Чем хороша песочная терапия для детей. Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Наверное, каждый из нас в детстве играл в песочнице. Мы строили настоящие замки из песка, создавали песочные "торты" или просто делали различные фигурки. Но мало кто задумывается над тем, что такой игрой дети выражают свое отношение к миру и скрытые эмоции. Сегодня ученые разработали целое направление, которое носит название "песочная терапия". С ее помощью можно помочь не только разобраться в эмоциональном мире детей, но и помочь взрослым найти себя.

Что такое терапия песком

Така техника является одним из методов арт-терапии, поэтому вместо лекарств и таблеток она использует творческое мышление человека и его воображение. Работу с таким материалом, как песок, относят к способам детского самопознания . Этот материал был выбран для терапии неслучайно. Человек веками использует его для обустройства и построения. Во время игры с песком пациент может пережить целую гамму разнообразных чувств.

Песочная терапия относится к проектной психотерапии и является одним из самых действенных ее методов. Ее основателем считается Карл Густав Юнг, который в XX столетии обратил свое внимание на то, как игра с песком действует на детей и взрослых с психическими расстройствами. Именно он первым начал применять данный метод для коррекции их поведения. Чуть позже Юнг описал его. Это метод начали называть "юнгианским " и сегодня он занял свою нишу в практической психологии.

В 40-х годах прошлого века Шарлотта Бюлер разработала в Швеции "тест мира". Именно из него появилась современная игра в песок с терапевтическим эффектом.

Песочная терапия отличается несомненным эффектом, с ее помощью можно добиться положительных результатов в лечении некоторых психосоматических расстройств у маленьких пациентов. Кроме того, играя в песок, дети дошкольного возраста получают хорошее подспорье для развития умений и навыков.

Какие возможности предоставляет эта методика

Согласитесь, игра в песке является очень приятной. Она дает крохе следующие преимущества и возможности:

  1. Успокоение и расслабление . Даже если ребенок будет просто пересыпать, просеивать песок это уже подействует на него успокаивающе. Попробуйте сами запустить руки в этот материал и вы заметите, что проблемы исчезают.
  2. Развитие творческих идей и самовыражение . Такая игра поможет малышу самовыражаться, развить воображение и творческое мышление. Тем более, если у крохи что-то не получилось с первого раза, на "песочном листе" можно запросто все переделать. И это выгодно отличает его от бумаги и красок.
  3. Ребенок может высказать все, что он чувствует . Именно в песочнице малыш может прожить все свои чувства, выложить их без опасения. Следует понимать, что не все дети умеют делиться тем, что у них на душе, рассказывать о своих переживаниях. Такая терапия помогает родителям лучше понять свое чадо. Да и ребенку станет легче на душе, ведь эмоции уже выражены, пусть и в игре.
  4. Развивается фантазия, мелкая моторика и речь . Благодаря таким играм дети отлично развиваются. Кроме того, они помогают в развитии говорения, поэтому часто используются логопедами. Во время игры малыш будет учиться говорить, а дошкольник уже расскажет, что создает.
  5. Диагностика различных проблем . Благодаря такой терапии можно вовремя диагностировать проблемы в развитии малыша. Если грамотно построить игру, то родители или психолог смогут увидеть ответы на те вопросы, которые их интересуют, понять причину тревог и страхов малыша.
  6. Развитие . Песок идеально подходит для развивающих игр. Здесь ребенок может научиться писать, читать, разговаривать, различать предметы, цвета, формы.
  7. Проведение мягкой психокоррекции . Опытные специалисты могут с помощью обычной игры в песке мягко скорректировать поведение ребенка в лучшую сторону. Также благодаря ей можно решить многие психологические проблемы: фобии, тревоги, страхи.

Кроме того, игры в песочнице - это просто приятное и интересное времяпровождение, которое точно понравится детям.

Что необходимо для игр в песочнице

Для этого вида терапии необходимо взять обычный деревянный ящик с голубым или синим дном. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, так как в процессе игры ребенок может намочить песок. Обратите внимание, что габариты должны соответствовать количеству детей. Например, для 1-3 детей подходит ящик размером 50 см - 70 см - 8 см. Именно такие габариты ребенок любого возраста может без проблем охватить зрением. Дно создается голубым , так как оно символизирует небо или воду. Кроме того, эти цвета являются успокаивающими. Лучше всего, чтобы ящик был изготовлен из дерева.

Засыпьте ящик песком на две трети. Обратите внимание, что материал должен быть чистым. Обычно используется морской или речной песок. Помните, что он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Подберите небольшую коллекцию маленьких игрушек (не более 8 см). Это могут быть миниатюрные человеческие персонажи или куклы, животные, предметы домашнего быта, добрые и злые сказочные персонажи, мультяшные персонажи, сувениры и украшения, природные материалы (цветы, ветки, листики).

Многих родителей интересует вопрос, можно ли реализовать все функции песочницы в домашних условиях. Если мама не является профессиональным психологом, то, скорее всего, нет. Ведь вам будет сложно объяснять и интерпретировать картины, созданные вашим малышом . Но вы можете без проблем провести развивающие или обучающие игры.

Также постарайтесь позаботиться о том, чтобы малыш мог без проблем подойти к песочнице. Можете поставить рядом с ней маленький стульчик, ведь кроха не должен думать над тем, как добраться до песка.

Основные занятия и программы

Если вы уже подготовили песочницу и теперь думаете над тем, во что же можно в ней играть, эти рекомендации вам точно помогут. В детских садах и специальных центрах развития уже продуманы особые программы для песочной терапии. Для дома подойдут самые простые занятия.

Проигрывайте любимые сказки . Это первое, что может прийти на ум в песочнице. Вы можете отыгрывать уже знакомые сюжеты или же придумывать свои. Так вы сможете помочь малышу развивать его фантазию, воображение и мышление. Постарайтесь задавать вопросы по сюжету, на которые ребенок должен ответить, продолжая сказку самостоятельно. Если у него есть любимая сказка, можете попробовать проиграть ее, но придумать свою концовку.

Изучайте разные материалы . Это простая, но очень важная для развития ребенка игра, для которой вам не понадобится ничего, кроме самого песка. Вы можете изучить с крохой свойства этого материала (холодный, теплый, влажный, сухой, шершавый, гладкий). Если рисовать на песке геометрические фигуры, можно объяснить ребенку их отличия. Если добавить разноцветные игрушки, можно изучить их цвета.

Дождь из песка . Это отличная возможность начать знакомство ребенка с материалом. Благодаря этой игре малыш сможет расслабиться, замедлиться (для энергичных детей), успокоиться. Такая неспешная и приятная игра точно принесет только положительные эмоции.

Угадывание предметов . Такое упражнение очень полезно, так как развивает воображение и тактильные ощущения. Заройте в песок несколько небольших предметов и предложите крохе вытаскивать их с закрытыми глазами, а потом угадывать, что это за предметы.

Игра "Ветер" . Это упражнение подходит для детей постарше. Дайте малышу соломинку. Один ее край пусть он опустит в песок, а затем подует.

Выучите буквы и слова . В песке любое занятие по изучению букв и новых слов будет интересным и захватывающим. Выложите любое слово и предложите малышу прочитать его. Затем пусть ребенок закроет глаза, а вы зароете буквы внутрь. Теперь ребенку нужно их отыскать и снова составить слово.

Строительство . Это, пожалуй, самое любимое занятие детей и взрослых. Ведь в песочнице можно строить все что угодно - замки, домики, куличи, фигурки. Малыш может пользоваться природными материалами или куклами, а также мочить песок и создавать фигуры из формочек. Здесь работает фантазия и образное мышление.

Как терапия песком помогает справиться с проблемами

Большинству детей сложно передать словами свои чувства, рассказать взрослым, что их волнует или беспокоит. Но если малыша длительное время снедают страхи, появляются проблемы: тик, заикание, агрессивное поведение. Такие заболевания среди специалистов называются психосоматическими. Медикаментозные методы не помогают в их лечении, а вот арт-терапия вполне может справиться. Благодаря песку и игре с ним дети могут спроецировать свои переживания, показать внутренний мир, излить душу. А взрослые могут расшифровать поведение малыша и помочь ему справиться с проблемами.

Акценты детской песочной терапии

Как правило, каждый сеанс включает в себя три основных этапа:

  1. Создание проблемы.
  2. Борьба.
  3. Разрешение проблемы.

На первом этапе малыш постепенно переживает свое беспокойство, освобождаясь от него. Психологи говорят, что ребята часто хватают фигурки, а потом бросают их на место, зарывают, закапывают, сопровождая все это репликами на эмоциях . Но с течением времени у ребенка появляется некий сюжет. И вот тут и завязывается борьба.

В сказочный мир детям проще перенести свои беспокойства, страхи, фобии, недомогания, агрессию, обиды. Поэтому часто в песочнице разыгрываются настоящие битвы и сражения. Герои могут убивать друг друга, но это происходит не потому, что малыш является жестоким. Таким способом он пытается избавиться от напряжения внутри себя.

На конечном этапе всегда появляется смелый, добрый герой, который обязательно всех спасает. Песочный мир приобретает мир и покой. Все становится спокойным и нормальным. Фигурки теперь могут жить своей обычной жизнью. Такая концовка - разрешение конфликта, который был внутри ребенка. При этом стоит понимать, что "игра" может продолжаться не один день. Только малыш может сам определить, когда занятие закончено.

Противопоказания

Несмотря на то что песочная терапия является эффективным и действенным методом, она рекомендована далеко не всем. Существует ряд противопоказаний:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Эпилепсия или шизофрения.
  3. Обостренное чувством тревоги.
  4. Невроз и навязчивые состояния.
  5. Аллергия на мелкие частицы или пыль.
  6. Кожными заболевания.
  7. Проблемы с легкими.

Обратите внимание, что к специальной песочной терапии допускаются дети от трех лет.

Психотерапевты заметили свойства песка, позволяющие нейтрализовать отрицательную энергию человека, как бы вбирая её в себя. Этот сыпучий материал помогает психике высвободить внутренние конфликты, расслабиться. Песочная терапия для детей и взрослых применяется довольно успешно, позволяя решить многие проблемы.Для эмоциональной сферы детей такой метод имеет наибольшую актуальность, ведь можно одновременно лечить, развивать и развлекать ребёнка.

Кому подходит песочная терапия?

Песочная терапия для детей полезна в любом случае, даже при отсутствии каких-либо показаний. Но особенно необходима она в следующих случаях:

  • у ребёнка имеются страхи и часто возникает тревожное состояние;
  • присутствует задержка психического развития;
  • вы замечали нервные тики или диагностирован невроз;
  • неадекватное поведение (в виде агрессии или гиперактивности);
  • низкая самооценка;
  • напряжённое отношение со взрослыми (родителями, учителем, воспитателем или одноклассниками);
  • депрессивные состояния, замкнутость, мысли о суициде;
  • ребёнок перенёс насилие или другую психологическую травму

Малыши не всегда могут сформулировать чувства и эмоции, которые они переживают. Поэтому песочная терапия и игры для детей младшего возраста имеют большое значение.

Цели

Цель песочной терапии – ненавязчиво помочь освободиться от всего, что беспокоит и волнует ребёнка. Его самооценка повышается на подсознательном уровне, что в некоторых случаях делает данный метод коррекции психического состояния незаменимым.

Для детей до третьего года жизни песок может использоваться на развивающих занятиях. Нужно изучить цвет, состав, форму, что будет, если налить воды. Впрочем, более взрослый ребёнок может использовать этот материал в творчестве, развивая свою фантазию.

Что нужно для терапии

Вам понадобится непосредственно сам материал (не менее 3 килограмм) и песочница.
Приобрести песочек для занятий и творческой деятельности можно в большинстве магазинов с игрушками, зоотоварами, а также товарами для рукоделия.

Там же можно поискать и песочницу. Выглядит она как небольшой короб (примерно 70*50 см и 10 см высотой) из хвойных пород дерева. Нередко можно встретить и песочницу из пластмассы. Если по каким-то причинам купить её не удалось, то не нужно расстраиваться или тем более отказываться от занятий данной терапией. Сделайте короб самостоятельно, либо возьмите самую большую посуду (тазик), которая имеется у вас в доме. Летом песочная терапия для детей дошкольного возраста может проводиться на улице (в песочнице на детской площадке).

Для более старшего (школьного) возраста будет интересен специальный песочный стол с подсветкой. На нём можно рисовать разнообразные картины, делать надписи при помощи пальцев рук. Такая терапия – это не только огромная польза для психического и эмоционального здоровья ребёнка, но ещё и развитие фантазии, творческих способностей.

Если такой стол вам не по карману, то можно приобрести обыкновенный ватман. Закрепите его края, чтобы не скатывался в рулон и высыпьте около килограмма сухого песка. Импровизированная песочная анимация готова, можете приступать к рисованию.

Какой песок нужен для терапии

Строгих правил для того, каким должен быть материал для песочной арт терапии для детей нет (сгодится даже манная крупа). Главное – отсутствие различных примесей. Поэтому если вы решили заготовить самостоятельно речной песок, то обязательно нужно его просеять. Также не забудьте тщательным образом просушить. Чем мельче материал для занятий, тем лучше (особенно если дети младше 2 лет).

В идеале для работы с детьми раннего возраста используется кварцевый песок с наименьшей фракцией до 0,3 (рыжий, светло-жёлтый или белый). Материал может быть влажный или сухой.

Занятия, упражнения

В работе с детьми можно придерживаться какой-то определённой программы, либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребёнка с песком.

Предложите сделать небольшие упражнения:

  1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.
  2. Теперь выполните с ребёнком задание «змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.
    Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки. Затем пусть медленно высыплет обратно в песочницу.
  3. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.
  4. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребёнку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.

Работа может проводиться как с группой детей, так и индивидуально. Песочная терапия подходит для любого возраста, даже если малышу нет ещё и года. Различные упражнения позволяют тактильно почувствовать сыпучий материал и оценить его свойства.

Лучше, если программа подбирается индивидуально. Ведь на первых занятиях педагог-психолог изучает проблемы, имеющиеся у маленького пациента, а они могут быть разными внутри одной группы. Впрочем, терапия песком полезна для всех: детей с зпр, инвалидов, гиперактивных малышей и депрессивных подростков.

Ниже приведён пример упражнения, который вы можете использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

  • Предложите ребёнку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи.
  • Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для более старших детей это может быть фильм или просто сценка).
  • Скорее всего, маленький человечек с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.
  • Дело в том, что во время игры он освобождается от негативной энергии, оставляя её в песке.
  • Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен стало меньше, тогда как в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

Заключение

Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.
Конечно, вы можете отдать своё чадо в какую-либо студию, где имеется песочная терапия. Это направление в последние несколько лет достаточно прогрессивно развивается. Но совместное с родителями творчество и общение приносит гораздо большие плоды, ведь в данном случае царит атмосфера взаимопонимания и любви – лучшее лекарство для восприимчивой и нестабильной психики ребёнка.

Содержание статьи:

Песочная психотерапия - это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических проблем. Озвученный материал всегда был популярен среди людей, потому что сам по себе он подразумевает доступность его приобретения и эффективность применения в некоторых вопросах. Следует разобраться в озвученном понятии, чтобы в дальнейшем использовать его при работе с детьми.

Описание и задачи песочной психотерапии

Песочная психотерапия для детей - довольно известная методика, которая возникла на базе аналитической психологии. Она позволяет ребенку общаться не только с окружающим миром, но и с самим собой. К тому же при ее использовании возникает реальная возможность снять у депрессивной маленькой особы внутреннее напряжение, что приводит в дальнейшем к повышению самооценки у проблемных детей.

Песочная психотерапия является для малышей естественной игрой, которая не вызывает у них настороженность и чувство страха.

Однако при всей простоте подобной методики во время занятий происходит раскрытие глубинного Я ребенка и даже создание в его воображении целостной картины мира. С помощью создаваемых песочных фигурок дети приобретают немаловажный опыт выхода из кризисных ситуаций путем разрешения проблемы на уровне понимания символики.

Каждое вмешательство во внутренний мир ребенка должно быть однозначно обосновано и регламентировано сведущими в этом вопросе людьми. Специалисты в озвученной области психологии считают использование песочной психотерапии необходимым маневром исключительно в данных случаях помощи детям для решения их проблем:

  • Повышенная тревожность . Ребенок может иметь определенные фобии, что не является отклонением от нормы даже в жизни взрослого человека. Однако подобное попустительство к озвученной проблеме со стороны родителей может закончиться неврозом и нервными тиками у детей, которые начинают интенсивно культивировать свои тайные страхи.
  • Неадекватное поведение . Довольно часто дети позволяют себе демонстрировать свой прямой протест на диктат со стороны взрослых. Однако не всегда малыши или подростки соблюдают рамки дозволенности, которые переходить не следует посредством манипуляций в виде истерик и провокаций для достижения желаемого результата.
  • Заниженная самооценка . Данная душевная патология опасна тем, что влечет за собой большое количество комплексов у ребенка при вступлении его во взрослую жизнь. Песочная психотерапия при этом поможет по максимуму скорректировать самооценку депрессивной маленькой особы.
  • Конфликт с социумом . При озвученной проблеме сложные отношения могут сформироваться как со взрослыми, так и детьми. Ребенок в некоторых случаях вступает в конфронтацию с родителями, представителями педагогического коллектива или ровесниками.
  • Депрессия . В некоторых ситуациях подобное подавленное состояние может привести даже к суицидальным мыслям. Следовательно, успокаивающая песочная психотерапия поможет детям избавиться от озвученной проблемы.
  • Насилие над ребенком . Данная психологическая травма может образоваться вследствие морального или сексуального давления на еще не сформировавшуюся маленькую личность. Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.
Перечисленные факторы являются главными причинами того, чтобы родители задумались об освоении подобной техники работы с песком их детьми. Однако в некоторых случаях сам ребенок может захотеть посещать такие увлекательные для него занятия без какой-либо существенной предпосылки для этого. Проводить их в состоянии и сами родители, но лучше все же обратиться за помощью к специалисту на первых порах изучения озвученного метода.

Материал и оборудование для проведения песочной терапии


Любой мастер своего дела знает, как важно при работе использовать качественное сырье для достижения наилучшего результата. Для проведения занятий с песком необходимо предусмотреть следующие составляющие успеха при озвученном процессе:
  1. Стол для выполнения упражнений . В данном случае не обойтись без посещения магазина, где продают материалы для любителей занятий искусством и творчеством. Песочницу лучше выбрать из исходного сырья в виде хвойных пород дерева. Можно сэкономить в этом случае, приобретая продукцию из пластмассы. Однако в данной методике очень важен тактильный контакт ребенка с деревом. Если родители хотят сами проводить дома подобные упражнения и не имеют возможности приобрести песочницу, то огорчаться не стоит. В любом строительном магазине вполне реально приобрести древесину, из которой потом папа или знакомые семьи сделают достойный аналог озвученному серийному товару. Однако следует помнить, что внутренняя часть данной сооруженной своими руками конструкции должна быть окрашена или в синий или в голубой цвет. Психологи убеждены, что именно эти тона помогают ребенку при контакте с песком создавать самые удачные модели композиций. При желании и финансовых возможностях можно подключить своих детей к песочной анимации. Для этого придется приобрести песочницу со специальной подсветкой и прозрачным экраном.
  2. Песок для терапии . Обычно при данной методике работы с детьми используют кварцевый песок, цвет которого может варьироваться от белого до рыжего оттенков. При этом материал для такой психотерапии отличается мягкостью и легко струится в руках малыша. Однако можно заменить его на морской или речной песок, который перед этим тщательно просеивают, промывают и затем просушивают. Если предполагается использование влажного песка, то стоит приобрести специальный пульверизатор. 5-6 килограммов песка вполне хватит, чтобы провести описываемый сеанс.
  3. Фигурки для психотерапии . Фундамент для создания моделей из песка должен быть изготовлен из различных материалов. В данном случае стоит приобрести подобную продукцию из металла, пластмассы, глины и дерева. По форме фигурки могут быть на различную тематику: животные, люди, птицы, персонажи известных произведений. При желании в специальном магазине реально приобрести целые тематические наборы всевозможных предметов для работы с песком. Не стоит при этом забывать и об использовании природных материалов в виде камушков, ракушек, плодовых косточек и веточек.

Методика проведения песочной психотерапии

После приобретения необходимого для занятий материала стоит разобраться в самой схеме предполагаемого мероприятия. Методика в данном направлении включает в себя множество различных вариантов ее воплощения в жизнь.

Разминка при песочной психотерапии


Первые действия на подобных занятиях должны быть четко согласованы и выглядеть следующим образом:
  • Вводный инструктаж . Перед началом ознакомления с новым видом деятельности необходимо заинтересовать ребенка, вызывая у него желание к дальнейшему сотрудничеству. Для этого можно придумать любой образ в виде Песочной Феи или Сыпучего Человечка. Следующий шаг - ознакомление с правилами визита к сказочному персонажу. Необходимо объяснить малышу, что нельзя небрежно относиться к песчинкам. Следовательно, запрещается выбрасывать их за пределы песочницы или брать в рот.
  • Знакомство с песком . Сперва необходимо попросить ребенка высказать свои эмоции после первого тактильного контакта с песком. Он должен сказать, каким почувствовал данное сыпучее вещество и что ощущал при этом соприкосновении. Затем можно поиграть в ручеек, выводя на песке плавные линии. После первого знакомства с описываемым уникальным материалом можно попробовать его на прочность. Для этого необходимо сжать его в кулак, а затем высыпать обратно в песочницу. Следом стоит начать знакомство вслепую, при котором ребенку предлагается закрыть глаза. После этого психолог или кто-то из родителей малыша должен начать сыпать песок на пальчики своего подопечного. Задача детей во время описываемого действия со стороны взрослых - определить и озвучить пальчик, куда попало описываемое вещество.
  • Коллективная оценка ощущений . При данном упражнении однозначно должны присутствовать родители ребенка. Техника выполнения манипуляций под названием «Отпечатки на песке» довольно проста. Необходимо по очереди погружать свои руки в него и затем озвучивать впечатления от совершенного действия.
  • Дождик против агрессии . Особенно тревожным и конфликтным детям пойдет на пользу данное упражнение. При этом ребенку нужно сыпать песок сначала из ладошки в ладошку, а потом в саму емкость для подобных занятий. К этому процессу могут присоединиться родители, которые должны поддерживать свое любимое чадо на протяжении всей психотерапии подобного рода.
  • Ассоциация с животными . Каждый ребенок должен представить себе, как передвигается определенный зверь. При этом нужно имитировать на песке эти перемещения, стараясь добиться во время выполнения упражнения максимальной достоверности.

Игры детей с песком


После разминочных упражнений пришло время немного побаловаться с песком и дополнительными предметами. Сделать это можно следующим образом, используя при игре фигурки:
  1. Прятки . Цель данного способа нахождения контакта с ребенком - узнать о причинах его внутреннего дискомфорта. При этом нужно предложить ему из 12 предлагаемых предметов выбрать несколько (2-3 штуки). Затем малыш должен зарыть в песок выбранные фигурки, скрывая до последнего свое предпочтение от взрослого. После сокрытия предметов ребенку на ощупь нужно найти их и рассказать о каждой находке психологу и родителям.
  2. Игра в ассоциации . При помощи песка и фигурок детям предлагается построить композицию на определенную тему. При этом ребенок должен объяснить, почему сделанное его собственными руками выглядит именно таким образом. Пофантазировать дети любят на темы об их будущем, семье, друзьях и существующих профессиях.
  3. Песочные картины . В данном случае выражение «замок на песке» не будет выглядеть безосновательным фактором. Можно попробовать предложить ребенку поиграть в увлекательную игру со взрослыми. Многие дети с увлечением смотрят фильмы на историческую тему, поэтому им не составит труда описать по мере своих возможностей замок тех времен со всеми его рыцарскими атрибутами.

Анализ песочных композиций


При рассмотрении связи сознательного с бессознательным не следует думать, что сооруженные ребенком композиции лишены смысла. Территорию самой песочницы можно условно разделить на две части. В верхней можно наблюдать то, что дети четко воспринимают в действительности. В нижней начинается «мертвая» зона подсознания, которая не видна невооруженным глазом постороннему наблюдателю.

Расшифровка некоторых песочных композиций может выглядеть следующим образом:

  • Расположение предметов . Определенное размещение фигурок может многое рассказать о том, кто их сконструировал по данной структуре. Предмет в центре композиции всегда нужно ассоциировать с самим ее маленьким автором. Вторая выложенная фигурка однозначно имеет сопоставление с каким-либо значительным в жизни ребенка событием. При закапывании в песок какого-либо предмета психологу и родителям малыша стоит задуматься о том, что вероятно так дети расправляются с пугающим их фактором.
  • Мотивация . Если малыш находится в депрессивном состоянии, то он выберет первые попавшиеся ему фигурки и будет вяло реагировать на придумывание какой-либо ситуации в игре. В состоянии повышенной агрессии или при обостренном чувстве справедливости ребенок охотно поддержит психолога и даже сам будет развивать предлагаемые темы касательно борьбы добра со злом.
  • Характеристика темперамента . У многих людей вызывает изумление тот факт, что по расположению секторов в песочной психотерапии можно вычислить озвученный аспект у подрастающего поколения. Если ребенок предпочитает действовать в верхней части песочницы, то можно предполагать в нем преобладание романтической натуры. Обычно этот фактор наблюдается у меланхоликов, которые подвержены некоторой мечтательности. При расположении фигурок в нижней части песочницы можно предположить детей, которые не привыкли идеализировать происходящие вокруг них события. Это стопроцентные сангвиники с соответствующей для них манерой поведения.
Символизм в песочной терапии не менее важен, чем само проведение данной процедуры. При построении определенных композиций можно увидеть гораздо большее, чем при разговоре по душам с ребенком.

Что такое песочная терапия - смотрите на видео:

Песочница - идеальное поле для развития творческого потенциала малыша, проявления его характера и индивидуальности

Какую цель преследует песочная терапия?

Умело преподнесенная игровая деятельность в песочнице может помочь развить внутренние возможности малыша, научить его пространственному воображению, а также способности мыслить образно и логически. Помимо развития мелкой моторики песочная терапия знакомит ребенка с гармонией мира вокруг него и показывает в простой и доступной форме, что такое хорошо и что такое плохо.

Свойства песка волшебны настолько, что позволяют оживлять уже знакомые сказки, а ребенок при этом уже не зритель, но участник и даже режиссер. Видя результат своей деятельности, ребенок учится быть ответственным, развивает новые качества.

Принцип песочной терапии прост: работая с песком, ребенок успокаивается. Песочная терапия особенно полезна для детей с гиперактивностью (рекомендуем прочитать: ). В каждой песчинке будто таится маленький кусочек солнышка, которое подпитывает нас и заряжает энергией. Мы видим, что песочная терапия – это мощный инструмент развития и любого возраста.

Гармоничное сочетание пользы и интереса

В программе песочной терапии гимнастика для рук сочетается с актерским мастерством, а все это в комплексе улучшает эмоциональный фон крохи, развивает чувствительные и моторные навыки, стимулирует работу познавательных процессов. Песочная терапия может применяться с самого раннего возраста, а значит уже тогда возможно узнать о том, что тревожит ребенка, что его страшит. Порой даже взрослому человеку бывает сложно выразить свои чувства. Фигурки, которые ребенок использует в создании собственного мира в методе песочной терапии, могут поведать о фантазиях и проблемах, волнующих малыша.



Использование разнообразных маленьких фигурок позволяет ребенку создавать свой собственный уникальный мир

Какова цель песочной терапии? Программа не ставит себе задачу изменить ребенка или обучить навыкам поведения. Самое главное – дать ребенку свободу творчества.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша еще и тем, что деткам не нужны специальные знания и навыки, как например в рисовании. Композиции создаются легко и просто, а значит процесс этот приносит только положительные эмоции: веселье, раскованность, полет фантазии. Ошибок здесь нет и быть не может, а значит нет и поводов для расстройства. Создание нового мира – процесс увлекательный и очень приятный.

Песочная терапия – своего рода игра, где кроха учится решать сложные ситуации, бороться с затруднениями и знакомиться с миром вокруг него. Рядом всегда должен быть взрослый, психолог или воспитатель, чтобы уметь вовремя подсказать решение непростой ситуации.

Песочная терапия своими руками

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Песочная терапия вполне осуществима дома. Для этого нужно:

  • Ящик (короб). Размер: 50х70х8 см. Этот формат наиболее удобен для восприятия ребенком.
  • Песок. Желательно брать чистый песок, предварительно очищенный.
  • Вода.
  • Маленькие фигурки.


Короб лучше брать синего цвета, тогда его дно сможет стать морем, а стенки - небом

Какой материал подойдет для изготовления песочницы в песочной терапии? Дерево или пластик. Предотвратить просыпание песка можно за счет высоких бортиков песочницы. Днище окрашивают в голубой цвет. Он символизирует водную и небесную структуру. Это позволит сделать процесс создания картины еще проще.

Песок для упражнений может быть влажным или сухим. Также будет нужно множество фигурок миниатюрного формата. В начале занятия песочной терапии воспитатель просит ребенка воспроизвести с помощью песка свое настроение. Кроха может выбирать на свое усмотрение любые из имеющихся фигурок.

Фигурки-миниатюры

Большое внимание следует уделить именно фигуркам. Они должны быть максимально разнообразными, чтобы была возможность отразить любую сферу жизни. Среди прочих подготовьте:

  • Фигурки людей (специалисты разных профессий, возраста, расы). Люди могут быть реальными и фантастическими.
  • Фигурки зверей (домашние питомцы, лесные звери, существа из мифологии).
  • Символические атрибуты (зеркальце, яйца, бабочки).
  • Соединяющие предметы (камешки, веревки, фасоль, зерна).
  • Транспорт (машины, поезда, корабли, самолеты).
  • Растения и деревья (ветки, кусты, цветы).
  • Прочие вещи (перышки, монеты, пуговички).

Как могут выглядеть эти фигурки, посмотреть можно на фото в интернете. Педагоги наравне с психологами могут применять песочную терапию и в детском саду, и в школе. Классические приемы обучения проигрывают песочной терапии в эффективности. Ребенок, создавая руками картину, легко осваивает смену времен года, направления, буквы (рекомендуем прочитать: ).



Помимо специализированных фигурок для песочной терапии подойдут также различные камушки, дары леса (шишки, листья, ветки), украшения

Песочная терапия для детей 4-5 лет наряду с развитием мышления с помощью образов стимулирует работу памяти и восприятия. Вклад песочной терапии в совершенствование мелкой моторики и чувствительных восприятий является колоссальным. Ознакомиться с методиками и техниками арт терапии на практике можно с помощью видеороликов.

Подходы к применению песочной терапии

Методики применения песочной терапии могут быть разными:

  • занятия для коррекции психики у дошкольников;
  • игровые занятия с детьми младшего школьного возраста и в подростковом периоде;
  • обучающая песочная терапия, в игровой форме учащая писать, читать и овладевать различными знаниями;
  • подготовительные занятия перед школой в небольших группах по 6 человек.

Перечислим важные основные задачи, которые ставит перед собой песочная терапия. Цели:

  • совершенствование созидательных способностей ребенка;
  • установление равновесия в эмоциональном плане и положительного восприятия мира;
  • создание положительных моделей для общения;
  • корректировка решения трудных задач и ситуаций;
  • избавление от агрессии, страха, замкнутости;
  • совершенствование внутреннего потенциала ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным);
  • улучшение деятельности процессов познания (памяти, мышления, воображения, внимания);
  • формирование навыков коммуникации.

Виды песочной терапии

Игровые методы

Песочную арт-терапию используют для карапузов. Научно доказан тот факт, что песок обладает способностью впитывать негативную энергию, а также успокаивать и создавать внутреннюю гармонию за счет кропотливой работы мелкой моторики. Крохам поэтому крайне полезно возиться и играть в песочнице.

Перечислим ряд игр, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Игры в сказкотерапии». Все приведенные ниже техники песочной терапии содействуют развитию мелкой моторики, воображения, осязательной и кинестетической чувствительности, а также облегчают процесс познания окружающего и собственного внутреннего мира:

  • «Чувствительные ладошки». Учат определять мягкое и твердое, сухое и мокрое, горячее и холодное.
  • «Отпечатки наших рук». Детки с удовольствием оставляют на песочке следы своих рук и ног, а также схематично изображают следы разных зверей. Еще одно приятное удовольствие – закопать ладошку или ножку в песок.
  • «Секретик». В песок педагог прячет какую-то игрушку и помечает тайник условным знаком. Ребенок должен раскопать находку, а затем сделать свой собственный «секретик».
  • Рисунки на песке. Используйте палочку, чтобы начертить цифры, буквы, геометрические фигуры, а также полноценные картины (рекомендуем прочитать: ).

Такие, казалось бы, примитивные методы песочной терапии несут в себе огромную пользу для развития психики ребенка. К принципам песочной терапии отнесем налаживание эмоционального фона, а также тот факт, что стимулирование мелкой моторики вносит огромный вклад в развитие речевой деятельности, памяти и внимания. Песочная терапия помогает услышать себя и понять свои ощущения и чувства.



Рисование на песке - отдельный вид терапии, который обязательно придется по вкусу ребенку

С целью диагностики

Индивидуальная форма песочной терапии помогает выявить:

  • присутствие внутренних конфликтов (война, битва или разрушения городов);
  • уровень агрессии и ее нацеленность (ауто- и гетероагрессия);
  • «нелады» в семье: когда герои вымышленного мира вступают в конфликты – герои здесь прототипы близких;
  • потенциальные возможности и скрытые ресурсы (присутствие волшебных предметов, позволяющих решить все проблемы и любые ситуации);
  • реакцию на возникающие трудности (забота, взаимовыручка, уклонение);
  • уровень развития чувственного восприятия (самоанализ, самопознание).

Песочная терапия в детском саду при групповом подходе позволяет диагностировать:

  • микроклимат в группе;
  • разделение ролей;
  • поведенческий стиль каждого участника.

Психокоррекционное воздействие

Коррекционное воздействие на психику посредством песочной терапии используется, если у ребенка присутствуют нарушения в эмоциональном плане и в поведении, имеющие невротических характер. Также применяется как вспомогательное средство для совершенствования навыков сенсорики, снятия эмоционального напряжения и т.д. Метод хорош и с точки зрения психологии подростков, используется как психокоррекция на сложных этапах развития ребенка.



Работа с песком улучшает мелкую моторику, которая невероятно важна для логопедического развития ребенка

В логопедии также широко используется песочная терапия. Детям с проблемами в речи намного проще освоить уроки с помощью некоторых видов песочной терапии. Малыши с удовольствием лепят буквы, буквосочетания, вызывающие трудности, и слова. Сложности в речи у детей дошкольного возраста преодолеваются легче, потому что структура песка воздействует на осязательные и кинестетические центры, имеющие связь с мозговыми полушариями, ответственными за речевую деятельность. Еще одним видом песочной терапии будет построение рассказа на основе созданной на песке истории. Это упражнение подходит для детей постарше (рекомендуем прочитать: ). Так они учатся пересказывать, а процесс этот действительно увлекательный, потому что описывать изображенную и проигранную ситуацию весело и интересно.

Для детей с проблемами развития

Наиболее полезна программа песочная терапия для деток с , ОВЗ и ОНР. Основными характеристиками таких детей являются неустойчивость в эмоциональном плане, отсутствие самоконтроля, агрессия, сложности приспособления в детском коллективе, частые перепады настроения, чувство страха, фамильярное отношение, суетливость. Прелесть песочной терапии состоит в том, что ребенок сам определяет характеры своих героев-фигурок. Эти герои вступают в разговоры и действия, которые также инсценирует ребенок. Часто бывает, что малыш зовет взрослого присоединиться к игре, отводит ему роль управлять каким-либо персонажем. Ребенок - режиссер, вершитель судеб в этом созданном им мире. Все придуманное в упражнении является воплощением детского подсознания, его тайных желаний и переживаний. С помощью методов песочной терапии психолог может прочесть историю жизни маленького творца, написанную песком.

Метод песочной терапии будет хорош и в случае присутствия у ребенка . Так, например, для деток с используется серия игр «Песочная грамота», которая направлена на совершенствование фонематического слуха, исправление произношения, а также учит их писать и читать. Различные виды и принципы занятий позволяют развивать и обучать детей-подростков с самыми разными отклонениями.

Дети с отклонениями в умственном развитии играют обычно в песочнице около часа. Четкого сюжета при этом, как правило, нет, но заметно противостояние, раздел территории, параллельное построение игры.

Песочная терапия как профилактика психических отклонений

Профилактика психических нарушений посредством песочной терапии проводится для того чтобы исключить появление проблемных ситуаций. Песок впитывает негативную энергию, то есть идеально подходит для психопрофилактики. Ставя свои сказки или популярные мифы в песочнице, ребенок получает прекрасное профилактическое средство от любого рода психических проблем. Занимайтесь песочной терапией вместе с детьми, так вы сможете передать им массу полезных уроков и научить мудростям жизни.

5

Счастливый ребенок 28.05.2017

Дорогие читатели, а задумывались ли вы когда-нибудь, что игры в песке – это не только весело, но и полезно? Оказывается, дети не просто разыгрывают какие-то сценки, лепят куличики или делают «дождик» в песочнице, но и активно помогают себе справиться с проблемными моментами. Не осознанно, конечно, но именно так и получается.

Песочная терапия, как и другие методы арт-терапии, использует в своем арсенале вместо таблеток и лекарств – воображение и творческое мышление. И точно стоит начать практиковать песочную терапию летом, в сезон отпусков, морей и пляжей.

Сегодня на блоге мы познакомим вас с песочной терапией в работе с детьми и предложим вашему вниманию подборку игр для занятий со своим ребенком в домашних условиях. Я передаю слово ведущей рубрики Счастливый ребенок Анне Кутявиной, а затем дополню тему статьи.

Песочная терапия в развитии ребенка

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Кто из нас в детстве не любил веселые и озорные игры с песком? Когда с помощью небольшой лопатки, ведерка и грабелек можно было создавать целые миры, открывать новые планеты. А если еще добавить камешки, каштаны, палочки… Эх! Такого творца уже невозможно было остановить, правда?

И пусть говорят, что, мол, времена изменились, и теперь детям интересны только гаджеты и мультики. Все равно в теплое время года детские площадки всегда заполнены галдящей детворой, большая часть которой оседает в песочнице. По крайней мере, у нас происходит именно так, и вытащить сына из песка на обед или сон для меня порой бывает очень непросто. Да я и не ограничиваю его в таких играх, ведь об их эффективности знаю не понаслышке – не один год посвятила работе с детьми за коррекционно-развивающими занятиями в песочнице. И каждый раз приятно удивляюсь, каких чудесных результатов можно достичь с ее помощью.

В прошлом материале рубрики мы с вами познакомились поближе с и ее видами, в том числе кратко рассмотрели и песочную терапию. Сейчас же я предлагаю остановиться на ней и более подробно разобраться, в каких случаях лучше всего применять игры с песком и чем они могут помочь.

Песочная терапия – откуда она к нам пришла и кому пригодится?

Песочная терапия – отдельное и очень действенное направление проективной психотерапии. По традиции, основателем метода считается Юнг и его ученики.
О чем нам говорит песочная терапия? В первую очередь она напоминает о том, что наше подсознание постоянно посылает нам символы, знаки и подсказки, с помощью которых мы можем справиться с проблемами, трудностями, болезнями и решить важные жизненные вопросы.

Песочную терапию активно используют в своей практике как детские, так и «взрослые» психологи, арт-терапевты, сказкотерапевты. Даже воспитатели в садиках нередко прибегают к песочным играм как к вспомогательному методу работы с детьми. А значит, ничто не мешает и нам с вами создать песочницу дома и активно с ней работать.

Возможности песочной терапии

Игры в песке – это, согласитесь, очень приятная терапия.

Расслабление и успокоение

Даже простое пересыпание, просеивание, тактильный контакт с этим сыпучим материалом помогают успокоиться, расслабиться, «заземлиться». Попробуйте сами, даже если давно не делали ничего подобного! Просто погрузите руки в прохладный песок, и… забудьте обо всем. Ведь на душе сразу же наступит умиротворение и тихая радость.

Самовыражение и развитие творческих способностей

Кроме того, песочные игры способствуют самовыражению детей, развитию их творческих способностей. Песочный «лист» всегда можно «переписать», если что-то не получилось с первого раза. В этом он выгодно отличается от бумаги с красками. Поэтому многие дети с удовольствием рисуют на песке.

Возможность высказать свои чувства

В песочнице малыш может безопасно выразить и прожить свои эмоции и чувства, вылить в нее волнительные переживания. Не каждый ребенок может, умеет и хочет делиться своими чувствами вербально, с помощью речи. Но внимательный родитель сможет увидеть его трудности, просто наблюдая за поведением в песке. Да и самому крохе станет легче после таких игр. Ведь подсознанию все равно, были ли эмоции отыграны в реальности или «понарошку». Прожиты – значит, прожиты и отправляются в копилку житейского опыта.

Развитие мелкой моторики, фантазии, развитие речи ребенка

Работа в песочнице помогает развивать мелкую моторику ребенка, его образное мышление, внимание, фантазию. И это как раз то, к чему мы стремимся, придумывая различные занятия с детьми.

Игры с песком хорошо помогают развивать речь ребенка, поэтому активно используются логопедами. В игре малыш учится говорить, ребенок постарше – описывать свои картины на песке, пересказывать, говорить связно и последовательно.

Диагностика проблем ребенка

Специалисты отмечают, что песочная терапия способствует диагностике проблем ребенка. Грамотно выстроенные игры в песке помогут как психологу, так и родителям увидеть ответы на многие вопросы касательно внутреннего мира ребенка, раскрыть истинные причины тревог, страхов, конфликтов.

Развивающие игры

Также песок является замечательной средой для развивающих игр. Для этих целей в песочнице проводятся занятия, на которых дети учатся писать, читать, считать, сортировать, различать цвета и формы, перебирать. Все это легко обыгрывается в сказочной форме и проходит ненавязчиво и весело.

Мягкая психокоррекция

Опытные специалисты могут с помощью специальных игр направить деятельность ребенка таким образом, что его поведение со временем изменится в лучшую сторону. То есть происходит мягкая психокоррекция.
И нельзя не упомянуть и о психотерапии в песке. С помощью психологической песочницы можно разрешать различные проблемы ребенка, такие как фобии, страхи, тревоги и т. п. Правда, чаще всего в этом уже должен помогать специалист.

И напоследок стоит напомнить, что игры в песке – это просто веселое и интересное занятие, приятное общение, совместные открытия и находки. И кто, как не мама, должна разделить с малышом радость этих открытий? А значит, самое время включаться в игру!

Правила игры в песке в домашних условиях

Все ли функции песочной терапии для детей можно реализовать дома, силами одной мамы? Скорее всего, нет, если мама не профессиональный психолог. Ведь тогда ей может быть трудно объяснить и интерпретировать песочные картины своего малыша. А вот провести развивающие, обучающие игры в песке вполне под силу каждому!

Итак, немного организационных моментов. Лучше всего для игр с песком использовать прямоугольный деревянный ящик размером 70х50х8 см, с выкрашенными в голубой цвет дном и внутренними бортиками. В таком виде песочница используется психотерапевтами, и считается, что такие размеры оптимальны для индивидуальной работы с клиентами. Но мы с вами сейчас не специалисты, а мамы. Значит, слегка упростим задачу и возьмем удобную емкость для песка.

Можно использовать дома пластиковые контейнеры, тазики, подносы. Лучше всего в целях хранения, доступности и чистоты подойдут пластиковые ящики с плотно закрывающимися крышками. Так можно будет поиграть, а затем быстро убрать песочницу, не особо насорив на полу.

Следующий шаг – подготовка песка. Он обязательно должен быть чистым и безопасным! Можно купить специальный песок, например в зоомагазине. Или набрать самостоятельно, промыть и прокалить в духовке. После такой обработки можно не бояться, что ребенок нечаянно попробует песок на зуб (а это случится обязательно, вопрос лишь времени).

Приготовьте также игрушки небольшого размера, имитирующие реальную жизнь. Так, можно взять маленьких куколок, посудку, фигурки животных, деревьев, домики, машинки, предметы мебели. Необязательно иметь весь набор, как это бывает с профессиональными песочными терапевтами. Для работы дома можно использовать и природные материалы – шишки, желуди, каштаны, камни. У ребенка будет больше поводов включить фантазию, представляя, что палочка – это дерево, а камень – дом и т. д.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно подходить к песочнице. Можно поставить рядом стульчик. Играя, малыш не должен думать, как удобнее дотянуться до песка. У него сейчас совсем другие цели.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Занятия

Итак, все готово, песочница есть, и она ждет своего творца. Во что же играть? В садиках, развивающих центрах разработаны специальные программы песочной терапии для детей. Они отвечают различным запросам и служат разным целям. Но мы же для домашней работы возьмем простые упражнения в песочнице.

Проигрывание сказок

Первое, что обязательно стоит делать в песочнице – это проигрывание сказок. Можно как отыгрывать знакомые малышу сюжеты, так и придумывать новые. Таким образом, мы поможем ребенку развивать фантазию, образное мышление. Кроме того, хорошо задавать чаду вопросы по сюжету, стимулировать его самостоятельно отвечать, продолжать сказку, придумывать новые концовки и варианты развития событий.

Изучение материала

Следующие простые, но очень полезные развивающие игры – изучение свойств материала, в частности, песка. Малыши могут изучить понятия «холодный — теплый», «гладкий – шершавый», «сухой – влажный», познакомиться с различными геометрическими фигурами, лепя куличики и рисуя пальчиком на песке.

Можно предлагать малышу играть с цветными игрушками, камушками, параллельно изучая цвета, сортируя предметы по разным признакам, запоминать названия направлений движения: влево-вправо, вверх-вниз и т. п.

Песочный дождь

Хорошо начать знакомство с песком с таких игр, как «Песочный дождь». Цель этого упражнения – расслабиться, успокоиться и замедлиться. Сначала предложите ребенку опустить руки в песок. Пусть он погладит его, погрузится в него. Затем наберите в руку немного песка и посыпьте сверху на ладошку малыша. Спросите его, хочет ли он посыпать вам на руки? Скорее всего, он согласится. Обсудите, какой «дождик» прошел. Детям понравится эта неспешная и приятная игра.

Игра «Угадайка»

Следующее полезное упражнение – игра «Угадайка». Заройте в песок несколько маленьких игрушек и предложите ребенку их найти и угадать не вынимая из песка или с закрытыми глазами. Можете провести и обратную игру – малыш спрячет игрушки, а вы будете их искать и узнавать на ощупь. Такое упражнение еще больше сблизит вас с ребенком.

Игра «Ветер»

Также попробуйте предложить крохе веселую игру «Ветер». Для игры вам понадобится небольшая соломинка. Попросите ребенка осторожно подуть в нее, предварительно опустив в песок противоположный конец соломинки. Эта игра подойдет детям постарше, не стоит ее предлагать совсем крохам.

Учим буквы и составляем слова

Очень здорово вместе с ребенком учить буквы и составлять слова. Возьмите набор букв и выложите на песке несложное слово. Предложите ребенку прочитать его. Затем пусть малыш закроет глаза, а в это время буквы прячутся в песок. Предложите ребенку их найти и снова составить слово.

Строим из песка

В песке можно строить. Все что угодно – дома, башни, города и села, горы, реки и леса. Можно работать в сухом песке с помощью фигурок и природных материалов – камешков, палочек, каштанов, а можно песок намочить и лепить руками или с помощью формочек. Полет фантазии ребенка в этой игре не ограничивается ничем.

Почему так важно позволять ребенку творить в песке? Ответ прост. Песочница – это ограниченное пространство, в котором малыш – правитель, создатель, он главный и только он принимает решение. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

В дополнение к теме предлагаю также посмотреть вебинар «Песочная терапия дома. Играем, фантазируем, общаемся» с Еленой Каминской.

Способ лучше понять ребенка

В целях диагностики предложите ребенку следующие упражнения. Предложите ребенку построить на песке свою семью. Вы сразу заметите, как видит ребенок вас и ваших близких в данный момент, кто ему важнее и ближе. Затем попросите кроху построить такую семью, какую он хотел бы видеть. Вас ждет масса открытий! Сразу станет явной суть проблемы, и вам останется лишь найти пути ее решения.

По такому же принципу можно попросить ребенка «нарисовать» ситуацию в садике, на площадке, детям постарше – в школе. Это тоже поможет выявить болезненные моменты и по мере возможности их устранить.

Я предложила вам только несколько простых идей для игр на песке. Вы же сами можете придумать еще массу упражнений, подходящих именно вашему ребенку. Пробуйте, творите, наслаждайтесь общением, и у вас непременно все получится!

Счастья вам и вашим детям!

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за столь интересную и полезную статью. Уверена, многие родители возьмут ее на вооружение, и дети только поддержат их, ведь игры с песком уж точно намного интереснее любых других занятий. Ну а мы будем знать, как игры в песочнице использовать для развития, обучения и помощи детям в разрешении различных ситуаций.

И если есть возможность, посмотрите в интернете информацию о световых столах для детей. Потрясающая возможность заняться всем творчески! Интересно будет и детям, и взрослым!

И в заключение нашего разговора для вас прозвучит детская песенка про песок.

Развивающие игры для детей 3-4 лет
Поделиться: