Чем играет ребенок в 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

После рождения первенца большинство женщин начинает штудировать интернет в поисках информации. Физическое и психическое развитие малыша - вот что в первую очередь интересует молодых мам. В педиатрии разработаны определённые нормы роста и развития ребёнка в зависимости от его возраста. Норма - всего лишь эталон, правило, идеал и небольшое отклонение от этого эталона допустимо. Каждый малыш индивидуален и на его рост и развитие влияют социальные и генетические факторы. Первые 12 месяцев жизни самые динамичные в психологическом и физиологическом развитии. Каждый месяц грудничок радует маму новыми начинаниями и открытиями.

Особенности физиологии десятимесячного малыша

Рост и вес малыша в 10 месяцев

Ближе к десятому месяцу пропорции тела грудничка уже сформированы и уменьшается ежемесячная прибавка в весе и росте. Если вначале он набирает по 500–700 грамм, то в десятом месяце - не более 450 грамм, а очень активные крохи - 300 грамм. Аналогично и с ростом. Первое время ребёнок вырастает на 2–3 сантиметра ежемесячно, а за десятый месяц его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Росто-весовые показатели десятимесячных девочек по данным Всемирной организации здравоохранения

Росто-весовые показатели десятимесячных мальчиков по данным Всемирной организации здравоохранения

Самые нижние и верхние границы весо-ростовых показателей являются отклонениями от нормы.

Количество зубов у 10-месячных грудничков

К десятимесячному возрасту у большинства детей насчитывается до 6 зубов: 2 центральных резца сверху и 2 снизу, 2 верхних боковых резца.

Расположение и название молочных зубов в ротовой полости ребёнка

Из любого правила есть исключения. Могу сказать, что у моей дочери первый зуб прорезался в 9 месяцев, а в 10 месяцев было всего два нижних центральных резца. И это не считается отклонением от нормы.

Отклонение от нормы - появление зубов в хаотичном порядке (признак рахита и нехватки витамина D).

Сон и бодрствование в 10 месяцев

К десяти месяцам сон крохи становится более продолжительным и спокойным. Для нормального роста и развития десятимесячному ребёнку необходимо 14,5–15,5 часов сна в сутки. Из них один ночной сон, продолжительностью в 10–11 часов и два дневных - по 1,5–2 часа. Планировать распорядок дня необходимо таким образом, чтобы первый дневной сон крохи приходился до обеда, второй - в 3–4 часа дня. Важно, чтобы между вторым дневным и ночным сном разница была не менее 4 часов.

Примерный распорядок дня десятимесячного малыша

На бодрствование в этом возрасте отводится по 4 часа между периодами сна.

Если сарванец слишком активный, ему достаточно одного дневного сна продолжительностью 2,5–3 часа. В случае быстрой утомляемости, двухразовый дневной сон просто необходим для восстановления сил крохи.

Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка

Что должен уметь делать кроха

Любознательность и активность - основные характеристики этого возраста. Малыш активно познаёт мир, появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Особенности физического развития ребёнка:

  • Одни дети в этом возрасте ползают, другие - ходят;
  • Пытается делать первые шаги при помощи взрослых либо держась за опору. При этом ставит ноги на ширине плеч;
  • Самостоятельно садится с лежачего положения, при этом спинку держит ровно. Может достаточно долго просидеть без чьей-либо помощи;
  • Встаёт на ножки, используя в качестве опоры предметы мебели (стулья, бортики кроватки);
  • Сознательно сжимает и разжимает пальчики рук. Может удержать сразу два предмета в одной руке;
  • Больше интересуется маленькими предметами. Захватывает их большим и указательным пальцем руки (в психологии - пинцетный захват);
  • Умеет пользоваться ложкой и пить из кружки;
  • Показывает части лица на игрушке и человеке;
  • Самостоятельно заползает на диван, кровать;
  • Снимает и обратно надевает кольца на пирамидку. Открывает и закрывает шкафчики. Катает машинку, мяч, неваляшку. При помощи одного предмета толкает другой, вставляет стаканчик в стаканчик, складывает игрушки в коробку;
  • Переворачивает страницы книг, журналов. Рвёт бумагу;
  • Танцует, присядает у опоры;
  • Обнимает, тянет ручки.

В 10 месяцев наблюдается доминирование одной ручки над другой. С этого возраста можно определить будет малыш «левшой» или «правшой».

Особенности психического развития в десять месяцев

  • Знает около 20 предметов. По просьбе взрослых может указать на них;
  • Узнаёт голоса знакомых людей;
  • Неосознанно произносит первые слова «па-па», «ма-ма», «ля-ля», «дай», «ба-ба», активно лепечет на своём детском языке;
  • Повторяет мимику, звуки, жесты;
  • Улавливает настроение и тон разговора. Поэтому может расплакаться, когда ругаешься, и наоборот, улыбнуться при поощрении, похвале;
  • Знает как его зовут и реагирует на своё имя;
  • Проявляет интерес к детям;
  • Подражает взрослым: разговаривает по телефону, пьёт из кружки, качает куклу;
  • Машет ручкой «пока» на прощание, качает головкой «нет» или «да»;
  • Играет в «ку-ку» и делает «ладушки».

Основания для беспокойства в 10 месяцев

Каждое дитя индивидуально и его развитие зависит от многочисленных факторов. Но не стоит быть таким беспечным и лучше заметить нарушение в развитии малыша на ранней стадии, чем затянуть с диагностикой и лечением.

Основные причины для беспокойства

  • Ребёнок не реагирует на просьбы родителей подать предмет, указать на него, помахать ручкой на прощание;
  • Не подражает взрослым;
  • Не реагирует на собственное имя и не узнаёт близких людей;
  • Не кивает головой «да», «нет»;
  • Не хватает предметы «пинцетным методом» и не бросает их.

Возможно, перечисленные отклонения - результат особенностей темперамента. Но есть смысл перестраховаться и обратиться за консультацией к невропатологу.

Особенности ухода за десятимесячным грудничком

Основное требование по уходу за малышом - правильный режим дня. Соблюдение режима дня и сна - одно из условий успешного развития крохи, а также залог его хорошего настроения.

Основы гигиены малыша

Правильно начинать день с утреннего туалета лица, ручек, носика и зубов с тёплой водой. Весь процесс умывания можно превратить в игру с забавными песенками и потешками.

Стихи-потешки для проведения утреннего туалета грудничка

Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Л. Луканина

Мы проснулись-потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!

В десятимесячном возрасте ребёнок реже справляет нужду, поэтому памперс необходимо менять по мере его наполнения и перед длительными прогулками в город, поликлинику и т. д. Подмывать его следует после смены памперса тёплой водой, если малыш сходил в туалет по большой нужде, подмывать его необходимо тёплой водой с детским мылом. Нет необходимости купать его полностью каждый день, достаточно 3–4 раза в неделю. Исключение составляют жаркие дни, когда малыш сильно потеет, чтобы избежать покраснений кожи и опрелостей.

Стихи-потешки для весёлого купания малыша

Моем, моем малыша,
Потихоньку, не спеша,
Носит воду черпачок,
Льёт на спинку, на бочок,
На живот, головоньку…
Расти, малыш, здоровеньким!

О. Конаев

Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг, прыг,
в ванне ножкой дрыг-дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

В этом возрасте можно начинать знакомить ребёнка с горшком. Периодически присаживая его в одно и то же время, но не более чем на 10 минут. Если малыш противится и со слезами на глазах садится на горшок, лучше на некоторое время прекратить приучение.

Специалисты, в том числе и доктор Комаровский, считают, что нет смысла начинать приучение к горшку до года. В этом возрасте ребёнок ещё не контролирует процессы наполнения и опорожнения мочевого пузыря. Наиболее подходящее для этого время - 18–24 месяца.

Утренняя гимнастика и массаж. Прогулки на свежем воздухе

Утренняя зарядка и массаж важны для полноценного развития. Но комплекс упражнений нужно согласовать со специалистом в комнате здорового ребёнка.

Зарядку и массаж стоит делать через час после приёма пищи в хорошо проветренном помещении. Ещё одно условие эффективного проведения процедур - позитивно настроенный малыш.

Проветривание комнаты зависит от погоды за окном. В холодную зимнюю погоду необходимы частые, но кратковременные проветривания. В жаркую летнюю - сквозняк как минимум 5–6 раз в день. Просто открытой форточки недостаточно, для того чтобы наполнить комнату необходимым количеством кислорода.

Прогулки на свежем воздухе - залог здорового ребёнка и крепкого сна. Гулять необходимо не менее двух раз по 2–3 часа в день. Во время прогулок чадо активно изучает окружающий мир, общается со сверстниками на игровых площадках и в песочницах.

Песочница - отличный вариант для развития мелкой моторики.

Возможно совмещать прогулки и дневной сон.

Особенности питания грудничка в 10 месяцев: что можно кушать

Материнское молоко (при грудном кормлении) всё ещё важный источник витаминов и полезных веществ для крохи, поэтому его необходимо включать в рацион утром после пробуждения и вечером перед сном.

Существенных изменений в приёме пищи не наблюдается в этом возрасте. Ребёнок может есть практически всю пищу со взрослого стола, за исключением жирного, солёного, острого, жареного. Для детей, у которых прорезались первые зубы, не рекомендуется больше перемалывать пищу блендером, лучше резать на мелкие кусочки, чтобы в итоге малыш учился жевать самостоятельно.

Шестиразовый приём пищи должен включать в себя: злаки, мясо, овощи, фрукты, рыбу, молочные продукты, изделия из пшеничной муки, питьё, сливочное и растительное масло.

Не стоит вводить в рацион крохи продукты, вызывающие аллергию: красную рыбу, цитрусовые, кондитерские изделия с белковым и шоколадным кремом, козье и коровье молоко в любом виде. Чем позже он познакомится со сладостями, тем лучше для его здоровья.

Как развивать и чем заниматься с ребёнком в дальнейшем

Развивающие игры с малышами

Игра - основной вид деятельности десятимесячного ребёнка.

В этом возрасте он может на 10–15 минут увлечься одной игрой или игрушкой и не замечать глаз «восторженной публики». Крохе необходимо разнообразие в общении с новыми людьми, детьми, в смене обстановки.

С ребёнком можно поиграть в следующие игры:

«Ладушки» . Мама поёт песенку и хлопает в ладоши, дочка или сын повторяют:

Ладушки-ладушки!
Где были - у бабушки!
Что ели - кашку,
Что пили - бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Народное творчество

Игра «Ку-ку» . Мама прикрывает лицо руками и периодически открывает со словами «ку-ку». Ребёнок повторяет те же действия.

Игра на развитие памяти «Найди предмет» . Мама на глазах у ребёнка прячет один из предметов, находящийся на столе в коробку с другими игрушками и он должен достать именно его.

Можно спрятать будильник под подушку и попросить найти его, ориентируясь по звуку.

Ребёнку очень нравится переливать жидкость из одной ёмкости в другую (можно заниматься этим во время купания).

Игра «Дочки-матери» . Малыши укачивают кукол, кормят их с ложечки и дают пить с кружечки. Умывают, купают, раздевают, стараются одевать.

Игра. Мама с папой располагаются друг напротив друга на небольшом расстоянии с вытянутыми руками и зовут малыша. Таким образом он учится делать первые шаги.

Эта игра актуальна лишь для детей, которые готовы учиться ходить: уверенно стоят и ходят у опоры. Родители не должны помогать своим крохам, а тем более стимулировать этот процесс.

Когда мы провоцируем процесс ходьбы, то чаще всего развивается не совсем правильное формирование скелета, идёт нагрузка, особенно если ребёнок тяжёленький, на ножки и получаются деформации. Очень часто страдают мышцы, связки, особенно голеностопного сустава. Поэтому как только организм готов, как только готова центральная нервная система к вертикализации, ребёнок это делает самостоятельно.

Тимур Гришин, врач-ортопед

Программа «Бэби Бум. Первые шаги»

«Изучаем животных. Что говорит котик?» . Показываем картинки с животными, имитируем их голоса. Ребёнок повторяет. Одновременно изучаем части тела.

Для развития мелкой моторики можно перекладывать мелкие предметы с одной посуды в другую, рисовать пальчиковыми красками, водой, просить передать какой-либо предмет.

Важно, учить ребёнка помогать маме собирать игрушки после игры!

«Разговор по телефону» - одна из любимых игр детей. Дети быстро улавливают действия, мимику, жесты других людей и повторяют за ними.

Десятимесячный малыш с большим интересом рисует пальчиковыми красками, лепит из пластилина и солёного теста примитивные фигурки.

Фотогалерея. Развивающие игры с десятимесячными детьми

Ребёнок повторяет движения рук мамы Десятимесячные малыши любят ухаживать за своими игрушками Игра подходит только для детей, которые готовы сделать первые шаги Одна из любимых игр малышей Ребёнок познаёт окружаюший мир при помощи красочных книг с картинками Дети подолгу могут переливать жидкость из одной посуды в другую Бобовые - оптимальный вариант для развития моторики десятимесячного грудничка Телефон - одна и любимых игрушек грудничков

Развивающие игрушки для десятимесячных грудничков

Начиная с десятого месяца грудничок всё активнее проявляет интерес к игрушкам. Но не все игрушки будут одинаково интересны и полезны для психического и физического здоровья крохи.

Для развития мелкой моторики рук десятимесячному малышу стоит предложить :

  • (от англ. busyboard) - развивающие доски с кнопочками, замками, шнуровками, розетками, выключателями, дверными ручками. С помощью такой находки ребёнок познаёт суть вещей и приспособлений каждодневного использования, а мама может 10–15 минут позаниматься своими делами. Бизиборд - полезная и интересная игрушка для развития мелкой моторики рук;
  • Бусины, пуговицы, бобовые, макароны . Можно разбросать мелкие предметы по полу и попросить собрать их в определённую ёмкость. А также возможен вариант перекладывания этих предметов из одной мисочки в другую;
  • . В две миски набрать небольшое количество воды и в одну из них положить шарики. Когда шарики немного увеличатся в объёме, попросить выловить шарики с воды и переместить в другую миску;
  • и вкладыши;
  • Пирамидка, матрёшка, мяч, кубики, стаканы-вкладыши;
  • . Смысл игрушки, чтобы продеть верёвку сквозь все отверстия;
  • Игрушечные музыкальные инструменты с клавишами и кнопками.

Фотогалерея. Игрушки для развития мелкой моторики рук

Бизиборд можно купить, а можно сделать своими руками из подручного материала
Играть мелкими предметами необходимо только под присмотром взрослых
Ребёнку нравится класть маленькие предметы в большие Вкладыши можно сделать своими руками из обыкновенной коробки Малыш с большим интересом пытается строить и рушит пирамидки
Суть игры - собрать все предметы на ниточку Помимо мелкой моторики, развивается музыкальный слух

Для детей, которые пытаются делать первые шаги, необходимо развивать моторику ног. Для этого используют массажные дорожки, которые формируют правильный свод ступни крохи, улучшают кровообращение, развивают мышцы, суставы и координацию движений.

Используются для профилактики плоскостопия

Ребёнок, который готов к ходьбе, цепляется за все предметы, чтобы приподняться и дойти до намеченной цели. Каталка-ходунок - помощник малыша при освоении ходьбы. При помощи каталки ребёнок свободно перемещается по квартире, держась за ручку. Благодаря всевозможным игрушкам и кнопочкам, которыми оснащено это приспособление, это ещё и развлекательная и развивающая игрушка.

Использование каталок противопоказано детям с

  • Рахитом;
  • Нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Гипертонусом ног.

Перед покупкой каталки-ходунка следует проконсультироваться с врачом

Из личного опыта могу сказать, что моя дочь научилась ходить благодаря машинке-толокар. Держась сзади за ручку, моя малышка следовала за машиной вперёд.

Малыш садится на машинку и передвигается, отталкиваясь ножками

Развитие ребёнка в 10 месяцев: видео

Доктор Комаровский о развитии крохи в этот период

Комаровский считает, десятимесячный возраст очень интересным и познавательным для маленького человечка. Ребёнок начинает интересоваться новыми игрушками и осваивает новые виды деятельности.

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу «прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать», это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно «если рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно.

Комаровский Е.О.

Основные достижения ребёнка в десятимесячном возрасте по Комаровскому:

  • Развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев;
  • Научился рвать бумагу;
  • Появляется желание «строить», складывая один маленький кубик на другой;
  • У ребёнка появляется понятие, как должны выглядеть предметы. Если подать ему чашку вверх дном, он повернёт её и возьмёт правильно;
  • Заметны признаки, свидетельствующие о том, что у ребёнка появляется понятие о постоянстве величин.Большую собаку он испугается, а с маленькой будет играть);
  • Ребёнка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую по размеру, издавая при этом недовольные звуки;
  • Появляется способность разрешать задачи «за» или «в»;

Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.

Комаровский Е.О.

http://lib.komarovskiy.net/desyat-mesyacev.html

  • Проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых ещё нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Видео «Ребёнку 10 месяцев. Развитие и уход»

Помогайте ребёнку изучать окружающий мир, побольше читайте, играйте, пойте песенки. Не сравнивайте своих и чужих детей. Каждый ребёнок индивидуален.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Десятимесячный малыш – это маленькая формирующаяся личность. Проявления характера заметны во всем: ребенок хочет быть самостоятельным, сосредотачивается на каком-либо деле и возмущается, когда ему мешают. Развитие ребенка в 10 месяцев очень стремительно –мамы порой не успевают фиксировать новые достижения за день и обсуждать их на форуме – столько их много.

Успехи малыша в 10 месяцев:

  1. Обычно к этому возрасту у ребенка уже есть как минимум 4 зубика. Но этот процесс индивидуален – не стоит волноваться, если их еще нет.
  2. Малыш самостоятельно стоит в кроватке, держась за бортики. Может приседать и подпрыгивать в ней, передвигаясь по периметру.
  3. Малыш способен пользоваться несколькими предметами сразу: например, подталкивать палочкой мяч.
  4. Повторяет движения взрослых. С интересом исследует содержимое шкафчиков и комодов, открывая и закрывая дверца.
  5. Умеет сам слезать из дивана, попой вперед.
  6. Если поддерживать его за ручки, может передвигаться и стоять.
  7. Самостоятельно садится из положения стоя.
  8. Хорошо развита мелкая моторика рук, освоено щипковое хватание.
  9. Умеет ползать по пластунски.
  10. Повторяет слова мамы и папы, реагирует на шутки и стихи.
  11. Активно использует жесты в общении: машет ручкой на прощание, протягивает ручки навстречу.
  12. Ищет общения с другими детьми.

Навыки и реакции ребенка:

  • Если поставить малыша рядом с диваном или креслом, то он может сам стоять минимум минуту.
  • Поставив ребенка и протянув к нему руки, можно увидеть, как он схватится за них и встанет.
  • Если положить кроху на спину, он должен самостоятельно сесть.
  • Если дать малышу куклу, то он будет с интересом осматривать ее отдельные детали, дотрагиваясь до них пальцами: к носу, глазам, рту игрушки.

Кормление ребенка в 10 месяцев

Прикорм в этот период отходит на задний план или вовсе отсутствует. Малыш преимущественно питается обычной пищей. Сколько должен есть десятимесячный ребенок? Доза на день – это до 700 грамм молочных продуктов.

За одно кормление он съедает в среднем 200 грамм пищи. Грудное молоко дается на ночь. После кормления можно давать пить по 50 грамм сока или воды.

Если ребенку давать мало жидкости, то у него может появиться запор. Еда должна быть приготовлена на пару или сварена. Можно давать целые кусочки вареных овощей или мягкие фрукты, чтобы стимулировать жевание.

Слишком сильно измельчать пюре не стоит — можно просто разминать его вилкой. Меню должно состоять из натуральных продуктов без консервантов и красителей.

Уход и здоровье малыша

Физическое развитие в 10 месяцев позволяет приучать ребенка к порядку. Он сейчас уже достаточно активный, чтобы научиться убирать за собой игрушки. Нужно подавать ему пример, складывая их на место и прося малыша помочь.

Обязательны прогулки с ребенком, не менее двух часов в день. Нельзя перегревать малыша, одевая его слишком тепло. В этот период он уже может ходить на носочках или на цыпочках, говорить слова, рассматривать картинки и книги. Можно понемногу приучать кроху к горшку, хваля его за успехи в течение дня.

Психическое развитие ребенка

У малыша может появиться любимая игрушка, с которой он не захочет расставаться. Ему нравится определенная музыка, под которую он будет танцевать, притопывая ножками. Иногда чрезмерно активный малыш, может кусаться или щипать лицо взрослого или другого ребенка. Не нужно кричать на него, даже если он бьет кого-либо. Следует спокойным тоном объяснить, что этого делать нельзя. Именно сейчас формируется личность маленького человека и излишне строгое отношение к нему может быть чревато комплексами в будущем.

Что еще может делать малыш в 10 месяцев

  • Выполнять указания: «дай», «возьми», «обними».
  • Говорить по слогам: та-та, ба-ба, ма-ма.
  • Имитировать звуки.
  • Называть предметы на своем языке.
  • Баловаться с языком и слюной во рту.
  • Запоминать положение предметов.

Он начинает понимать, где и что лежит, и не так пугается, когда мама уходит, ведь уже понимает, что она вернется. В это время формируется раннее ассоциативное мышление малыша.

В какие игры можно играть с ребенком?

Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:

  1. «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
  2. «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
  3. «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.

Сон ребенка в 10 месяцев

В этот период общий сон составляет до 15 часов в сутки. В отличии от грудничка, который спит около 20 часов, малыш десяти месяцев отроду днем много бодрствует и с интересом познает мир.

Сон днем

В таком возрасте малышу нужно спать два раза днем по 1,5 часа. Если дневной сон займет больше времени, тогда малыш будет плохо спать ночью.

Сон ночью

Ночной сон малыша в 10 месяцев должен занимать минимум 10 часов. Иногда малыш просыпается 2-3 раза за ночь. Кормящие мамы должны прикладывать малыша к груди в период с 5 до 9 утра.

Сейчас можно выработать особый ритуал сна и придерживаться определенного времени для сна. Тогда ребенок заметит последовательность действий и сможет засыпать впоследствии самостоятельно.

Показатели веса и роста у детей в 10 месяцев

Мальчики и девочки развиваются по-разному. К 10 месяцам рост мальчиков составляет 69-75 см, вес – 7,5-11 килограмм. Девочек – рост 65-70, вес – 7,5 -10,1. Такие параметры являются рекомендованными, но все зависит также от наследственности малыша. Показатели могут варьироваться в ту или иную сторону.

Развитие мелкой моторики рук

  • Игры в песке или снегу с совком, граблями, формочками.
  • Рисование пальчиками по песку или манке.
  • Откручивание крышечек на бутылках.
  • Перебирание камушков или макарон.
  • Пересыпание крупы из одной емкости в другую.

В процессе нужно следить, чтобы ребенок задействовал обе руки. Это стимулирует одинаковое развитие обоих полушарий мозга.

Если малыш упал

Ребенок в 10 месяцев непоседлив и может залезть под стол, кровать или в любое самое неожиданное место. Поэтому падения и ушибы для него, это обычное дело. Даже самая внимательная мать может не уследить, и ребенок ударится. Если малыш упал с дивана и ударился головой, не нужно паниковать.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 10 МЕСЯЦЕВ?

Ребенок уже так увлекается своей игрой, что порой даже не замечает окружающих и происходящего вокруг. Его действия становятся все сложнее и сложнее. Кроме того, ему нравятся совместные игры, основанные на передаче предметов друг другу.

Физическое развитие и двигательная активность ребенка десяти месяцев

Малыш настолько освоил ползанье, что с легкостью преодолевает небольшие препятствия, проворно передвигаясь по дому. И если раньше он боялся потерять маму из виду, то теперь он может заползти даже туда, откуда ее не видно. В путешествие по дому он берет любимую игрушку, которая обеспечивает ему чувство безопасности вдали от мамы.

Передвигаясь на четвереньках, карапуз может высоко поднять одну руку вверх, чтобы взять заинтересовавший его предмет, раскачиваться в разные стороны и не терять при этом равновесия. Сидит самостоятельно уже довольно долго, а потянувшись за игрушкой, не заваливается на бок и не падает. Все чаще в процессе игры он принимает вертикальное положение, стоя на коленях или на стопах и опираясь на предметы мебели. Держась за опору одной или двумя руками, он шагает вдоль нее приставным шагом.

Может производить с предметами разнообразные действия, как по собственной инициативе, так и по про-сьбе взрослого: открывает и закрывает крышки коробочек, вынимает предметы из емкости, кладет их обратно, складывает игрушки в одном месте, разбрасывает все в разные стороны, катает мячик и так далее. Если раньше малыш только опустошал содержимое ящичков, то те-перь ему интересно складывать предметы назад в коробку, хотя и в совершенно другом порядке. Также карапузу нравится наблюдать за падением предметов. И он может целенаправленно отпускать из рук игрушки, внимательно следя за их падением.

На этом этапе начинает проявляться право- или леворукость ребенка.

Полезные советы мамам десятимесячного малыша

1. Можно уже купать малыша, просто усадив его в детскую ванночку.

2. Для занятий ребенка приобретите специальный детский стульчик и столик, соответствующий росту.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка в 10 месяцев

Важное достижение этого возраста — формирование у ребенка понятия о постоянстве величин и пространственного расположения предметов. Он уже понимает, что вещи всегда одного и того же размера и не становятся меньше, если смотреть на них издалека, хотя так они кажутся маленькими. Также карапуз знает, как должны выглядеть предметы. Поэтому он может узнавать их, видя только часть. Кроме того, он знает, как вещи должны правильно располагаться в пространстве — ставит машинку на колеса, чашку на донышко, куклу на ноги. Начинает понимать, что предметы могут находиться за преградой, даже если он их видит через прозрачное стекло. И для того, чтобы их достать, необходимо преграду обойти.

Ребенок уже может ожидать определенные звуки от определенных людей или предметов. Если же он слышит дру-гие звуки, то искренне удивляется. Он понимает запретные слова и замирает, когда их слышит. Знакомых людей он может узнавать по голосу.

В этом возрасте появляется ревностное отношение к своему ближайшему окружению. Если кто-то из членов его семьи начинает обращать внимание на другого ребенка, то карапуз может учинить настоящий скандал. Хотя обычно он довольно дружелюбен и общителен.

Полезные советы мамам 10 месячного ребенка

1. Старайтесь разнообразить обстановку, в которой находится и играет малыш. Берите его с собой в гости, на прогулку, в магазин, в парк.

2. Все члены семьи должны выделять время для игр с малышом.

3. Если у него что-то не получается, не помогайте сразу. Давайте время для само-стоятельного решения задачи. И только когда терпение малыша на пределе, ненавязчиво спокойно объясняйте.

4. Позволяйте ему рвать бумагу. Предоставьте на «растерзание» старые журналы, тетради или обои, но не до-пускайте, чтобы он засовывал кусочки в рот.

5. Давайте малышу в качестве игрушек матрешки, вкладывающиеся одна в другую, пирамидки, кубики.

6. Играйте с малышом в игру «делай, как я» — ребенок повторяет за вами простейшие движения, сопровождаемые речевой инструкцией, а вы его хвалите при правильном их выполнении.

7. Позволяйте ребенку рисовать цветными мелками на доске, стене, асфальте.

ИТОГИ ДЕСЯТОГО МЕСЯЦА

Малыш стал очень энергичным и расторопным. В процессе игры он довольно резво «гоняет» по комнате на четвереньках. Довольно успешно справляется с простейшими задачами, выполняет много команд, хорошо запоминает события. Шире стал и его речевой диапазон.

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Интеллект

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи - любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев - «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи -это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев -удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде - 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак - каша, обед - мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина -двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.

Поделиться: