Аппликация из ткани проект. Проект «Аппликация из ткани

Слайд 2

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

Больше всего люблю из ничего, то есть из остатков лоскутов, творить картины. Один из традиционных видов лоскутного шитья – аппликация. Нашивая небольшие кусочки ткани на фон, можно не только украсить несложные предметы домашнего интерьера, но и создать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства – текстильную картину.

Слайд 3

КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ

Цели, которые я ставлю перед собой, выполняя данный творческий проект: оценить свои возможности в области проектной деятельности; подобрать и изучить материал по данной теме; разработать и выполнить проект; по проекту изготовить аппликацию; оценить свою работу.

Слайд 4

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Обосновать возникшую проблему. 2. Выбрать модель. Составить описание внешнего вида модели. 3. Выбрать ткань и другие материалы для работы. 4. Выбрать необходимые инструменты и приспособления. 5. Выполнить раскрой изделия. 6. Составить технологическую последовательность изготовления изделия. 7. Рассчитать себестоимость изделия. 8. Оценить проделанную работу. 9. Защитить проект.

Слайд 5

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ

К оборудованию для изготовления изделий из лоскутов относятся: утюг – для утюжильных работ, швейная машина – для машинных работ, игла – для ручных работ, ножницы – для подготовки элементов изделия.

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ

1. Изделие должно иметь соответствующий цвет и форму. 2. Приемы работы должны быть доступными для меня. 3. Готовое изделие должно быть безопасным для окружающих. 4. Изделие должно быть выразительным, интересным по содержанию. 5. Цена изделия должна быть небольшой. 6. Готовое изделие должно нравиться мне и моим родным.

Слайд 7

БАНК ИДЕЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • Слайд 8

    Вывод: для работы я выбираю последнюю картину. Почему?

    картина подходит к теме моего проекта; материал, то есть остатки ткани и нитки, у меня есть; техника выполнения изделия мне доступна и интересна; выполнить работу я смогу с помощью бабушки дома и учителя в школе.

    Слайд 9

    РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ

    Материалы, то есть кусочки ткани и нитки, у меня остались от шитья, денег на их приобретение я не затратила. Инструменты, то есть ножницы, игла, карандаши, картон и другие, у меня тоже были, и здесь я не потратила ни рубля. При изготовлении картины я пользовалась утюгом. Время работы составляет 15 минут. При стоимости 1 кВт/час 90 копеек мои затраты на электроэнергию составили: 90  2  ¼ = 45 коп. Итого: затраты на картину составили 45 копеек.

    Слайд 10

    ОЦЕНКА ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

    1. Мне очень нравится придумывать разные изделия и работать с лоскутами. 2. При разработке проекта я узнала, какие виды аппликации существуют, какие цвета и как подбирать для работы. 3. В будущем хочу выполнить более сложное изделие.

    Посмотреть все слайды

    Раздел программы : Рукоделие. Художественные ремёсла.

    Тема урока : Выполнение аппликации из ткани.

    Цель: ознакомить учащихся с технологическими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации из ткани, научить выполнять её.

    Задачи:

    1. Образовательная – научить приёмам изготовления аппликации из ткани.

    2. Воспитательная – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, воспитывать аккуратность в работе.

    3. Развивающая – развивать трудолюбие, индивидуальные творческие способности в процессе технологической деятельности, выработать навыки выполнения аппликации, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроль, самостоятельность.

    Необходимое аппаратное и программное обеспечение : персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация.

    Наглядные пособия : образцы изделий с аппликацией, эскизы художественного оформления швейных изделий, журналы мод, журналы по рукоделию, инструкционные карты.

    Инструменты, материалы и оборудование : образцы тканей, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка, ножницы, шаблоны рисунков, нитки, иглы, утюг, швейная машина.

    Тип урока : комбинированный урок.

    Методы обучения:

    по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический; проблемно – поисковый.

    по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала;

    Межпредметные связи : ИЗО, информатика.

    Ход занятия.

    I . Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Проверка явки.

    Сообщение темы и целей урока.

    II. Актуализация знаний.

    Мотивация и актуализация знаний учащихся.

    Введение в тему. Вопросы: из каких материалов выполняют аппликации? Для чего и где применяют аппликации? Какие знаете виды аппликации?

    На прошлом занятии вы узнали, что объектом нашей трудовой деятельности сегодня будет аппликация. Мы будем более подробно говорить об этом виде рукоделия, а точнее о технологическом процессе изготовления аппликации из ткани, оформляя ею свои вещи.

    III . Формирование новых знаний.

      Вспомним о цвете

    Одним из наиболее распространённых видов аппликации, который применяют для украшения, ремонта и отделки изделий является аппликация из ткани - накладное шитьё (слайд 2)

    Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения. За многие века люди вдоволь налюбовались на всё многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники (слайд 3).

    Инструкция «Сочетание цветов » (приложение 2) поможет вам избежать грубых ошибок при создании аппликации.

      Аппликация из ткани – это разновидность вышивки.

    Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием. По способу выполнения и обработки аппликации из ткани можно разделить на несколько групп:

    Простая аппликация – одиночные, большие фрагментные композиции. Все элементы нашиваются на какой-либо общий фон (слайд 4).

    Многослойная аппликация – фон основы постепенно закрывается элементами аппликации, создавая сплошное лоскутное полотно. Применяется при создании пейзажных и др. сложных сюжетных композиций (слайд 5).

    (Слайд 6) Объёмная аппликация – создаёт видимость объёма, рисунок полностью выступает над основным фоном.

    (Слайд 7) Комбинированная аппликация – использование в одной композиции нескольких видов аппликации, вышивки, лоскутной пластики и т.д.

      (Слайд 8) Способы соединения аппликации с основой

    Соединение аппликации с основной тканью можно производить ручным, машинным и клеевым способами .

    Для выполнения термической (клеевой) аппликации нужно:

      Из полиэтиленовой плёнки вырезать детали узора размером на 2-3мм больше вырезанных из ткани;

      На основную ткань положить плёнку, поверх неё – кусочки ткани и х/б проутюжильник, сложенный вдвое;

      Утюг поставить на аппликацию, не передвигая;

      Плёнка, расплавляясь, закрепляет кусочки ткани на основе.

    (Слайд 9) Способы прикрепления аппликации ручными стежками :

    Машинный способ заключается в закреплении аппликации на ткани машинной строчкой «зигзаг». Нужно выкроить деталь точно по рисунку, закрепить её на лоскуте фона и обработать границы детали швом «зигзаг« на швейной машинке так, чтобы полностью перекрыть срез детали. При выполнении машинной аппликации можно использовать тесьму или окантовочные полоски ткани.

    Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации .

      Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или серпянкой (клеевая ткань). Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

      Для того чтобы при вырезании аппликации и ее настрачивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят.

    Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой. Для выполнения выпуклой аппликации под неё подкладывают прокладочный материал - флизелин, синтепон, ватин. Аппликация может сочетаться с различными видами вышивки – стебельчатым швом, гладью, вышивкой бисером, пайетками и т. п.

      Этапы выполнения аппликации

    (Слайд 10, 11) Начало работы с аппликацией, как правило, не обходится без выбора картинки (приложение 3), а затем и ткани, из которой будет выполнена основная часть. Необходимо также запастись флизелином или другой плотной тканью для подложки, нитками необходимых цветов. Аппликация выполняется в несколько этапов. Для начала нужно выбрать рисунок, перевести его на кальку, вырезать все детали из бумаги и пронумеровать их.


    Современная аппликация бывает очень сложной по форме, именно поэтому подход к работе должен быть серьезным изначально.

    (Слайд 12, 13) Вторым этапом будет раскрой и сборка аппликации, и уже затем – накладывание ее на ткань для примерки или определения точного местонахождения. Аппликация на джинсах, к слову, должна быть очень правильно подгадана под место, так как сгибы подразумевают достаточно большую эластичность ткани, а аппликация все же плотная. Для пущей простоты и ясности аппликация из лоскутков ткани на одежде может быть сначала схематически прорисована мелом или обычным детским мылом: так станет понятно, как все будет выглядеть в натуральную величину (слайд 14, 15)

    Аппликация на платье – также очень интересный вариант. Особенно если платье однотонное: именно в таком случае яркий акцент в виде аппликации уместен вдвойне.

      Текущий инструктаж.

    Необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ (приложение 4)

    I V . Практическая работа «Выполнение аппликации из ткани».

    Применение знаний, формирование умений.

    Инструкционная карта «Аппликация из ткани» (приложение 5)

    V. Заключительная часть.

    Проверка работ учащихся, анализ допущенных ошибок, выставление оценок, демонстрация лучших работ.

    Рефлексия

    Напомнить тему и цели урока, подвести итог.

    Творческий проект «АППЛИКАЦИЯ» Работу выполнила: ученица 6 «б» класса МОУ «Зензелинская СОШ» Умерова Лилия Руководитель: Абдурахманова Б. М уч. год




    В нашем доме хранятся вещи, вышитые, связанные и украшенные моей бабушкой. Прекрасные изделия до сих пор хранят тепло её рук и сердца, а в свое время они были сказочными украшениями простого сельского дома. Написать картину с помощью иголки, клея и цветных лоскутков дело весьма увлекательное. А если найдутся кусочки меха, кожи, замши, пуговицы и шнурки, то можно создать множество забавных сюжетов. Сегодня мне хочется удивить своих родных работой сделанной своими руками, и в частности, представить на обозрение панно «Бабочка в камышах».


    Эта идея возникла у меня после просмотра журнала «Лена» г.. Рисунок показался мне не сложным, но очень красивым и я подумала, что справлюсь с ним. Схемы для вышивки в журнале не было, была только фотография, но желание сделать эту работу было огромным. Я решила использовать для этого сюжета технику аппликации. С ней мы знакомились на уроках технологии, изготавливали прихватки по несложным схемам. Здесь я рассчитывала на помощь моего учителя.


    Историческая справка Аппликацией называется вид рукоделия, при котором рисунок создается посредством пришивания фрагмента определенной формы на материал служащей основой. Аппликация в переводе с латинского обозначает прикладывание. В отличие от лоскутного шитья, при котором отдельные элементы, соединяясь, создают новое полотно, в аппликации рисунки накладываются на уже готовый фон. Происхождение этого вида рукоделия было обосновано сугубо утилитарными потребностями – необходимостью ремонтировать одежду. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства. Аппликация тесно связана с лоскутным шитьем и стежкой. Вырезанные элементы порой выглядят более выразительно, чем составленные и з лоскутков, к тому же техника стежки позволяет прорабатывать мелкие детали аппликации. В аппликации существует множество техник, с помощью которых фрагмент можно расположить и закрепить на фоне-основе. Аппликация Ручная машинная клеевая или термоаппликация




    Клеевая или термоаппликация подразумевает большую аккуратность, хорошее зрение и усидчивость, но не потребует специальных приспособлений для работы и большого количества тканей. Для ручной аппликации необходимы определенные навыки шитья. Для машинной аппликации – наличие машины и соответствующих инструментов. Для аппликации можно использовать кусочки бумаги и ткани, листья и засушенные цветы, крылышки ясеня и клена, соломка и обрезки кожи. Основой для их наклеивания служат бумага, картон, ткань, стекло, пластмасса, дерево и фанера. При этом рисунок, получается, по фактуре совсем другой, нежели тот, который бывает, нарисован карандашами, красками или фломастерами. При аппликации он оказывается немного выпуклым, более сочным, отчетливым и ярким. Вот почему техника выполнения работ в данной манере всегда являлась привлекательной и для детей и взрослых. Аппликация украсит практически любую одежду – от футболки до пальто. В различных регионах мира сложились свои техники аппликации.Они составляют часть национальных традиций рукоделия.




    Я выбрала рисунок «Бабочки в камышах». На рисунке камыши, соцветия рогоза (местное название «чакан»). Бабочки резвятся действительно в камышах. Готовим рабочее место. Соблюдаем правила техники безопасности при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине.


    В работе мне понадобится ткань для основы - холст. Для аппликации: Ткань трикотаж коричневого цвета; Ткань оранжевого цвета; Ткань темно-зеленого цвета; Ткань бархатная темно-коричневого цвета; Ткань хлопчатобумажная с рисунком «бабочки»; Нитки подходящего цвета.








    Пристрочила все детали швом «зигзаг» Из коричневого бархата, с большим запасом скроила соцветия рогоза разместила на рисунке, внутрь положила кусочки синтепона и вручную пришила Бабочек вырезала из готовой хлопчатобумажной ткани и вручную пришила. Стоимость изделия невелика, т.к. все материалы для работы я нашла дома. Холст для основы -из сундука бабушки. Я думаю лучшей рекламой такому труду будут народные поговорки: « Не учись безделью, а учись рукоделью. Маленькое дело лучше большого безделья. Друзья! Стремитесь создавать красоту своими руками. И мир станет КРАШЕ!


    Самооценка. Моей целью было вызвать удивление и восхищение своей работой. Также в процессе изготовления, мне пришлось учиться работе с различными материалами, в частности с трикотажем, создавая свою, более сложную композицию, чем на представленном рисунке. Я многому научилась, выполняя эту работу. Изделие готово! Надеюсь, моя работа понравится окружающим.Она несет частичку моей души. В моей комнате стало уютнее и даже теплее.

    История аппликации……………………………………………...

    Классификация аппликаций………………………..…………….

    Организационно-подготовительный этап………………….……

    1. Обоснование проблемы и потребности……………………

    1. Предпосылки выбора модели изделия……………………

    1. Варианты моделей изделия…………………………………

    Конструкторский этап ……………………………………………..

    6. Технологический этап ………………………………………..……

    7. Заключительный этап……………………………………………….

    7.1. Самооценка……………………………………………………..

    7.2. Экономический расчет…………………………………..……

    7.3. Трудозатраты………………………………………………….

    7.4. Экологическое обоснование………………………………….

    7.5. Защита проекта…………………………………………..……

    8. Список литературы………………………………………..……….

    Цель: доказать, что можно изготовить красивую аппликацию своими руками, которая соответствует моему замыслу по изменению интерьера комнаты.

    Задачи: 1. Изучить информацию об аппликациях на ткани и их изготовлении.

    2. Выбрать варианты наволочек, и разработать технологию их изготовления.

    3. Провести экономический расчет.

    4. Изготовить изделие.

    Понятие аппликация

    Это изготовление картины, рисунка, орнамента на ткани или бумаге посредства наложения частей, фигурок, узоров или целых картин из бумаги, ткани, листочков, соломки, бересты, пуговиц, паеток и других материалов. Кусочки можно приклеить или пришить. Основа - фен для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета изображения. Чаще всего используют цветной картон или плотную бумагу - обычную или бархатную. Размер и формат фона зависит от масштаба и темы композиции. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной. Аппликации используют для украшения ремонта одежды, портьер, салфеток, постельного и столового белья, для изготовления панно и других деталей инвентаря.

    Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Чаще всего встречается обколка контура изделий сквозными точками. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

    Кого и что изображали люди в аппликации? Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя - бархат, атлас, шелк.

    С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения. Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. В настоящее время делают бумажные силуэты - вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Последовательность над работой всегда постоянна. Прежде чем приступить к работе, необходимо нарисовать эскиз будущей аппликации и установить ее размер. Если речь идет об аппликации в виде панно, полезно при этом учитывать место ее будущего расположения и способ крепления. Образцами для аппликаций могут послужить иллюстрации из журналов, открыток, предметы декоративно-прикладного искусства. В ряде случаев может возникнуть необходимость увеличить или уменьшить рисунок. За этим следует подбор бумаги или других материалов, вырезание деталей и изображений, раскладывание их на фоне, наклеивание и высушивание.

    Наклеенную аппликацию кладут под груз. Клеящие составы, за исключением резинового клея, обладают свойствами стягивания бумаги при высыхании. Поэтому груз накладывают сразу по окончанию работы. Аппликация из ткани особенно хороша на детской одежде, в оформлении уголков для игры, при изготовлении ковриков, дорожек, салфеток, подушек, гобеленов. Аппликации из ткани крепят двумя способами: приклеиванием и пришиванием. Приметанные фигуры обшивают по краям мелкими частыми стежками шнуром подходящей толщины или различными швами на швейной машине. При изготовлении ковриков, картин, панно или вещей, не подлежащих частой стирке, используют приклеивание - более быстрый и менее трудоемкий способ. В аппликации на ткани применяют такие клеящие составы: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2, ПВА и полиэтиленовую пленку. При использовании полиэтиленовой пленки вырезанный из нее кусок подкладывают под приклеиваемую форму и сверху проглаживают горячим утюгом. Детали из ниток, меха, пряжи, ворса можно приклеивать, смочив их в растворе клея ПВА с водой.

    История аппликации

    В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18-началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

    Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

    Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликация геометрическими и аппликация криволинейными элементами.

    Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических.

    Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров.

    Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.

    В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев и цветов.

    Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, игрушки.

    Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности.

    Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси в середине 20 века. Однако они исчезли.

    Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В. Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли на основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-1970-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся\ цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В. Басалыга, и многие художники.

    Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них, искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц.

    Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и технологиями. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками Беларуси. Разрабатывают разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующихся со взглядами современного человека его мировоззрением, отличают работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную лепку с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.

    Классификация:

    По материалам:

    Аппликация из соломы прекрасно вписывается в интерьер современных помещений. Сувениры, декорированные соломой, приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полоски-закладки для книг, рамки, шкатулки, поздравительные открытки. С другой стороны, изготовление аппликации из соломы - занятие, вырабатывающее терпение и аккуратность, строгую технологическую последовательность выполнения работ.

    Цветовая гамма соломы довольно разнообразна (имеется до 100 оттенков), для аппликации употребляют соломенные ленты, получаемые горячим и холодным способами. Горячий способ заключается в том, что горячим утюгом проглаживают бумагу, под которую подкладывают соломины. Получаются узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная.

    Приемом аппликации можно выполнить декоративное панно, картину или оформить интерьер комнаты. Наклеивая различные по величине квадраты на контрастный фон, можно получить оригинальные орнаменты. Подойдут бумага, самоклеющаяся пленка, искусственная кожа, клеенка.

    При холодном способе соломину разрезают вдоль ствола и проглаживают кольцами ножниц с сильным нажимом на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке. Желто-золотистый цвет соломы получают при кипячении ее в растворе пищевой соды, а розоватый оттенок - в марганцовокислом калии. Для окраски соломы в яркие тона применяются анилиновые красители для тканей. Способы окраски указаны на пакетах с красителями.

    Материал, предназначенный для фона, должен быть плотным (фанера, оргалит, картон, пластмасса). Для аппликации из соломы пригодны казеиновый, столярный и быстро высыхающие синтетические клеи. При изготовлении аппликации, заготовленные по цвету и размеру соломины можно сразу приклеивать на фон по определенному рисунку. Проще выклеить на отдельных листах детали, тщательно их обрезать, потом наклеить на фон и высушить под грузом.

    Аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика, все больше приобретает широкую популярность. Работа с природным материалом всегда увлекательна, полезна и интересна. Подготовить растение для выполнения из них аппликаций можно по-разному: засушить их под прессом или высушить горячим утюгом - на стопу газет кладут листья, сверху покрывают еще одной газетой и проглаживают с двух сторон. Листья высыхают в течении 2-3 мин.

    Для фона используют ткань, бархатную бумагу темных или пастельных тонов. Белая бумага тоже может быть использована, она хорошо подчеркивает тончайшие оттенки растений. Композиции из больших листьев прекрасно смотрятся на фоне из фактурного картона, сурового полотна. Для композиций с использованием множества мелких деталей можно применить шелк, блестящие синтетические ткани, пленки.

    Для приклеивания наиболее приемлем клейстер из картофельного крахмала, так как он не оставляет пятен на изделиях. Синтетическими клеями хорошо приклеивать тонкие лепестки, травинки и другие детали, а плотные листья - казеиновым клеем, резиновым и ПВА. Клеящие составы наносят на обратную сторону растений.

    По способу изготовления:

    массового производства;

    природного происхождения.

    По использованию:

    функциональное изделие;

    эстетическое;

    эмоциональное.

    По стоимости:

    недорогое изделие;

    символическая себестоимость;

    По адресации:

    личностное изделие;

    индивидуальное;

    массовой адресации.

    По назначению:

    для украшения комнат;

    для продажи;

    для подарка.

    По направлениям:

    исторические;

    географические.

    Организационно-подготовительный этап

    1. Обоснование проблемы и потребности

    Учителем перед нами была поставлена задача: подготовить творческий проект на интересующую нас тему, используя знания и умения, полученные на уроках технологии. Т.к. я увлекаюсь дизайном интерьера и декоративно-прикладным искусством, меня очень заинтересовала идея реализации моих замыслов в обустройстве моей комнаты. Одну из этих идей я решила описать в этом проекте.

    1. Предпосылки выбора модели изделия

    Изначально моя наволочка из ткани (аппликация) должна вносить уют и эстетику в интерьер комнаты.

    Аппликацию изготавливают различных видов ткани. От дорогих шелков до дорогих материалов, различными способами. Все зависело от материальных доходов заказчика.

    Изучив литературу, обсудив возможные варианты с близкими, я решила, что моя наволочка должна украсить комнату моих родителей. При изготовлении аппликации используем технику объемного торцевания. Т.к. это требует наименьших финансовых затрат для бюджета нашей семьи.

    Нами были рассмотрены несколько вариантов стилей изготовления наволочки.

    Мой выбор пал на пятый варианте. Он дает возможность в дальнейшем корректировать дизайн всей комнаты в том иди другом, придает комнате романтичности и уединенности.

    1. Варианты моделей изделия

    Вариант 1.

    Вариант 2.

    Вариант 3.

    Вариант 4.

    Вариант 5.

    Конструкторский этап

    Выбор лучшей идеи. Обоснование выбора

    Рассмотрим изделия из различных материалов. Знаком «+» отметим удовлетворение предъявляемых требований, знаком «-» - неудовлетворение.

    Дизайн - спецификация

    Салфетка должна:

    Модель № 1

    Модель № 2

    Модель № 3

    Модель № 4

    Модель № 5

    Быть полезным и практичным

    Быть относительно небольшого размера

    Выполнено из недорогих, доступных и экологически чистых материалов

    Сохранять свои начальные качества

    Быть устойчивым к внешней среде

    Отвечать требованиям пропорциональности форм и линий (требования дизайнам)

    Легко отличаться от других благодаря определенному дизайну

    Быть несложным в изготовлении

    Не представлять опасности для окружающих

    Вызывать положительные эмоции

    Технологический этап

    ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПУГОВИЦ (ПАЕТОК) ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБЪЕМНОЙ АППЛИКАЦИИ

    Оборудование: ножницы, карандаш, пуговицы разных цветов и размеров, декоративные украшения (паетки), кусок ткани размера 30 х 40 см из габардина черного цвета, или кусочек кожи, клей для склеивания пластмасса или кож изделий; можно использовать пистолет с силиконовыми палочками; пинцет.

    Ход работы.

    Для изготовления декоративной наволочки нам понадобится:

    Пуговицы (я выбрала белые так, как они будут больше сочетаться с тонами черного и золотистого цвета);

    Кусочек кожи (черный) для трафарета мужского и женского силуэта;

    Клей, желательно для пластмасса или изделий из кожи.

    Для изготовления силуэтов нам понадобится картон с трафаретами мужчины и женщины. Лицевую сторону лучше выбрать ту которая блестящая, на ее фону будут лучше смотреться пуговицы и паетки.

    Вырезав трафареты силуэтов, мы приклеиваем их на основу наволочки. Для того чтобы наволочка не склеилась, во внутреннюю часть мы подкладываем картон.

    Приклеив трафарет, мы оставляем его на 20-25 минут для высыхания.

    Пока трафарет высыхает, мы подбираем пуговицы для изготовления женского платья. Пуговицы могут быть не только больших, но и средних, и малых размеров.

    Теперь берем наволочку с изображением женского силуэта. И поочередно выкладываем пуговицы: нижний ряд - больших размеров, а верхний - для закрытия пространства наклеиваем пуговицы средних и малых размеров.

    Для изготовления мужского силуэта, мы будем использовать паетки. Процесс приклеивание, такой же, как и в изготовлении наволочки с женским силуэтом.

    Наши декоративные наволочки готовы.

    Теперь их можно надеть на маленькие подушечки, что будет служить очень интересным декоративным изделием для комнаты.

    Заключительный этап

    1. Самооценка

    Изготовленная мною наволочка получилась нарядной, яркой. Конечно, в процессе выполнения работы я встречалась со многими трудностями, но, как мне кажется, я справилась с ними. Небольшая наволочка, сделанная мною, может служить не только украшением диванной подушки в интерьере комнаты моих родителей, но и при случае служить игрушкой для маленьких детей.

    1. Экономический расчет

    Стоимость наволочки для диванной подушки, выполненной в технике объемной аппликации можно вычислить следующим образом: Стоимость ткани не учитываем, так как используем остатки ткани, используемых для изготовления других швейных изделий.

    Наименование используемых материалов

    Цена (руб.)

    Расход материалов

    Затраты на материалы

    Наволочка

    Кусочки кожи

    Пуговицы б/у

    Силиконовая палочка

    Несмотря на довольно незначительные материальные затраты, я получила нарядную наволочку, которая украсит интерьер комнаты моих родителей, причем за гораздо меньшую стоимость, чем пришлось бы мне заплатить при покупке аналогичного изделия в магазине.

    1. Трудозатраты

    На изготовление декоративной наволочки я потратила времени 4 часа.

    На выкройку деталей - 1 ч. (2 руб. в час) 2 рубля;

    Отутюживание - 10 мин (3 руб. в час) 50 копеек;

    Приклеивание пуговиц и паеток - 2часа (3 руб. в час) 6 рублей.

    1. Экологическое обоснование

    Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании своего проекта я пользовалась ножницами, клеем, пинцетом и считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено.

    Лоскутки кожаной ткани, как бережливая хозяйка, дала мне мама, они остались у нее, после изготовления швейных изделий, а также я использовала для работы вещи, которые уже непригодны для носки. Тем самым не пришлось их выбрасывать, следовательно, не был нанесен ущерб окружающей среде, а вещи получили вторую жизнь.

    Изделия из лоскутков ткани позволяют добиться безотходного производства, так как для работы могут понадобиться даже самые маленькие лоскутки. Тем самым мы приносим пользу окружающей среде, не загрязняя ее.

    1. Защита проекта

    Учителем перед нами была поставлена задача: подготовить творческий проект на интересующую нас тему, используя знания и умения, полученные на уроках трудового обучения. Т.к. я увлекаюсь дизайном интерьера и декоративно-прикладным искусством, меня очень заинтересовала идея реализации моих замыслов в обустройстве комнаты моих родителей. Одну из этих идей я решила описать в этом проекте.

    Нами было рассмотрено несколько вариантов стилей оформления декоративных наволочек.

    Мой выбор пал на пятый вариант. Он дает возможность в дальнейшем корректировать дизайн всей комнаты в том или другом направлении.

    Обсудив проблему с материалом, я решила, что при изготовлении декоративной наволочки можно использовать остатки ткани, б/у пуговицы, старые бусы, простыни, наволочки.

    В процессе выполнения работы я старалась выполнить изделие аккуратно и качественно. Мне было важно, чтобы мою работу оценили родители и подруги. Что позволило бы мне продолжить дальше заниматься изменением интерьера комнаты. Считаю, что со своей задачей справилась. А при изготовлении следующих изделий учту и исправлю те ошибки, которые были допущены при выполнении данной работы.

    Я надеюсь, что успею изготовить еще несколько декоративных наволочек в качестве подарка для своей подруги.

    Считаю, что несмотря на развитие высоких технологий нашей промышленности, работающей с современными материалами, такое изделие своими руками может выполнить любой школьник в подарок своей семье.

    Ты сладко спать сегодня будешь,

    И мой подарок не забудешь.

    Ведь я сошью тебе подушку,

    Заметь: подушку, не игрушку.

    Сны будут яркие на ней,

    А во дворе всё зеленей.

    Расскажешь мне, тебе же как спалось,

    И что во сне сейчас сбылось.

    Тема: Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении

    План


    Введение

    Заключение

    Литература

    Приложения

    Введение


    Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

    Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника, служит целям умственного, сенсорного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

    Выбранная тема актуальна.

    Объект работы - процесс художественного воспитания старшего дошкольника.

    Предмет работы - аппликация из ткани в работе с детьми дошкольного возраста.

    1. История возникновения и развития аппликации как художественного творчества


    Аппликация - это вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу-фон. При этом материалом-основой, как правило, служит дерево, плотная бумага или картон.

    История аппликации берет свое начало в 18 - начале 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

    Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

    Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи, и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами.

    дошкольное образовательное ткань аппликация

    Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических. Так же несхожи и технологии их изготовления.

    Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров. Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.

    В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев, бутонов и цветов.

    Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, детские игрушки.

    Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси еще в середине 20 века, однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.

    Позже взамен соломки начали употребляться лоскутки ткани, даже кожи. Аппликации украшались семечками подсолнуха, крупами, орешками. Со временем в аппликации начали применяться лаки, красители, которые имели возможность помочь продлить жизнь предмету этнического творчества.

    2. Технология создания аппликации из ткани. Материалы и оборудование


    Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамочку, а для красоты обшить контрастными нитками или обвести специальной краской для ткани по контуру рисунка.

    Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. Но в любом случае элементы: аппликаций - цветы, деревья, птицы, звери и т.д. - должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.

    Для тканевой аппликации материалами могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.

    Для того чтобы при вырезании аппликации и ее пришивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят: лоскуты из ситца, сатина, бумазеи - клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); лоскуты из шелка, батиста, кружева, синтетических тканей - желатином (сухие лоскуты растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают, но не гладят).

    С маленькими детьми аппликацию лучше делать на клею. Из предварительно накрахмаленной ткани вырежьте детали вашей аппликации, обильно намажьте изнаночную сторону клеем БФ и наклейте на основу вашей картины. Для лучшего высыхания 2 часа накройте аппликацию влажной хлопчатобумажной тканью, сверху поставьте теплый утюг.

    Дети постарше, после 5 лет, могут делать аппликации, используя для склеивания полиэтилен. Детали аппликации так же делают из предварительно накрахмаленной хлопчатобумажной ткани. Делают это так: Под основу картины подложите несколько слоев газеты. На газеты разложите тонкую полиэтиленовую пленку, а сверху на полиэтилен заготовки для аппликации. Все это накройте листом белой бумаги и прогладьте горячим утюгом. Ткань легко приклеится к основе, а излишки пленки приклеятся к бумаге.

    Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, орнаменты на предметах декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшить или увеличить иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунки по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, а на листе бумаги, где должен быть увеличенный или уменьшенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего или меньшего размера, и на них переносят рисунок. Можно перенести на бумагу отдельные элементы рисунка, чтобы получить затем выкройки этих элементов.

    Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей. Эскиз необходим для контроля. Заготовленные бумажные выкройки накладываются на материю, прикрепляются к ней булавками, а если фигура крупная и сложная, ее приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо присоединить кофту с юбкой, то к концу кофты следует сделать прибавку и на нее пришить юбку. Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, нужно обязательно по долевой нити, иначе они деформируются (растянутся).

    Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступают к закреплению аппликации на основе.

    Материалы и оборудование в технике аппликации по ткани обычно используются следующие: клей ПВА, бумага, лоскутки ткани, ножницы, бусинки, тесьма и т.п.

    Вообще техник выполнения аппликаций с помощью ткани несколько. Детские аппликации из ткани, как правило, делаются с помощью наклеивания, ведь держать иголку в руках, и что самое главное, аккуратно с ней обращаться, малышам пока тяжело. Поэтому в качестве материала для пробных поделок можно выбрать валяную шерсть или другой легкий и простой в приклеивании материал. Вначале определяется, какой именно узор будет сделан, на бумажной или картонной основе чертится рисунок. Тонкую ткань следует вырезать по долевой нити, чтобы избежать вытягивания лоскутка (Рис.1).


    Рис. 1. Аппликация из ткани "Улитка"


    Еще один вариант, который подойдет для выполнения вместе с детьми - это приклеивание ткани на клеящуюся основу, например флизелин. Для этого можно взять основу от самоклеющейся пленки, проложить ее клеевой тканью, а сверху накрыть тканью нужного цвета. Весь этот тканевой "сендвич" следует прогладить утюгом. Затем с обратной стороны. Там где бумажная основа, размечаются контуры рисунка, вырезается и аккуратно снимается слой основы. А лоскуток наносится на кусочек ткани и также проглаживается утюгом. Подобным образом собираются все детали будущей работы в большой рисунок.

    Украсить поделку вам помогут различные пуговицы, бусины, пайетки, но главным украшением будут умело подобранные фрагменты ткани - настоящее рукоделие.


    3. Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста


    Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

    Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

    Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.

    Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

    Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

    На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных тканей, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться в пространстве заготовки. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.

    У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный - короткий, узкий - широкий, высокий - низкий, больше - меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т.д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

    Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание.

    Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы, составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

    На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

    На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

    Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.


    4. Особенности работы с детьми дошкольного возраста по созданию аппликации из ткани (наличие приложений с эскизами вариантов изделий, оформленных аппликацией из ткани для детей дошкольного возраста: декоративных панно, салфеток, прихваток)


    "Программой воспитания и обучения в детском саду" предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:

    ·составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на тканевой основе различной формы;

    ·составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;

    ·овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;

    ·формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;

    ·формировать чувство формы, пропорций, композиции.

    Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность. Пример аппликации из ткани приведен в приложении (Приложение 1)

    Задачи, решаемые в этом возрасте элементарны:

    ·развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;

    ·дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;

    ·развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться "вслед" за взрослыми.

    Действия детей с тканью постепенно усложняются. На четвертом году жизни ребенка задачи поставлены более сложные:

    ·учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;

    ·учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиками.);

    ·формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на ткани-основе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;

    ·воспитывать художественный вкус.

    В средней группе решаются более сложные задачи:

    ·учить вырезать детали для аппликации из ткани простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;

    ·обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);

    ·учить располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.

    Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

    Перечислим особенности методов и приемов обучения детей аппликации.

    Младшая группа. При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию стимулирует их активности.

    Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

    Средняя группа. В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четками словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на ткани линию по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

    Старший дошкольный возраст. Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием "половина предмета" дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.

    Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.

    Приведем пример на технике "мозаика тканью". Для каждого возраста подбираются определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Аппликация в технике "мозаика" предполагает складывание и фиксацию фигурок из кусочков ткани. Например, в младшей группе к занятию "Коврики" готовится следующий материал: по одной полоске из ткани (ткань для всех занятий обязательно обрабатывается раствором желатина, утюжится) 5х20 см. с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка, по 6 кругов разного цвета; полоски ткани разного цвета.

    К занятию "Салфетки" в младшей группе готовятся цветные тканевые квадраты, размером 15х15 см., круги двух цветов (их количество и цвет разные), полоски ткани 5х20 см. двух - трех цветов. А к занятию "Петушок с цыплятами" изготовляются на каждого ребенка конверты с наборами геометрических форм из ткани. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагается для работы.

    В старшей группе к коллективной работе "Цирк" необходимо приготовить лист тонированной бумаги 60х120 см., цветные лоскуты геометрических форм, ткани с нанесенным силуэтным рисунком.

    В подготовительной к школе группе к коллективной работе "Сад сказочной птицы" готовятся цветные заготовки лоскутков ткани, цветные нитки (распущенная пряжа).

    Работа с мозаикой ткани проходит несколько этапов, на которых развиваются художественные, познавательные и творческие способности ребенка.


    5. Конспект занятия по реализации образовательной области "Художественное творчество" (аппликация из ткани) в старшем дошкольном возрасте


    Занятие на тему "Парад моделей" (Приложение 2).

    Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с подкладной аппликацией из ткани с использованием трафарета.

    Образовательные:

    ·знакомить с последовательностью выполнения изделия;

    ·знакомить с умением составлять гармоничные сочетания в модели;

    ·формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

    Воспитательные:

    ·воспитывать художественное чувство цвета, красиво сочетая их в узоре;

    ·воспитывать интерес детей к созданию собственного образа;

    ·воспитывать желание выполнить работу аккуратно, красиво, неповторимо.

    Развивающие:

    ·развивать умение основных приемов наклеивания (пользоваться кистью, клеем, тряпочкой; последовательно наклеивать формы);

    ·развивать эстетические чувства в декорировании.

    Необходимое оборудование:

    Для детей:

    ·лист белого картона А4 (по кол-ву детей),

    ·шаблон-трафарет такого же размера, как и лист белого картона (по кол-ву детей),

    ·кисточка, клей ПВА, тряпочка,

    ·фломастеры,

    ·карандаши цветные и простой,

    ·цветные лоскуты ткани,

    ·кружево, пайетки, ленточки и др. для украшения.

    Для воспитателя:

    ·лист белого картона А3,шаблон-трафарет такого же размера, как и лист белого картона,

    ·кисточка, клей ПВА, тряпочка, фломастеры,

    ·карандаши цветные и простой,

    ·цветные лоскуты ткани,

    ·кружево, пайетки, ленточки и др. для украшения,

    ·ножницы.

    Предшествующая работа с детьми:

    ·Беседа с детьми о происхождении одежды и моды.

    ·Рассматривание иллюстраций с историческими костюмами.

    ·Знакомство детей с профессией модельер.

    ·Знакомство детей с различными тканями.

    ·Сюжетно-ролевая игра "Дом моделей".

    1 Этап. Организационный момент. (5 мин.)

    В начале занятия вспоминаем с детьми предыдущую беседу по окружающему миру, где познакомились с новым понятием в профессии "модельер". И детям предлагается создать свои модели.

    Далее воспитатель показывает готовую работу, сделанную заранее. Обращаем внимание на то, что создано на картине, для чего предназначен этот костюм. Какие материалы применили, что использовали для декорирования. Каким способом соединяли детали и что для этого необходимо. Обратили внимание на соотношение тканей и цветовой колорит. Что она выполнена аккуратно, красиво.

    Далее детям предлагается подумать о том, какой костюм могут создать они сами, что им для этого необходимо и как будет украшен их костюм (Дети могут заранее на предварительной работе выбрать необходимый материал для будущего создания костюма.).

    Этап. Подготовка к самостоятельной деятельности и практическое изготовление модели. (20 мин.)

    Детям показывают и объясняют последовательное выполнение работы (Приложение).

    После этого дети приступают к самостоятельному изготовлению своей модели. В ходе работы воспитатель уточняет последовательность действий, оказывая индивидуальную помощь. Поддерживает интерес ребят к созданию индивидуального образа, обращая внимание на гармоничное сочетание ткани в модели и на сочетание цветов. Обращает внимание на аккуратное приклеивание ткани. После выполнении 8 пункта проводится физкультминутка:

    Мы маленькие куколки (дети стоят, изображая куколок) умеем танцевать Вертеть головкой, (повороты головы вправо и влево) Ручками (движение рук вверх вниз) и глазками моргать. (дети моргают глазами)

    Лежали мы в коробочке никто в нас не играл, (дети наклоняются вперед) не шил нарядных юбочек, (в воздухе рисуют силуэт юбки) кудрей не завивал. (накручивают на пальцы волосы) Такие вот нарядные мы в гости к вам пришли. (дети маршируют на месте) И много, много радости с собою принесли. (дети хлопают в ладоши)

    По окончанию разминки дети продолжили работу по оформлению и декорированию.

    Этап. Подведение итога (5 мин.).

    Собрав всех детей на выставку, проводится беседа по результатам наших работ. Вспоминаем с детьми, как называется наша аппликация. Посмотрим, все ли справились с изготовлением модели, понравилась ли им сегодня быть модельерами. Благодаря данной технике можно моделировать другие картины (пейзаж, натюрморт, и др.).

    Заключение


    Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.

    Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана она и с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

    Аппликация из ткани развивает воображение, мелкую моторику, тактильную чувствительность старших дошкольников. Правильно организованные занятия по аппликации из ткани способствуют развитию художественного вкуса у старших дошкольников.

    Таким образом, в художественном творчестве старшего дошкольника в условиях детского сада обязательно должны присутствовать элементы техники аппликации из ткани.

    Литература


    1.Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

    2.Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2006.

    .Дронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке. Аппликации в игре. - М.: ГНЦ, 2004.

    .Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

    .Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 2006.


    Приложения


    Приложение 1. Аппликация из ткани "Грибок" (средняя группа)


    Приложение 2.


    Технология последовательности изготовления модели

    Раздается на каждого ребенка по 1 готовому трафарету и чистый белый лист картона такого же размера.

    На чистый лист наложить полученный трафарет и обвести контур платья по внутренней стороне. Трафарет отложить.

    На лист с нарисованной моделью наложить ткань, чтобы убедиться в том, что она заходит за контур.

    Отложить ткань в сторону и тщательно промазать клеем нарисованное платье.

    На подготовленную поверхность приклеить ткань аккуратно разглаживая поверхность.

    После берем отложенный трафарет и с изнаночной стороны промазываем клеем.

    Готовый трафарет накладываем сверху на лист с приклеенной тканью.

    Дать работе время высохнуть, чтобы листы хорошо склеились.

    9. Оформить работу, раскрасив саму модель и фон.

    Декорируем модель - пайетками, блестками, лентой и др. материалом для украшения.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • Поделиться: