаще всего дети-искусственники могут отказаться от пюре из капусты, кислого яблока, рыбы, мяса. При этом сладкие фруктовые пюре им приходятся по вкусу.

Смесь также является основным видом питания ребенка до 1 года. Так что не стоит пытаться полностью перевести малыша на прикормы против его воли! Не нужно расстраиваться и паниковать, если ребенок отказывается от прикорма. Следует продолжать знакомить его со взрослой едой (соблюдая при этом правила введения прикорма). Малыш обязательно привыкнет и полюбит прикормы.

О психологической готовности

Желательно, чтобы ребенок имел эмоционально положительный настрой к процессу еды. Важно в самом начале вызвать интерес ребенка к процессу приема пищи и желание ее пробовать. Когда ребенок начнет получать от еды удовольствие, проблем с отказом не будет, не возникнут они и в последующем. Именно поэтому не нужно бояться сажать ребенка за общий стол. Малыш наблюдает за действиями других членов семьи и сам учится делать так же.

Хороший признак, когда ребенок требует от мамы тот или иной продукт, тянет к нему ручки. Это указывает на психологическую и физиологическую готовность ребенка к еде. Проявляя неподдельный интерес, малыш желает поскорее ощутить вкус желаемой еды. Получив желаемый объект, ребенок тут же успокаивается.

  • Позвольте ребенку немного проголодаться, не кормите его сразу после пробуждения, не давайте грудь. Устраивайте перед едой прогулки на свежем воздухе, а также активные игры в помещении.
  • Добавьте в прикорм немного грудного молока или искусственной смеси (на ранних этапах введения прикорма не рекомендуется). Молочный запах привычной еды привлечет малыша к прикорму.
  • Если ребенок наотрез отказывается от какого-то определенного продукта – не заставляйте его! Можно попытаться смешать нелюбимый продукт с тем, который он ест с аппетитом. Если это не поможет, давайте малышу другие продукты, которые он любит.
  • Не пытайтесь насильно разноообразить меню малыша. Вполне нормально, если каждый день грудничок будет кушать только один вид прикорма. Так же не старайтесь довести объем прикорма до «положенной нормы». Если малыш съедает только пару ложечек, не заставляйте его съедать больше.
  • Что делать, если ребенок отказывается от прикорма? Многие дети с удовольствием едят за общим столом, в компании взрослых. Усаживайте кроху за стол во время семейных обедов. Давайте ему возможность обследовать еду (потрогать, попробовать «на зуб»). В это время покормите ребенка. Малышу старше 10 месяцев дайте ложечку.
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка и не наказывайте его, когда он отказывается от еды! Любые отрицательные эмоции за столом могут привести к систематическому отказу от еды! Атмосфера приема пищи должна быть дружелюбной, приятной.
  • Сделайте перерыв, забудьте о прикорме на 7-9 дней. После этого вновь повторите попытку. Вероятнее всего, результат будет положительным.
  • Ни в коем случае не превращайте еду в театральное представление с игрушками или просмотр мультфильмов. Занятый игрой или просмотром мультиков, ребенок не замечает вкуса еды, машинально заглатывая ее.
  • Постарайтесь придерживаться определенного режима в кормлении. Например, по утрам в одно время давать малышу кашку, а в обед – овощное пюре. Так проще сформировать у ребенка привычку кушать прикорм.

Послушайте советы специалиста о том, что делать, когда ребенок отказывается от прикорма:

Подведем итоги

К сожалению, не все в нашей жизни идет по плану. Четкое планирование графика и меню прикормов часто приводят молодых мам к разочарованиям. Даже если долгое время годовалый ребенок отказывается от еды кроме грудного молока, не стоит паниковать. Со временем он обязательно начнет есть «взрослую» пищу, хотя бы потому, что ни один здоровый человек в мире не может жить без еды. Важно прислушиваться к своему ребенку, предлагать ненавязчиво, действовать последовательно. Тогда маму и малыша обязательно ждет успех!

Мамочка делится своим опытом:

Как быть, если ребенок отказывается от прикорма? Какие существуют риски для организма малыша, недополучающего «взрослой пищи»? Как вести себя маме, чтобы кроха начал есть? Рекомендации педиатров по определению правильной тактики действий.

Большинство мам с нетерпением ожидают, когда малышу исполнится полгода. Ведь в этом возрасте можно вводить прикорм, а значит, порадовать кроху новыми продуктами, заботливо приготовленными блюдами. В этом - суть материнской натуры, проявление любви, эволюционное стремление накормить, которое является вторым по значимости для сохранения человеческого рода после необходимости согреть.

В введении прикорма мама видит новые возможности для проявления ласки и заботы. Поэтому отказ со стороны малыша воспринимается с большим огорчением и даже опаской. При этом педиатры считают, что ничего экстренного не происходит.

Причины отказа от еды

С момента начала жизни ребенок получал вкусное и сладкое грудное молоко или безвкусную, но такую знакомую смесь. И вдруг в какой-то момент ему предлагают совершенно новую пищу. Ее вкус кажется неожиданным, необычным и не всегда привлекает ребенка.

При этом знакомство с новыми продуктами у деток на грудном и искусственном питании происходит по-разному.

  • Груднички знакомы со вкусами пищи. В грудном молоке, которое детки употребляют ежедневно, содержаться вкусовые нотки продуктов, употребляемых мамой. Поэтому при использовании их же в качестве ознакомительного питания риск отказа куда меньше, чем нетрадиционных продуктов для маминого стола. Кроме того грудное молоко содержит пищеварительные ферменты, помогающие пище усваиваться. Если после приема нового продукта у крохи не возникло проблем с пищеварением, он с большим удовольствием будет кушать такую пищу и на следующий день.
  • Искусственники знают только вкус смеси. Считается, что приучить к прикорму искусственника проще, так как он всю жизнь получает пищу «чужеродную». Но здесь не все однозначно. Адаптированная смесь обладает вкусом нейтральным, и, попробовав новый продукт, малыш может его просто «испугаться». Он в любом случае будет более насыщенным, специфичным. Он может показаться слишком кислым (если речь идет о фруктовом ингредиенте) или резким (овощное пюре из капусты, тыквы). При этом на сладкие вкусы малыши обращают внимание быстро, поэтому блюда из сладковатых овощей или промышленные кашки обычно кушают с удовольствием. Таким образом, развивается избирательная любовь к прикорму: незнакомые до этого со сладким вкусом (в отличие от грудничков), искусственники кушают сладкие фруктовые пюре и каши, но отказываются от мясных блюд, рыбы, творога.

Однако тип питания, которое получает ребенок, - лишь единичный аспект, влияющий на его отношение к прикорму. Куда более важными педиатры считают следующие факторы.

Физиологическая готовность к прикорму

Рекомендованные сроки по введению прикорма в шесть месяцев условны. У каждого малыша процесс «созревания» органов и систем происходит индивидуально и с разной интенсивностью. В частности, у деток на грудном вскармливании пищеварительная система становится более стабильной и зрелой для приема какой-либо иной пищи, кроме грудного молока, как раз к полугоду. А вот у искусственников и малышей на смешанном питании этот процесс происходит дольше. Поэтому ранние попытки мамы предложить новую пищу приводят к тому, что ребенок не есть прикорм. Его организм попросту еще не готов к нему!

На физиологическую готовность должны указывать и такие факторы.

  • Малыш свободно сидит, держит ложку. Это важно с той точки зрения, что знакомство с прикормом должно происходить при непосредственном участии ребенка. Он не пассивный «зритель» процесса, он - его активный участник, который учится самостоятельно набирать в ложку пищу, доносить ее до рта, снимать ее губками и пережевывать.
  • Выталкивающий рефлекс уже угас. Примерно к полугоду у деток угасает рефлекс, побуждающий язык выталкивать любую густую и твердую пищу. Это говорит о том, что кроха физически готов к потреблению чего-то иного, чем молоко или смесь. Если все, что вы даете, вызывает рвоту или выталкивается изо рта язычком, вероятно, у вашего малыша угасание рефлекса еще не произошло. И с прикормом следует подождать.
  • Пищеварительная система реагирует нормально. Если употребление новых продуктов вызывает боль в животике ребенка, понос, повышенное газообразование, это говорит не о «нормальной реакции на незнакомую еду», а о том, что вы предлагаете ее ребенку рано, до момента созревания пищеварительной системы. Безусловно, малыш не может проводить ассоциаций дискомфорта в животике с каким-либо продуктом. Но интуитивно отказываться от такой «опасной» еды может вполне.

Если ребенок 6 месяцев не ест прикорм, значит, он еще физиологически не готов к нему. Маме следует подождать и сделать новую попытку через пару недель. Важно делать это лишь в тот момент, когда кроха полностью здоров. Плохое самочувствие при ОРЗ, прорезывании зубов в большинстве случаев служит причиной отказа от еды.

Психологические факторы

Консультанты по грудному вскармливанию уверены, что к прикорму ребенок должен быть готов и эмоционально. Процесс потребления пищи вызывает живой интерес и желание попробовать самому - вот что значит эмоциональная готовность.

В этом случае никаких проблем с употреблением новой еды не возникнет. Более того, ребенок будет хотеть ее кушать и получать от этого удовольствие. Причем разницы в типе питания в данном случае не существует: заинтересовать едой одинаково эффективно можно как грудничка, так и искусственника.

В каких признаках заключается психологическая готовность? Их несколько.

  • Ребенок интересуется едой. Если он сидит у мамы на коленках во время семейной трапезы, то пытается дотянуться до содержимого тарелки и отправить его в ротик.
  • Кроха протестует, когда не получает продукт. Именно продукт, а не столовый прибор или, например, салфетку. Существует большая разница в интересе пищевом, где целью малыша является употребление еды. И в интересе предметном, когда крохе просто хочется повертеть в руках ложку или попробовать на зуб мамину чашку.
  • Ребенок не успокаивается, пока не получит продукт. Его сложно отвлечь от желаемого игрой, другим способом. Даже получив грудь, он вновь возвращается к тому, с чего начал: требует приглянувшуюся ему еду.

Обычно пищевой интерес формируется в том случае, если ребенок с момента освоения навыка сидения регулярно проводит время за общим семейным столом. Когда он изо дня в день наблюдает, как ведут себя за столом члены его семьи, как они кушают разные продукты, как им это нравится, как они общаются между собой, проблема, что делать, если ребенок не ест прикорм, не возникает.

Базовые принципы

Всегда проще не допустить развития негативных явлений, поэтому остановимся на базовых принципах правильного прикорма.

  • Физиологическая готовность, пищевой интерес. Водить новые продукты следует только в том случае, если оба эти фактора наблюдаются у малыша.
  • Малыш здоров. Иногда бывает, что кроха активно кушал один или несколько продуктов, но вдруг ребенок перестал есть прикорм. При этом буквально «повис» на груди, ведет себя необычно, куксится, часто плачет. Причиной тому может служить болезненное прорезывание зубов, плохое самочувствие в результате заболевания, после вакцинации. После выздоровления привычный режим питания восстановится. Нужно лишь дать организму ребенка передышку на это время и не заставлять его есть.
  • Никакого насилия! Правильный прикорм - желанный. Если кроха отказывается от него, значит, у него нет пищевого интереса или в дело вступили физиологические факторы. Заставлять его кушать недопустимо, в противном случае факт приема пищи будет восприниматься им негативно. И проблема «накормить» станет образом питания в вашей семье.
  • Не перекармливайте. Распространена ситуация, когда ребенок начал пробовать какие-то продукты и даже стал хорошо кушать какой-то из них. И мама решает довести его до «рекомендованной нормы», ежедневно готовит 180 граммов пюре или каши и побуждает ребенка непременно съесть все, что было приготовлено. В результате через несколько дней малыш начинает отказываться от понравившейся ранее еды вовсе. И дело не в том, что ему не нравится вкус. А в том, что любимое раньше блюдо приобрело для него негативный окрас: ребенок уже был сыт и не хотел больше кушать, но пришлось по настоянию мамы съесть все, как «указано в нормах».

Существующие нормы, для удобства предлагаемые по месяцам в табличках, - вовсе не руководство к действию. Они дают общие рекомендации, какие продукты и в каком возрасте следует предлагать ребенку. И показывают, больше какой нормы ребенок не должен есть, чтобы избежать перекорма. При этом предусматривается, что в рационе обязательно сохраняются грудное молоко или смесь.


При грудном вскармливании

Что делать, если ребенок отказывается от прикорма при грудном вскармливании или, например, не есть овощной прикорм, ограничиваясь только кашей или фруктовым пюре? Ничего, отвечают консультанты по ГВ.

Согласно рекомендациям ВОЗ, главной пищей малыша до года должно оставаться грудное молоко. Его огромная польза сохраняется и в дальнейшем, до двух лет. Но сейчас, когда кроха не достиг и годовалого возраста, именно молоко служит его основным источником пищи. А любой прикорм, хоть мясной, хоть крупяной, носит ознакомительный характер.

В возрасте года малыш должен получать лишь двадцать пять процентов питательных веществ из сторонних продуктов, а основную массу - семьдесят пять процентов исключительно из грудного молока. Есть данные, что до восьмимесячного возраста молоко мамы покрывает абсолютно все пищевые и энергетические потребности ребенка. Пока вы кормите грудью по требованию, вы можете быть уверены, что ваш малыш обеспечен всем необходимым.

Поэтому даже если ребенок 9 месяцев плохо ест прикорм, расслабьтесь, не нервничайте, и действуйте по обстоятельствам. Нравится ему определенный вид кашки? Хорошо, вот его и кушайте. Попробовали кусочек мяса и выплюнули? Предложите его через неделю, а потом еще раз через неделю.

Восприятие еды формируется у малыша не в один момент. Исследования ученых показали, что склонность к тому или иному продукту возникает, если человек попробовал его достаточное количество раз. Не один и не два, а двенадцать-пятнадцать. Поэтому чтобы знакомство с мясом или, например, творогом состоялось, следует периодически давать его на пробу.

Правильные действия мамы, спокойное и внимательное отношение к потребностям и желаниям малыша дадут свои плоды. Обычно груднички начинают кушать весь спектр рекомендованных им продуктов далеко не в шесть или восемь месяцев, а в год и чуть старше. При сохранении грудного вскармливания это нормально.

При искусственном вскармливании

Конечно, ценность грудного молока для ребенка многократно выше, чем смеси. Но спешить переводить искусственника на взрослый стол также не стоит. До года именно смесь должна служить поставщиком необходимых веществ для его роста и развития, а другие продукты носят лишь ознакомительный характер.

«Не переживайте, если малыш не воспринимает иную пищу, - советует педиатр Татьяна Семенченя. - Получать удовольствие от еды он научится со временем, и только в том случае, если будет видеть достойный пример со стороны родителей. Не настаивайте на новых продуктах, остановитесь на чем-то одном».

  • Не стремитесь разнообразить меню. Нормально, если каждый день кроха будет кушать один вид фруктового пюре или каши. Не давайте его много, пусть количество составляет несколько чайных ложечек.
  • Убедитесь, что пища не горячая и не холодная. Такая обычно не нравится деткам.
  • Придерживайтесь режима. Каждый день предлагайте кашу утром в одно и то же время. А в обед - овощное пюре. Так вы сформируете привычку питаться правильными продуктами.
  • Наблюдайте за вкусами малыша. Обычно детки с удовольствием кушают гречневую и кукурузную каши. Малыши постарше любят овсянку. Одни уплетают кабачковое пюре, а другие кушают овощи в виде супчика. Вкусовые предпочтения являются отражением окружающей среды, в которой живет ребенок. Он с интересом относится к тому, что кушают родные, и с недоверием к незнакомым на вид блюдам.

Если ребенок не есть прикорм до года или объем его очень мал в общем рационе, паниковать не следует. Грудное молоко или смесь остаются основной пищей в этом возрасте. Другие продукты должны приносить ребенку радость, желание их попробовать, что обеспечивается формированием пищевого интереса и правильных пищевых привычек.

Всегда берите малыша за стол, не навязывайте еду, поощряйте инициативу по самостоятельному поеданию блюда. Постепенно он перейдет к обычному рациону вашей семьи. Но случится это ближе к полутора годам.

Распечатать

Поделиться: