Архетипы земной женщины. Архетипы женщины

В статье рассматривается ядро психотипа – архетипы и тени.

Я поделюсь основой, связывающей архетипы ноосферы и психотипы личности. Пост – краткая выжимка. В качестве примера рассмотрю женские психотипы. Это не очередная из сотен классификаций, порожденных скудной фантазией авторов похожих статей. Всяких недотраханных директрис и офисных мышек не будет.

В цикле статей «Женские психотипы» я дам теорию глубже и практики больше, чем в любом существующем у нас и на Западе посвященном архетипам платном курсе. Уверен, что после выхода цикла курсов станет намного больше. :)

Что будет в курсе?

Базовые, высшие и спектральные женские архетипы и их тени. Социальная динамика, предназначение и болезни тела, вызванные подавлениями проявлений тени.

Что такое архетип?

Изначально архетипами называли Божественные идеи Архитектора Вселенной. Считалось, что эйдосы (образы) эманируют (истекают) в меон (неоформленное бытие) из плеромы (Божественная полнота) по определенным чертежам – архетипам.

Естественно, что громе гностиков, герметиков и алхимиков этим термином не пользовались.

Вторую жизнь ему дал К.Г. Юнг вначале своего раскола с Фрейдом и самостоятельных поисков, назвав архетипами персонификации либидо – демона, героя и завоевателя. Позже он структурировал свои наработки, основательно проштудировав гностические опусы.

В популярной редакции архетипами стали называть структуры коллективного бессознательного. Кто-то из любителей формализации выдал такое определение: «Архетип - класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде». По форме все отлично, а по сути – галиматья.

Постоянные читатели знают, как я разбираю определения и понятия, выявляя отсутствие смысла и содержания. В этой статье не буду этого делать, потому что считаю популярные определения необходимыми и достаточными для ознакомления с предметом. Тащить вас в бездну теософии и гнозиса бессмысленно и жестоко.

Женские архетипы

Корень женских архетипов – активная пустота, лучше всего выраженная в образе богини Тиамат.

Далее следуют аватары активной пустоты, которые возможны лишь в единстве и борьбе со своей противоположностью – активной полнотой. Каждый аватар был привязан к богине с соответствующей символикой. Абсолютно у всех более-менее развитых народов такие богини есть или были до монотеизма. В христианстве их след можно проследить в почитании Богоматери, известных и поместно чтимых женщин-святых. Я приведу лишь некоторые имена и/или прозвища языческих богинь, остальные ты при желании отыщешь сам.

Каждый архетип имеет сюжетное ядро, которое можно выразить одним словом.

Для высших женских архетипов это:

Великая мать Земля (Гея) – прародительница и покровительница всего живого. Она вне этики – у нее нет Тени.

Великая владычица (Гера) – супруга верховного бога пантеона или при матриархате – глава пантеона. Как правило, это женское олицетворение СИЛЫ и ВЛАСТИ.

Великая воительница (Афина Паллада), часто сочетаемая с судией и хранительницей мудрости (Афина поздняя). Олицетворение андрогинной СИЛЫ женщины с развитым Танатосом.

Великая охотница (Артемида) – символ женского правления и бунта, гармоничного использования мужского начала женщиной.

Четыре основных сюжетных ядра женских архетипов составляют квадрат стихий.

Для базовых женских архетипов это:

Принцесса/Блудница

Охотница/Разбойница

Жрица/Ведьма

Хозяйка/Мачеха

Черта разделяет архетипы и их тени.

Рассмотрим подробней каждый.

Принцесса – мечтательность, романтичность, ранимость, капризность, послушание родителям (ценностям среды), наследственные социальные ресурсы.

Принцесса это прежде всего папина дочка из сказок – девочка, в которой не чает души престарелый и богатый родитель. Все ресурсы рода в ее распоряжении и от нее требуется только демонстрация лояльности. В сказках обычно обыгрывается сложный выбор жениха, отражающий не только идеализации, но и амбивалентность отца. Он не хочет ее отпускать, но понимает необходимость продолжения рода.

Ее тень – блудница – это мечтательность, капризность, истеричность, суицидальность, асоциальность и нигилизм.

Принцесса, не желающая демонстрировать лояльность и отпустившая инстинкты. Как правило, раздираемое противоречиями и бесцельное существо, а от того несчастное и жутко озлобленное. При этом шарм, сексуальное притяжение, развитая интуиция. Оставляет ожоги в памяти мужчин и разрушает браки.

Охотница – смелость, активность, свободолюбие, принципиальность, ум и развитая тактика, суровость.

Охотница – девушка с сильнейшим мужским началом, но в отличие от амазонки подчиняющаяся общественным и семейным требованиям и бунтующая скрыто. В сказках такие находят причины не выходить замуж за слабых мужчин. Охотницу надо завоевывать или сломать. Ломает ее социальная обусловленность и навязанное чувство вины.

Ее тень – разбойница (амазонка) – это смелость, хитрость, сверхрациональность, беспринципность.

В сказке про снежную королеву Герда и дочь атаманши, спасшая Герду, – архетип и его тень.

Жрица – таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Жрица в высшей степени женственна, но ее либидо трансформируется в процессе экстатических состояний, вызванных работой высших контуров сознания. Наше общество построено на алгоритмах первых трех контуров и частично облагорожено четвертым. Людей, чье сознание включает более высокие контуры, ждет два пути – остракизм в любой его форме или участие в социальных играх в пользу какой-то из влиятельных группировок. Поэтому такие женщины прибиваются к власть имущим (даже двоечник по истории сможет привести яркие примеры) или становятся аутсайдерами.

Жриц и их обратной стороны, ведьм, мало – этот архетип проявляясь открывает неординарные способности. Многие фантазерки и манипуляторши считают себя таковыми, но, увы, не дотягивают.

Ее тень – ведьма – это жестокость, хитрость, сексуальная привлекательность (до старости), таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Ведьма – та, кто не удержалась в границах социальной обусловленности и внешней формы морали. Для ведьмы нет законов и правил. Только цели, желания и капризы, которые должны быть удовлетворены любой ценой. Ведьма делает то, о чем другие женщины страстно мечтают.

Хозяйка – внутренняя сила, независимость, харизма, дальновидность.

Хозяйка – женщина с ресурсом. Ее ум и воля признаются всеми, она исподволь руководит мужем, прямо – детьми и подругами до самой смерти. Абсолютная ценность хозяйки – семья, клан. Она пойдет на все и оправдает все ради спасения и возвеличивания своего клана.

Те женщины, у кого этот архетип акцентуирован, буквально двигают своих родных по карьере, решают их проблемы, поддерживают баланс и председательствуют на созываемых ими же семейных советах.

Ее тень – злая мачеха – это беспринципность, жестокость, паранойя, суеверность, хитрость, манипуляция.

У нее тоже есть ресурс, но сдерживающих стимулов намного меньше. Злая мачеха – это параноидальная, самовлюбленная хозяйка, та у которой или нет своего клана или личные интересы ассоциируются с клановыми.

Танатос и Эрос

Понять структуру архетипов и их комбинаций, выраженных в психотипах, невозможно без указания первичных сил.

Сила созидания, страсти, сближения называется эрос, сила разрушения, увядания, дробления называется танатос. В психоанализе их называют инстинктивными стремлениями к продолжению рода и смерти – либидо и мортидо.

Эти силы вне этических и тем более моральных оценок. Мораль и этика находятся гораздо ниже по иерархии и возникли гораздо позже. В отличие от цивилизованного человека (мораль и этика являются основным признаком цивилизации) эрос и танатос присущи всему живому, даже существам, не имеющим пола.

Небольшое углубление для особо одаренных, либо сведущих. Остальным текст ниже можно пропустить.

Эрос – сила, соединяющая элементы осознания и противостоящая «толчкам» – разрушительным волнам хаоса. Все наши «щиты» сколь бы причудливыми они не были (цели, долг, воспитание, увлечения и хобби) питаются энергией эроса. От наполненности его энергией зависят здоровье и долголетие тела, харизма и удача, страстность.

На биологическом уровне это производство гормонов, помимо прочего обеспечивающих топливом эмоции. На энергетическом уровне это питание «замкового камня» – пластины, закрывающей просвет. Как только питание ослабевает, пластина истончается и просвет открывается, ставя под угрозу целостность кокона.

Танатос – элемент хаоса, необходимый системе для развития. Его конечная стадия – пустота Тиамат.

Именно поэтому видящие брахманы говорили, что майя возникает от вращения лилы в пустоте, наполняемой шакти. Эрос – клей жизни, танатос – возможность динамики.

Все начальные архетипы (великие и базовые) различаются конфигурацией эроса и танатоса, анимы и анимуса.

Внешняя анима с сильным внутренним анимусом – воительница, охотница, ведьма. У воительницы эрос и танатос уравновешены, у ведьмы последний превалирует.

Внешняя анима со слабым внутренним анимусом и сильным эросом – Афродита. С сильным танатосом – Геката.

Таким образом конфигурация двух основных сил и начальных архетипов дает все остальные архетипы, а их игра (лила) – психику человека и ноосферу человечества.

На самом же деле весь доступный человеку мир, но обыватель никогда и не при каких обстоятельствах этого не поймет. Как и то, что Экумена – (понятие специально упрощенное придуманным Гекатеем Милетским) продукт осознания, зафиксированный с целью его выращивания.

На этом заканчиваю первую статью цикла. Затронутая тема (и не она одна) фигурирует в двух моих квестовых тренингах – Оракул и Диагностика семейных сценариев .

Огромная просьба – не кради информацию, сделай доброе дело в виде репоста или указания авторства. Мир вознаградит тебя за бескорыстие и порядочность.

Исследуя женскую психологию, ученые старательно пытаются понять причины того или иного изменчивого и даже противоречивого поведения прекрасного пола. По мнению юнгианского направления психотерапии, решающую роль на мышление и образ действий женщины оказывают древние архетипы, аналогичные 7 греческим богиням. Выделяют основные архетипы (сценарии) - Персефона, Деметра, Гера, Гестия, Афина, Артемида и Афродита.

«Включение» всех богинь в себе - залог полноценной и счастливой жизни для женщины. Правда, чаще всего главенствует одна богиня, к остальным она только «прислушивается».

1. Артемида - богиня охоты.

Смелая, свободная, независимая Богиня, достигающая свои личные цели, азартно принимающая вызовы судьбы.
Часто внутренний образ Артемиды приводит женщину в организации по борьбе за права женщин. Как минимум, она - видный общественный деятель.

Легкость, свобода и победа - то, что нужно Артемиде.
Женщина - Артемида становится хорошей подругой, сестрой, но для мужчин неприступной и обязательно независимой.

«Артемиду» в себе следует развивать тем женщинам, кто уже чувствует «слияние» с мужчиной, некоторую «потерю себя». Для этого нужно повышать в своих глазах ценность самой себя и своих желаний, научиться осознавать и принимать свои потребности. Засиделись дома? Представьте себя богиней охоты и окунайтесь с головой в общественную жизнь.

Тем, кто «залипает», в роли Артемиды, могут быть полезны - Гера (любовь к мужу), Деметра (забота о других) и Персефона (умение принимать заботу о себе).

2. Афина - богиня мудрости и ремесел, стратег.

Интеллектуальная деятельность - стезя Афины.
Афина была советчицей для мужчин, иногда покровителем. Для неё важны реальные и конкретные результаты. В мире конкуренции она превосходила Артемиду, так как умела просчитывать на несколько шагов вперед. Зато Афина гораздо консервативнее, чем свободная Артемида, из-за своей дисциплинированности и ответственности.
Афина покровительствовала ремесленникам и труженикам.
Яркий пример Афины - Жаклин Кеннеди Онассис.

Развивать в себе архетип Афины можно посредством постоянного обучения наукам и видам деятельности, основывающимся на фактах. Например, прописывая бюджет семьи на неделю, месяц и год, Вы уже «разбудите» в себе Афину.
Стремление брать на себя обязательства и ответственность, управлять чем-то, побеждать свойственны для женщины - Афины.

«Застревающим» в Афине следует так же, как и Артемиде, вспоминать про материнство, следовать за мужчиной и понимать, что «сила женщины в её слабости».

3. Гестия - богиня домашнего очага.

Гестия - одна из самых интровертных богинь в Олимпе. Причем, «домашний очаг» в этом архетипе понимается не «дом семья». Гестия - это иногда и «незамужняя тетушка», символ дома и огня.

Эта богиня направляет свое внимание на внутренний мир, интуитивные ощущения, она лучше всех понимает окружающих, их истинные мотивы. Отсутствие индивидуальности, медитативность, мудрость вне интриг - всё это про Гестию. Сценарий такой женщины предполагает наличие мужа, но он не является смыслом её жизни.

Служительницы храмов - яркие представительницы данного архетипа. Пример известной женщины - Мать Тереза, она соединила в себе архетипы Деметры и Гестии.

Развитие Гестии полезно увлекающимся личностям, уставшим от социальной активности. Спокойное созерцательное времяпрепровождение, неспешное, расслабленное занятие домашними делами, осмысленность - это то, что «пробуждает» в женщине Гестию.

Тем, для кого, этот образ основной, необходимо «привлекать» Афродиту, Афину и Артемиду для того, чтобы пробудить свою индивидуальность и женственность.

4. Гера - богиня брака.

Этот архетип противоречив, так как, с одной стороны, именно благодаря ему так устойчив институт брака, а, с другой, образ Геры - тот сценарий, которым не на шутку увлекаются женщины и «залипают» в нем.

Гера видит смысл жизни в любви к мужу, для неё принципиальна его верность. В случае измены, весь гнев направляется в адрес соперницы.

Геру обычно не нужно пробуждать в женщинах, только, если она не «сбежавшая невеста». В связи с тем, что в патриархальном обществе «замужество» транслируется, как главное достижение женщины, стремление быть женой закладывается в девушках с детства.

Сложность архетипа Геры в умении сохранять дистанцию в отношениях с любимым, определять и устанавливать личные границы, одним словом, оставаться собой.

На помощь Гере могут прийти Персефона (легкость быть юной и себялюбивой), Афродита (наслаждение партнером «здесь-и-сейчас») и Афина (умение отстаивать свое мнение).

5. Деметра - богиня материнства и плодородия.

Архетип Деметры заложен в каждой женщине, как инстинкт продолжения рода. Деметра заботлива, щедра, ответственна, великодушна и терпелива. Она кормит и заботится о детях.

Но…так же, как и Гера, может сыграть злую шутку с женщиной - забота и ответственность отнимают игривость и сексуальность.

Если у женщины существует некий внутренний вакуум любви к себе, она попытается заполнить его ребенком, что не на руку ни ей, ни ребенку.

«Сверхмать» и «гиперопека» - минусы архетипа Деметры. Заигравшиеся в маму женщины забывают о себе и мешают развиваться ребенку, делая его инфантильным. Более того, именно у Деметры больше всего проблем с мужчинами.

Лучший сценарий Деметры - направить инструменты любви и заботы в адрес самой себя.
Деметра обязательно должна провоцировать в себе Афродиту (сексуальность и творчество), Персефону (юность и привлекательность) и Афину (разумный и рациональный подход к вопросам).

6. Персефона - богиня вечной юности и весны. (девочка)

Персефона олицетворяет молодость и восприимчивость. Восприимчивость понимается как принятие решений за свою жизнь другими людьми.
Персефона всегда юна и прекрасна, она не может определиться со своими желаниями, выбрать мужа и путь карьерного роста, да и вообще считает, что «мама лучше знает».

Пассивность и податливость - её черты. Образ «женщины-ребенка».

Сложность Персефоны в том, что она еще не осознает свои желания, и поэтому не готова брать на себя ответственность.

Архетипы Афродиты (наслаждение и чувственность), Афины (определение стратегии и целеустремленность) и Деметры (забота о других и ответственность) помогут выйти из замкнутого круга Персефоне.

7. Афродита - богиня любви и красоты.

Афродита не только любила, но и была крайне творческой личностью.

«Увлечься» человеком, местом, занятием, значит, впасть в состояние богини любви. Любая влюбленность - это встреча с внутренней Афродитой.

Выражение любви, ощущение познания и близости человека - это Афродита. Она превращает любое общение в искусство и аккумулирует энергию. Образ поведения такой женщины притягивает мужчин, потому что она бережет Мечту мужчины. Афродите сильна и сексуальна, она испытывает всю палитру чувств, так как живет «здесь-и-сейчас».

Все творческие женщины - Афродиты. Минусом этого архетипа является импульсивность, но в нашем разумном мире оказывается гораздо сложнее «возродить» этот архетип в женщинах. Консерватизм и пуританское мышление «душит» этот сценарий в женщинах, поэтому так много проблем в семьях. Деметра, Гера и Афина в женщине «забивают» обязательствами и нормами Афродиту.

Развитие творческого начала, переориентация с рациональности на чувственность, включение креативности и спонтанности - то, что нужно современным женщинам для счастья!

Как это сделать? Просто! Научитесь чувствовать, развивайте осознанность.

Согласно исследованиям, ведущими субличностями в женщине обычно становятся - Гера, Афина или Афродита. Они «тянут одеяло» на себя, не реагируя на других богинь, делая жизнь женщины менее насыщенной.

Научившись «вызывать» в себе каждую из богинь в нужный момент, можно быть разной, интересной и уместной в любых отношениях.

Полежаева Людмила
Источник Женский интернет-портал

Что представляет собой загадочная женская душа ? Что руководит ею и как она сама руководит женщиной?

Правда ли, что женщина всегда выбирает мужчину душой ?

Взгляд на понятие “женские архетипы” со стороны науки психологии поможет найти ответы на эти и многие другие вопросы!

Архетипы личности

Понятие “архетип” было введено одним из выдающихся психологов XX века Карлом Густавом Юнгом.

К.Г. Юнг (1875 -1961 гг.) - основатель аналитической психологии, ученик З. Фрейда. Архетип - центральное понятие его теории, раскрывающие представления Юнга о том, как организуется человеческая психика.

Архетип - это древний психический образ , первообраз, идеальная форма, которая передается из поколения в поколение как структурный элемент психики.

Находятся архетипы в сфере коллективного бессознательного. Оттуда переходят в личное бессознательное и могут быть осознаны.

Коллективное бессознательное едино для всего человечества. Это своеобразное духовное хранилище, вместилище архетипов. Но в каждом конкретном человеке тот или иной архетип проявляется по-разному, в большей или меньшей степени.

Архетипов в психике человека заложено немало. Наиболее значимые из них - архетипы личности:

  1. Самость. Цент личности, в котором пересекается бессознательное и сознание. Это целостное и истинное “Я” человека. Самость - это гармоничная интеграция всех аспектов личности.
  2. Персона. Совокупность социальных ролей, принятых на себя личностью. Это маска , которую человек надевает на истинное “Я”, чтобы адаптироваться к жизни. Масок много. “Я” одно.
  3. Тень. Противоположность Персоны. Все то, что человек подавляет в себе в угоду другим людям, находится в Тени его души. Это не всегда грубые, животные, аморальные инстинкты и желания. В Тени нередко оказываются табуированные положительные устремления, лучшие качества и те намерения, реализация которых сделала бы личность счастливой.
  4. Анима/Анимус. Анима - архетип Женщины в бессознательном мужчины , его женская суть. Анимус - архетип Мужчины в бессознательном женщины , мужская часть ее души.

Этот образ - идеальный партнер, родственная, отзеркаленная душа. Наиболее целостен тот человек, который развивает в себе и называемые “мужскими”, и обозначаемые в обществе как чисто “женские”, черты и характеристики.

Эта идея легла в основу концепции психологической андрогинности людей.

Аниму и Анимуса мужчины и женщины проецируют на партнера, определяя то, насколько он подходит им.

Архетипы в той или иной мере определяют мысли, чувства, решения и поступки людей. Чем гармоничнее личность, тем меньше ею управляют архетипы.

Дисбаланс и перекос в один из архетипов, провоцируют проблемы психологического характера.

К примеру, человек, “сросшийся” с одной из своих “масок” (Персона), не может понять, кто же он на самом деле, не знает своих истинных желаний, не ставит цели, не чувствует себя. Он “слился” с ролью.

Другой пример. Женщина, в которой сильна мужская часть ее души (Анимус), становится слишком маскулинной и мужественной. Сама для себя являясь идеальным представителем сильной половины человечества, она испытывает проблемы во взаимоотношениях с реальными мужчинами.

Женские архетипы: 7 Богинь

Последователи Юнга предложили еще не одну классификацию архетипов. Наиболее интересна типология женских и мужских архетипов, предложенная психоаналитиком юнгианской школы Джин Шинодой Болен.

Для удобства и образности восприятия, Дж. Болен к каждому архетипу подобрала соответствующий образ - бога или богиню из греческого пантеона.

По Болен есть 7 основных женских архетипов:

  1. Персефона – Дочь. Женщина-девочка, инфантильная, несмелая, беззащитная, наивная, пассивная, мечтательная, ведомая, застенчивая, удивляющаяся, доверчивая, умеющая нравится, не умеющая брать ответственность за свою жизнь на себя.
  2. Артемида – Сестра. Женщина-подруга, смелая, свободная, целеустремленная, принципиальная, активная, часто конкурирующая с мужчинами, конфликтная, способная защитить не только себя, но и других женщин.
  3. Афродита – Возлюбленная. Женщина-любовь, наполняющая любовью все, что делает, и наполненная ею. Чувственная, тонко чувствующая, эмоциональная, очень творческая, интуитивная, легкая, легкомысленная, оптимистичная, женственная, сексуальная, романтичная, вдохновляющая, увлекающаяся, энергичная, искренняя, открытая, живущая “здесь и сейчас”.
  4. Гера – Жена. Женщина - надежный “тыл” для мужчины, сосредоточенная на личности мужа, соратница, принимающая, поддерживающая, преданная, уважающая, нравственная, верная, ревнивая.
  5. Деметра – Мать. Добрая, нежная, терпеливая, заботливая, всепрощающая, великодушная, ответственная, помогающая, гиперопекающая, рациональная, контролирующая, дисциплинированная.
  6. Гестия – Хранительница домашнего очага. Женщина-душа, уравновешенная, мудрая, спокойная, гармоничная, одухотворенная, интровертированная, “домашняя”, необщительная, не активная социально, погруженная в свой наполненный внутренний мир.
  7. Афина Деловая женщина. Женщина-мудрый стратег, бизнесвумен, умная, активная, деловая, властная, сильная, смелая, дальновидная, трудолюбивая, активная, практичная, сдержанная в проявлении чувств, лидер по натуре.


Все богини представлены в душе женщины! Разница только в соотношении их проявлений.

Читая описание той или иной богини, можно понять:

  1. Насколько данный архетип проявлен, силен или слаб.
  2. Как часто он обуславливает мысли, слова, желания, поступки и в целом образ жизни.
  3. Способствует или мешает архетип реализации истинного “Я” женщины, не является ли препятствием на пути развития.

У каждого из архетипов есть как относительно положительные, так и отрицательные стороны. Разделение на “+” и “-” условное. В разных ситуациях та или иная черта может как способствовать развитию женщины, так и препятствовать ему.

К примеру, Персефона может долгое время оставаться иждивенцем в родительской семье, будучи взрослой, считая при этом, что родители обязаны ее обеспечивать. А Афина будет трудиться денно и нощно, зарабатывая средства на существование и отказываясь принимать даже небольшую материальную помощь от кого бы то ни было. И то и другое крайности. Но обе такие женщины могли бы научить друг друга балансу между брать и давать, доверять и доверяться, перекладывать ответственность и принимать ее.

У каждой Богини свой Бог

Интересно, что выбор мужчины женщиной, также может быть продиктован одним из архетипов:

  1. Персефона испытывает трудности в выборе мужчины, ищет “принца”, а попадаются такие же, как она - неопытные, инфантильные. Часто выбирают за нее (родители или сам мужчина), а не она.
  2. У Артемиды также трудности в отношениях с мужчинами, но иного рода. Она их сторонится, боится, воспринимает в лучшем случае только как друзей. Привлекает мужчин-соратников, единомышленников.
  3. Афродита влюбчива, у нее множество поклонников. Любит она страстно, пылко, горячо. Ее мужчина - неординарная, творческая личность.
  4. Муж Геры - ее царь, часто единственный сексуальный партнер в жизни. Она не приемлет долгие ухаживания и гражданские браки, стремится как можно скорее оформить отношения официально, стать женой. Ее главная цель - сохранить брак во что бы то ни стало.
  5. Деметра нередко привлекает мужчин-мальчиков, нежных, “домашних”, “маменькиных сынков”, мужчин моложе нее возрастом.
  6. Гестию выбирают мужчины-лидеры, ценящие домашний уют и комфорт в быту, желающие видеть в своей избраннице отличную хозяйку.
  7. Афине нужен только Победитель - сильный, смелый, самодостаточный, успешный, состоявшийся в жизни.

Становится понятным, какую богиню нужно в себе развивать, а какую приглушать, чтобы встретить желанного мужчину?

Все начинается с Женщины! С работы над собой!

Чем гармоничнее и целостнее женщина, тем более зрелого как личность, состоявшегося, “идеального ” мужчину она привлекает!

Как гармонизировать в себе женские архетипы?

Чтобы быть гармоничной , нужно:

  1. Осознавать любую сторону своей души - и условно плохие, и хорошие части личности.
  2. “Подружить” внутренних богинь - избегать чрезмерного проявления, руководства, верховодства одной, сделать их равными.
  3. Научиться использовать сильные и слабые стороны архетипов.

Не должно быть много или мало какой-то одной или двух-трех богинь. Чем больше богинь в себе узнает, раскрывает и развивает женщина, тем лучше.

Если слишком проявлены и хорошие, и плохие качества:

  1. Персефоны , нужно развивать Деметру, Афродиту, Афину.
  2. Артемиды - Афродиту, Геру, Деметру, Персефону.
  3. Афродиты - Афину, Геру, Деметру.
  4. Геры - Афродиту, Афину, Персефону.
  5. Деметры - Афродиту, Персефону, Афину.
  6. Гестии - Афродиту, Афину, Артемиду.
  7. Афины - Афродиту, Персефону, Деметру.

Развивайтесь гармонично и целостно ! Тогда Вы станете неповторимой и прекрасной Богиней, в которой присутствуют все лучшие человеческие качества и сияет божественная искра!

Чем больше Вы знаете о себе, тем лучше становитесь, тем более счастливы и здоровы ! Научитесь быть счастливой Богиней! Большинтсво обучающих курсов Женской академии Ю.Пряхиной бесплатны !

Все больше людей чувствуют и понимают, насколько в жизни все взаимосвязано, и какое огромное влияние имеет на нас детство, юность, убеждения родителей, формирующие в свою очередь и наши убеждения о себе, о других людях и о мире.

В психологии давно изучается тема архетипов личности и создано уже довольно много методик осознавания и работы со своими архетипами.

Что такое архетип? Это такие определенные модели поведения, которые берут свое начало в коллективном бессознательном человечества и проявляются символически во снах и видениях, в поведении, чертах характера, мотивах поступков человека.

Архетипов существует много: например, боги и герои древних мифов, персонажи старинных сказок. Все они имеют свои черты характера и мотивы поступков, и когда человек подчиняется определенному архетипу в себе, он перенимает эти черты и мотивы, они ведут его. Есть архетипы, как бы безличностные: Смерть, Жизнь, Война, Деньги рода, Отец, Мать, Ребенок…

Сегодня мы расскажем вам о возрастных архетипах женщины и о том, какие могут возникнуть проблемы, если они не прожиты, или прожиты неправильно. Каждый период заканчивается кризисом, преодоление которого необходимо для перехода на следующий этап.

Женский архетип от рождения до 6-8 лет – светлая сторона Дочери

То, что девочка чувствовала во время рождения, в первые месяцы жизни и первые ее годы, накладывают наиболее глубокий отпечаток на всю ее жизнь. Глубокий и с огромным трудом поддающийся изменениям, потому что большая часть чувств не осознается, вытесняется в подсознание, забывается. Но не исчезает. Все эти неосознанные эмоции и чувства, реакции на отношения и поступки близких, в особенности матери и отца, становятся источником энергии, замурованной в подсознании, и влияющей на тело и личность женщины. Установки и убеждения, перенятые от родителей, принимаются за истину, которой подчиняются дальнейшие поступки и отношение к себе.

Так, если в младенчестве девочка получала достаточно тепла, внимания, заботы от родителей. Если ее опекали в меру, предоставляя свободу проявлять любые эмоции, как негативные, так и позитивные – она вырастает с чувством глубокой внутренней безопасности, принятия и доверия к себе и миру. И тогда ей не сложно строить отношения с другими людьми и выражать себя в этих отношениях. Ей не нужно насиловать себя, стараясь подстроиться под чьи-то стандарты. Недостаток любви, принятия и заботы, или наоборот, излишняя опека, ссоры и развод родителей, вредные привычки, непредсказуемое поведение, резкие перепады от «люблю» до «ненавижу» — все это формирует в девочке огромный страх перед жизнью, не доверие к людям и себе самой, неуверенность в себе и своем праве на лучшую жизнь. Если архетип светлой стороны Дочери прожит в негативном опыте, женщина «застревает» в нем. Она снова и снова пытается стать любимой Дочерью, но не может, и это выливается в болезни, разрушительные отношения, зависимости, разводы, неудовлетворенность работой, невозможность забеременеть или выносить ребенка, проблемы с детьми.

Кризис в конце этого периода – поступление в первый класс. Многое зависит от того, как удается девочке влиться в коллектив, проявлять себя в нем, строить отношения с одноклассниками и учителями, учиться новому.

Женский архетип от 6-8 до 14-15 лет – темная сторона Дочери

Темная сторона архетипа Дочери — бунтарка

То время, когда нужно от роли всеобщей любимицы перейти к ее темной грани и стать «хулиганкой». Девочке-подростку необходимо научиться выбирать друзей и круг общения, выбирать те способы проявления, которые приемлемы для нее. Кто она? Бунтарка, модница, заводила, звезда школы, староста или ботаник в юбке? Наступает время социализации и выбора ролей.

Девочка начинает осознавать в себе женщину , она переживает начало менструаций, начинает узнавать свою сексуальность.

В этом возрасте важно научиться быть ответственной, осознать, что поступки имеют последствия, за которые нужно отвечать. Но при этом важно, чтобы родители не перегрузили ее излишней ответственностью за уроки, младших брата или сестру, дела по дому. Потому что тогда девочка вырастает в женщину, которая чувствует ответственность за жизни других людей, но не за свою. А ответственность за свою жизнь она будет стремиться вручить кому-то другому. Как правило, эту роль берут на себя мужчины-тираны или инфантильные типажи, подчиняющие себе женщину-жертву или женщину-мать, удовлетворяющую их прихоти, и такие союзы полны зависимости, боли и страдания.

Именно в этом архетипе важно пройти психологическую сепарацию (отделение) от матери. Девочка учится не зависеть целиком от материнского авторитета и мнения. Если же этого не происходит, она остается «маминой дочкой» и парализует собственную волю. Мама решает, как одеваться, с какими мальчиками встречаться, чем увлекаться. А желания девочки, ее протесты и обиды отодвигаются глубоко в неосознаваемые слои психики и начинают сжигать ее изнутри.

Не прожитый архетип темной стороны Дочери создает женщин, не знающих своих потребностей, подчиняющихся мнению других людей, особенно родителей, даже если их уже нет в живых.

Женский архетип от 14-15 до 21-23 лет – светлая сторона Возлюбленной

Возлюбленная — архетип женщины

Находясь в этом архетипе и периоде жизни , девушка учиться делать самостоятельный выбор на основе своих осознанных желаний. Она выбирает мужчин и подруг, будущую профессию и ВУЗ, стиль жизни и стиль в одежде.

Теперь она учится той свободе, которая нужна не для освобождения от родительского авторитета, а для строительства своего способа жизни.

Самым правильным влиянием родителей в этом периоде будет понимание того, что их личный опыт может стать позитивным примером, но не является единственно возможным и правильным. На этом этапе родителям следует проявить гибкость и широту взглядов, и предоставить девушке право на собственный путь и ошибки.

Наибольший вред причиняют установки о конечности выбора: доучиваться в ВУЗе, даже если поняла, что не ее; встречаться с парнем, даже если пропали чувства; не менять однажды выбранный стиль одежды, который уже не близок и т.п.

Если ваша жизнь сейчас вам не нравится , и на это повлияли неудачные события и выборы этого периода – позвольте себе переиграть их сейчас. Займитесь тем, чем вы тогда хотели заниматься, но не смогли в силу обстоятельств, родительского давления или собственных страхов. Пересмотрите стиль в одежде, выбранный тогда (вами ли?).

Женский архетип от 21-23 до 28-30 лет – темная сторона Возлюбленной

Находясь в архетипе темной стороны Возлюбленной , женщина учится защищать свои выборы, отстаивать свои интересы, конкурировать, находиться в конфликтах и проверять на прочность себя и свои решения.

Она следует своему пути или сбивается с него, загоняя себя во всевозможные ловушки. Крайности, которые одинаково отдаляют женщину от избранного ею пути:

  • псевдоженственность: возложение на мужчину всей ответственности за ее материальное и физическое благополучие, отказ от активных действий, от дисциплины, «магическое мышление» (пусть все случается само собой, без моих усилий).
  • отказ от своих планов, желаний и потребностей в угоду семье, близким, мужу, детям, родителям.
  • излишняя погруженность в карьеру и работу в ущерб отношениям, отдыху, увлечениям
  • увлеченность чужими, навязанными со стороны, мечтами и ценностями, и не умение чувствовать свои собственные.

Если вы находитесь в этом периоде и что-то угнетает вас , идет не так, вы можете осознать свои истинные желания и потребности, вспомнив, что увлекало вас в период темной стороны Дочери.

Женский архетип от 28-30 до 35-37 лет – светлая сторона Матери

Находясь в архетипе светлой стороны Матери , женщина консолидирует свой прошлый опыт и освещает им свою жизнь, естественным образом освещая и жизнь других людей. Она способна теперь дать другим разглядеть себя настоящую, без игр и конкурентной борьбы. Она никого не спасает, но вдохновляет своим отношением к себе, жизни, творчеству.

Она может прийти к кардинальным переменам, если ее не устраивают отношения или работа, семью, направление карьеры, выйти из прежних отношений и вступить в новые. Но не с нуля, а взяв то позитивное, что ей удалось понять и создать в прошлом.

Женщина на этом этапе масштабирует свои проекты и начинания . Если в предыдущих периодах она стала мамой, то теперь ей интересно создать проект, помогающий ей и другим мамам в чем-то. Если она создала бизнес, то теперь пришло время его развить в более крупный проект, выйти на новый рынок.

Женщина вдохновляет своего мужчину на понимание новых смыслов жизни, придает ему осознанность своим примером.

Вызов и кризис конца этого периода — быть не только любящей, понимающей и освещающей путь другим людям, но и учиться освобождаться от лишнего, замедляющего рост нового: привычных, но ненужных вещей; нерадивых работников; давней, но угнетающей дружбы; прекрасных, но несвоевременных идей.

Женский архетип от 35-37 до 42-44 лет – темная сторона Матери

Женский архетип — темная сторона Матери

Проживая этот этап , женщина вглядывается в собственные глубины. Она задается вопросом, в чем ее истинная ценность. Приходит понимание, что она не только во внешних проявлениях, заботе о других, социальных успехах, а еще и в чем-то ином.

Меняются отношения с супругом, родителями, детьми, друзьями, в бизнесе – это живой процесс. Не стоит пытаться удержать его в неизменной форме, так мы препятствуем энергии жизни протекать через нас.

Женщина, которая не прошла вовремя предыдущие архетипы , в этом периоде может испытывать крайне негативные ощущения.

Негативно прожитый архетип Дочери заставляет женщину быть инфантильной, пытаться нагнать упущенное, погружаясь в нелепый для нее стиль одежды и образ жизни молодых девушек.

Не пройденные уроки архетипа Возлюбленной приносят страдания от внешнего старения, попытки исправить это путем хирургических операций, не знание, чем, кроме внешности можно заинтересовать другого человека.

Не пройденная светлая сторона Матери порождает женщин, не отпускающих от себя своих детей, властно довлеющих над ними или эмоционально зависящих от них. Это касается и бизнеса, которому женщина не дает развиваться.

Кризис этого периода в том , что социальные задачи выполнены, и женщине предстоит осознать, кто она, что и зачем делает, посмотреть в лицо своей настоящей мечте и приступить к ее реализации.

Женский архетип от 42-44 до 49-51 года – светлая сторона Наставницы

Наставница в своей светлой ипостаси — один из женских возрастных архетипов

Женщина теперь не столько направлена на внешние успехи , сколько на личностное развитие. Свобода передвижения, душевное общение, новые увлечения и ремесла, у нее есть силы и вдохновение на свою мечту.

Мудрость и достоинство, к которым она пришла через проживание предыдущих архетипов, делают ее ценной и ожидаемой во многих структурах, где требуется принятие взвешенных решений и управление людьми.

Если предыдущий архетип прожит гармонично , женщина приходит к новой теплоте, пониманию и душевности с мужем, отпускает в самостоятельное плаванье детей, освобождается от дружбы, не несущей душевного комфорта. Женщина может вступить и в новые отношения, свободные от формальной стороны, оглядок на чужое мнение, наполненные чувствами без примеси страхов.

На этом этапе женщина зачастую теряет родителей, и приходит яркое осознание конечности жизни. Первые серьезные болезни могут говорить о неправильно пройденных архетипах: гинекология, о непрожитой Возлюбленной, опухоли – о неправильно пройденном этапе архетипа Дочери.

Если Наставница принимает уроки жизни и смерти , преподнесенные этим этапом, то она свободно пользуется и уроками предыдущих архетипов .

Женщина становится жизнерадостной, как Дочь, страстной, как Возлюбленная, поддерживающей, как Мать, добавляя к этому мудрость, креативность и широкий взгляд на мир Наставницы.

Светлая сторона архетипа Наставницы учит женщину ценить каждый день жизни, использовать весь свой опыт и создавать новый, в позитивном ключе.

Женский архетип от 49-51 года и до … – темная сторона Наставницы

Женский архетип — темная сторона Наставницы

Проживая этот архетип, женщина может вступить в самый насыщенный и долгий период своей жизни. Если предыдущие были пройдены гармонично. Однако, редко кому удается пройти их все без ошибок.

Прожитый негативно архетип Матери может привести к тому, что женщина застревает в нем, заботясь обо всех, кроме себя, чувствуя обиду на неблагодарность близких, не ценящих ее жертв. Если она не нашла себя в предыдущих периодах, то внуки могут стать для нее «отдушиной», забирающей все силы и время, но не приносящей настоящего удовлетворения.

Другим полюсом непрожитых ранних архетипов становится погружение женщины в их перепроживание, без использования позитивного опыта прошлого. Тогда она может «впасть в детство», как в поведении, так и в стиле одежды, становясь зависимой, инфантильной, манипулируя окружающими с помощью болезней.

Если предыдущие периоды были прожиты позитивно, или женщине удалось прожить их с опозданием, но гармонично – это привносит в ее жизнь свободу от социальных стереотипов, осознанность, открытость для творчества и креатива. В ней достаточно энергии и мудрости, чтобы стать воплощением древней богини инициаций – Бабы Яги. Она инициирует молодые поколения, создавая для них испытания, преодоление которых развивает их и готовит к большой и яркой жизни. Она порождает вовне свежие творческие идеи и проекты, подает пример наполненности жизнью, полной реализации своего потенциала, своих жизненных задач.

В заключении скажем, что если в детском и юношеском возрасте мы подчинены родительскому влиянию и нам сложно сознательно выстраивать свою жизнь, то во взрослом состоянии мы уже можем выбирать свой путь. А значит, мы можем создать счастливое настоящее и будущее, переосмыслив прошлое, и решив для себя те проблемы, которые в прошлом нам решить было не под силу .

Д.Ш. Болен «Богини в каждой женщине», «Боги в каждом мужчине»

К.П. Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях»

К.Г. Юнг «Человек и его символы», «Алхимия снов. Четыре архетипа»

Кто же я, какая я? Таким вопросом задаются многие женщины. На работе я — успешный руководитель: строгая, могу покомандовать, подчиненные меня слушаются, и весь офис как будто вертится вокруг меня.

И, в то же время, мне так хочется иногда расслабиться и стать такой нежной-нежной, сидеть дома вечерами и заниматься лепкой разноцветных цветочков из полимерной глины.

Какая же из этих двух личностей – действительно я? А может быть я совсем другая? Может быть, самой собой я была давно, когда дети были маленькими , а я только и делала, что обсуждала с подругами новые методики развития, готовила какие-то сумасшедшие блюда для гостей и вообще забыла про то, как существовать в офисе? Или вообще настоящая “я” была когда-то тогда – влюбленной юной феей?

Как же много в нашей жизни вариантов, ситуаций, ролей, людей. Мы показываем себя с разной стороны, по-разному выглядим и ведем себя, даже думаем по-разному. И часто возникают закономерные вопросы:

  • А какая же я на самом деле?
  • Какой я должна быть?
  • Какой должна быть женщина ?
  • И как стать самой собой во всем этом многообразии?

Чтобы найти ответы на эти вопросы мы поговорим с вами о таком понятии как женский архетип . В этой статье вы узнаете, что это такое, зачем они нужны и как с помощью архетипов объяснить те процессы, которые происходят внутри нас.

Например, Афина может проявлять себя как мужественная, умная, активная женщина, но в то же время ей присущи и такие качества, как черствость и холодность. Она может прекрасно дружить и сотрудничать с мужчинами, а вот строить личные отношения ей не так просто.

Гера – преданная жена, но ревнивая и мстительная по отношению к соперницам. Гестия обладает интуицией и самодостаточностью, а иногда может становиться замкнутой и скрытной. Афродита наделена сексуальностью и творчеством, бывая в то же время импульсивной или вульгарной.

Поделиться: